X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Ампир как средство укрепления власти Наполеона

Ампир (поздний классицизм) — это архитектурный стиль, органично соединивший в себе римскую классику с египетскими мотивами. В переводе на русский ампир означает «империя, командование, власть». Стиль сформировался во Франции в начале XIX века.

Триумфальная арка

Архитектура ампира не использует понятие национального варианта. Именно по этой причине под термином «ампир» подразумевают исключительно искусство Франции начала XIX столетия. 

Истоки и судьба ампира в Европе

Стиль непримирим к народным традициям. На­полеон Бонапарт считал искусство средством укрепления власти и прославления подвигов своего великого войска. Ампир был в свое время выражением притязаний Наполеона на мировое господство, а поэтому насиль­ственно насаждался на завоеванных тер­риториях. Однако побежденные страны не принимали новый стиль, создавая оппози­ционное направление — бидермайер.

Един­ственной страной, принявшей ампир, стала Россия. Таким образом, европейский ампир был представлен в двух вариантах: французском и русском. В середине XIX века стиль теряет свои позиции, уступая место разнообразным эклектичным течениям, что свидетельствовало об упадке классицизма.

Характерные черты французского акмпира

Для стиля характерны геометрическая правильность, пропор­циональность, целостность и монументальность. Ампир в архи­тектуре представлен в основном триумфальными ар­ками, колоннами и дворцами.

Церковь сен мадлен экстерьер

Фасады и интерьер зданий часто деко­рируются военной ат­рибутикой: доспехами, ге­ральдическими орлами, венками. Так, например, спальня Жозефины при Мальмезонском дворце была сделана в виде походной палатки. Интерьеры дворцов украшались живописью, росписью, рельефами, бронзой и вазами. Ме­бель из темного дерева с бронзовой золоченой отделкой выглядела очень богато. В орнаментах преобладали растительные формы и фантас­тические мотивы.

Стиль ампир наиболее ярко представлен интерьерами рези­денций императоров — Лувра, Фонтенбло, Мальмезона.

Ампир отдает предпочтение прямым линиям и мас­сивным геометрическим объемам. Независимо от назначения, зда­ниям придают античную форму. Излюбленной формой становится Триумфальная арка.

Закономерности и парадоксы

Ампир, являясь поздним периодом развития клас­сицизма, коренным образом отличается от него. Он отражает вы­рождение клас­сицистических форм, продолжая в то же время его традиции. В ампире находят и черты романтизма. Если классициз­му присущи мягкие тона, то ампир предпочитает пестрые цвета флага Бонапарта: си­ний, белый и красный.

Алтарь церкви сен мадлен

Смешение элементов ис­кусств Древнего Рима и Егип­та не делает ампир эк­лектичным стилем. Возмож­но, это связано с тем, что архи­тектура древних римлян не была лишена в свое время египетской экзотики. Ампир продолжает обращение к прошлому, к истории, возрождая прежние классицистические формы.

Основными представителями ампира были придворные архитекторы Наполеона — Шарль Персье и Пьер Фонтен.

 Ампир: от Египта и Рима — до Наполеона:


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Архитектура в стиле ампир
История происхождения стиля ампир
Комментарии