Первый десятокВспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы. Молимся о матерях, отцах и детях."О, Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани рабов Твоих (имена родителей и сродников), а умерших со святыми упокой в вечной славе Твоей".
толкование
Дева Мария родилась в Иерусалиме у благочестивых иудеев Иоакима и его жены Анны. У них долго не было детей. Во время большого праздника Иоаким принес в Иерусалимский храм дары, но священник отказался их принять, сказав, что бездетная семья недостойна приносить жертвы Богу. В Древнем Израиле бездетность считалась позором и наказанием Божьим за грехи. Но Иоаким и Анна вели праведную жизнь. Не давая им детей, Бог испытывал их веру. Услышав суровые слова священника, Иоаким горько разрыдался и удалился в пустыню, чтобы молить Вседержителя о милости. Анна также горячо молилась. Тогда супругам одновременно явился ангел, который сказал им одно и то же: что у них скоро родится Дочь по имени Мария, через которую все народы получат благословение Божие. Так, смиренно перенося свое несчастье, Иоаким и Анна получили от Бога награду. Иоаким отправился в Иерусалим, чтобы воздать хвалу Богу и принести жертвы в храме. Там он встретил свою жену. Вскоре у них родилась дочь, которую по повелению ангела назвали Марией. После того как она подросла, родители посвятили Ее Богу и отдали на воспитание в Иерусалимский храм. Впоследствии же у Нее родился Иисус Христос, Сын Божий.
Второй десятокВспоминаем Введение во храм Пресвятой Девы Богородицы. Молимся о заблудших и отпавших от Церкви."О, пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани и соедини (или присоедини) к Святой Православной Церкви заблудших и отпавших рабов Твоих (имена)".
толкование
Родители Пресвятой Девы Марии Иоаким и Анна долго не имели детей. Они горячо молились о даровании им ребенка и дали обет посвятить его Богу, если он родится. Когда Марии было три года, родители торжественно привели ее в Иерусалимский храм, чтобы исполнить обещание. У порога храма их встретил первосвященник — Захария, отец святого Иоанна Крестителя. В храм вели 15 высоких ступеней, по которым мог подняться только взрослый человек. Но как только Марию поставили на первую из них, девочка, укрепляемая силой Божией, быстро взбежала вверх. Захария ввел Ее в Святая святых — место, куда дозволялось входить только священнику и только раз в год. Подобное деяние было неслыханным нарушением религиозных правил, но Захария сделал это по внушению Святого Духа: Дева Мария была достойна этой чести, потому что ей предстояло родить Бога.
Третий десятокВспоминаем Благовещение Пресвятой Богородицы. Молимся об утолении скорбей и утешении скорбящих.
"О, Пресвятая Владычице Богородице, утоли наши скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабам Твоим (имена)".
толкование
Мария жила в Назарете и была по иудейскому обычаю обручена с плотником по имени Иосиф. Однако она была с детства посвящена Богу и дала обет целомудрия, так что Иосиф был ей не мужем, а опекуном и хранителем ее чистоты. В назначенный час посланец Бога архангел Гавриил явился Марии и рассказал, что ей предстоит родить Спасителя мира. Мария удивилась, потому что была невинна и собиралась хранить невинность всю жизнь, но архангел объяснил ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (от Луки, глава 1, стих 35). На это Мария кротко ответила: «Я Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (там же, стих 36). Чаще всего Благовещение приходится на Великий пост. В этот день ради праздника пост не отменяется, но послабляется — разрешается рыба и вино. По старой русской традиции в праздник Благовещения птицы выпускаются из клеток на волю.
Четвертый десятокВспоминаем Встречу Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветою. Молимся о соединении разлученных, у кого близкие или дети в разлуке или пропали без вести."О, Пресвятая Владычице Богородице, соедини в разлуке находящихся рабов Твоих (имена)".
толкование
Отображает событие, описанное в Евангелии: «Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Евангелие от Луки, глава 1, стихи 39-41).
Пятый десятокВспоминаем Рождество Христово, молимся о возрождении душ, о новой жизни во Христе."О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне, во Христа крестившемуся, во Христа облещися".
толкование
Согласно православному вероучению, Иисус Христос был одновременно человеком и Богом — воплощением второго лица Святой Троицы, Бога-Сына. Поэтому Он был зачат не от союза мужчины и женщины, а действием Святого Духа. Спутник Девы Марии Иосиф был лишь обручен с ней и, по указанию Бога, должен был быть хранителем ее чистоты. Незадолго до рождения Спасителя римский император Октавиан Август приказал устроить перепись населения. Каждый должен был пройти ее в своем родном городе. Праведный Иосиф и Мария, жившие в Назарете, пошли в Вифлеем — город их предка, царя Давида. В Вифлееме все гостиницы были переполнены, и супругам пришлось остановиться в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду загоняли скот. Там и родился младенец Иисус. В это время недалеко от пещеры пасли стадо пастухи. Им явился ангел, который рассказал о том, что в эту ночь родился Спаситель мира. Восславив Бога, пастухи поспешили в пещеру и поклонились Младенцу. В ночь, когда родился Иисус, на небе появилась новая звезда, которую увидели три мудреца (волхва) из восточной страны. Это стало для них знаком, что родился Спаситель мира. Волхвы отправились поклониться Младенцу и принесли ему дары, имевшие пророческое значение: золото как Царю, ладан как Богу и смирну (благовоние, которым по обычаю помазывали умерших) как тому, кому предстоит умереть. В православных храмах на Рождество проходят особые праздничные богослужения — повечерие и ночная литургия. Празднику предшествует многодневный Рождественский пост.
Шестой десятокВспоминаем Сретение Господне, и пророченное святым Симеоном слово: "И Тебе Самой оружие пройдет душу". Молимся, чтобы Матерь Божия встретила душу в час кончины и сподобила при последнем издыхании причаститься Святых Таин и провела бы душу через страшные мытарства."О, Пресвятая Владычице Богородице, сподоби меня при последнем издыхании причаститься Святых Таин Христовых и Сама проведи душу чрез страшные мытарства".
толкование
Сретение Господне — один из главных православных праздников. В этот день христиане вспоминают встречу Святого семейства с праведными Симеоном Богоприимцем и Анной Пророчицей в Иерусалимском храме. По древнееврейскому обычаю, если у молодой матери первенцем был мальчик, на 40-й день после рождения его приносили в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Богу. Так поступили и Иосиф с Девой Марией. В храме их встретил праведный старец по имени Симеон. Этот благочестивый человек всю жизнь ожидал рождения Спасителя, и Господь пообещал, что Симеон не умрет, пока не увидит Его. Увидев Иосифа и Марию с Младенцем Иисусом, праведник узнал Спасителя и, взяв Младенца на руки, возблагодарил Бога. Он предсказал Марии, что Ее Сына ждет страдание и Крест, и сама Она познает много скорби. При этом присутствовала Анна — престарелая вдова, наделенная пророческим даром. Она рано осталась без мужа и с тех пор всё время проводила в храме в постоянной молитве. Анна Пророчица тоже узнала Спасителя и стала рассказывать народу о Его пришествии. Праздник Сретения Господня отмечается с IV века.
Седьмой десятокВспоминаем бегство в Египет Божией Матери с Богомладенцем, молимся, чтобы Царица Небесная помогла бы избежать искушений в этой жизни и избавила бы от напастей."О, Пресвятая Владычице Богородице, не введи меня во искушение в сей жизни и избави меня от всяких напастей".
толкование
С самого начала Своей земной жизни Христос не только претерпевал голод, жажду, холод и прочие испытания, которым подвержена наша смертная плоть, но был преследуем и гоним, дабы подать пример Своим будущим ученикам, научая апостолов с радостью переносить все невзгоды, ожидающие их в этой жизни.
Восьмой десятокВспоминаем исчезновение двенадцатилетнего отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по поводу этого. Молимся, испрашивая у Богоматери постоянную Иисусову молитву."О, Пресвятая Владычице Богородице, Пречистая Дево Марие, даруй мне непрестанную Иисусову молитву".
толкование
Иисусова молитва — особый вид углубленной молитвы, известной у восточных подвижников с V века. О ее силе свидетельствуют все, кто вводил ее в свою жизнь. «Больше чем какая-либо другая молитва, Иисусова молитва направлена к тому, чтобы поставить нас в Божие присутствие без всякой мысли, кроме сознания того чуда, что мы здесь и Бог с нами» (митрополит Антоний). Эта молитва требует большого труда и умения сосредотачиваться. Обладая великой силой, она в то же время может стать опасной для того, кто приступает к ней без подготовки. Необходимым для нее условием св. Отцы считают покаяние и смирение. «Смирением же, рождающимся от послушания, по свидетельству святого Иоанна Лествичника и многих св. отцев, возможет он (молящийся) избежать всех прелестей и сетей диавольских, и тихо, безмолвно, без всякого вреда, постоянно упражняться в этом мысленном деле, с великим душевным преуспеянием» (Паисий Величковский).
Девятый десятокВспоминаем чудо в Кане Галилейской, когда Господь претворил воду в вино по слову Божией Матери: "Вина нет у них". Просим у Божией Матери помощи в делах и избавлении от нужды."О, Пресвятая Владычице Богородице, помоги мне во всех делах и избави меня от всяких нужд и печали".
толкование
Смысл этого знамения и его важность указана в словах: «и явил славу Свою». О какой славе здесь речь? Никакой иной славы здесь нельзя понимать, кроме божественной славы воплотившегося Логоса, которую созерцали апостолы (Ин.1:14). И в дальнейших словах евангелиста: «и уверовали в Него ученики Его», прямо указано действие этого проявления славы воплотившегося Логоса. Ученики Христа постепенно приходили к вере в Него. Сначала их вера находилась в зачаточном состоянии – это было в то время, пока они пребывали с Иоанном Kрестителем. Затем эта вера стала уже больше, когда они приблизились ко Христу (Ин.1:50), а после проявления Его славы на браке в Kане они достигли такой степени веры, что евангелист нашел возможным сказать о них, что они «уверовали» во Христа, т. е. убедились, что Он – Мессия, и притом Мессия не только в том ограниченном смысле, какого ожидали иудеи, но и существо, стоящее выше обыкновенных посланников Божиих.
Десятый десятокВспоминаем стояние Божией Матери у Креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Ее душу. Молимся Божией Матери о подкреплении душевных сил и об отгнании уныния."О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Дево Марие, укрепи мои силы душевные и отжени от меня уныние".
толкование
Желанное Мое Чадо, Превозлюбленный Сын Мой! — с плачем говорила Пречистая Христу. — Как осудило Тебя на распятие беззаконное еврейское сонмище". "Увы Мне! Я уязвляюсь сердцем и душой, видя Тебя пригвожденным ко кресту среди двух злодеев". Не могу видеть Тебя пригвожденным на древе. "Как страдаешь Ты и терпишь страдания, Сладчайший Сыне, священное Мое Чадо". Как умерщвляешься Ты, промышляющий об оживлении всех умерших"Оружие прошло Мое сердце" "Какими очами посмотрю на Тебя, висящего на кресте Как не восплачу и как не возрыдаю, видя Тебя страждущим. "Что воздали Тебе, Вселюбимый, враги, желая оставить Меня бесчадной. При виде Твоего страдания горит Моя утроба"Как претерплю Я болезни. "Возлюбленное и сладкое Чадо! Ныне вижу Тебя нагим, уязвленным, бесславным и горько уязвляюсь. Незаходимое Солнце, Превечный Боже! Ты незаслуженно страдаешь" "Рождая Тебя, Я не имела скорбей и болезней. Но ныне терзаюсь и принимаю болезни, не терпя видеть Тебя поднятым на крест". "Я пронзаюсь в сердце горькими стрелами и погружаюсь в безмолвную печаль"Как несправедливо страдаешь Ты, объемлющий страдания людей из желания избавить их от гибели"Безумное еврейское собрание преогорчевает Тебя, думая удалить с земли. Я матерински болезную сердцем, лишаемая Тебя. "Сыне Мой, Сладкий Мой Свет! Зашел на кресте образ Твоей красоты" . "Твои руки и ноги пригвоздились беззакониями людей и Ты изливаешь кровь Твою". "Не оставь Меня в мире одну и бесчадною".
Одиннадцатый десятокВспоминаем Воскресение Христово и молитвенно просим Божию Матерь воскресить душу и подать новую бодрость к подвигу."О, Пресвятая Владычице Богородице, воскреси душу мою и даруй мне постоянную готовность к подвигу".
толкование
Иисус был распят на кресте в пятницу и в тот же вечер похоронен Своим тайным учеником Иосифом Аримафейским в гробнице, которую тот готовил для себя. Следующим днем была суббота, во время которой по иудейскому закону ничего было нельзя делать, и все ученики остались дома. На следующий день рано утром женщины из числа последовательниц Христа отправились к Его гробнице, чтобы по обычаю помазать Его тело благовониями. Но они обнаружили, что гробница пуста. Им явились два ангела в сияющих одеждах и сказали: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть преданным в руки грешников, и быть распятым, и в третий день воскреснуть» (от Луки, глава 24, стихи 5—7). Женщины вспомнили слова Спасителя и отправились с радостной вестью к апостолам. На обратной дороге им явился сам воскресший Христос, и они с великой радостью поклонились ему. После этого Христос много раз являлся ученикам, после чего на 40-й день вознесся на небеса к Богу Отцу. Воскресение Христово — самое важное событие для христиан. По христианскому учению, верующий во Христа и соблюдающий Его заповеди точно так же в конце времен воскреснет для вечной жизни в Царствии Божием. Пасха празднуется всю Светлую неделю. В эту неделю в храме каждый день идет пасхальная служба, вместо утренних и вечерних молитв дома читаются пасхальные часы. Те, кто причащается на Светлой неделе, вместо обычных молитв перед причащением читают пасхальный канон и пасхальные часы. Поста на Светлой неделе нет даже в среду и пятницу (такие недели, когда нет поста в среду и пятницу, называются сплошными седмицами).
Двенадцатый десятокВспоминаем Вознесение Христово, при котором присутствовала Матерь Божия. Молимся и просим Царицу Небесную вознести душу от земных суетных забав и направить на стремление к горнему."О, Пресвятая Владычице Богородице, избави меня от помышлений суетных и даруй мне ум и сердце, стремящееся ко спасению души".
толкование
После Своего воскресения из мертвых Христос являлся апостолам в течение 40 дней, говоря с ними о Царствии Божием. Затем Он собрал их в Иерусалиме и велел не покидать город, потому что через несколько дней на них снизойдет Святой Дух. А после этого ученики должны будут отправиться во все страны с проповедью о Христе и грядущем Царствии Небесном. Выйдя вместе с апостолами за городские стены, на гору Елеон, Господь в последний раз благословил их и на облаке вознесся к Своему Отцу. Когда это происходило, апостолам явились два ангела и сказали, что Христос снова «придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деяния святых апостолов, глава 1, стих 1). Это было пророчество о втором пришествии Господа, которое состоится перед концом света. Ученики Христовы, поклонившись ангелам, возвратились в Иерусалим и стали дожидаться обещанного им сошествия Святого Духа.
Тринадцатый десятокВспоминаем сионскую горницу и сошествие Святаго Духа на апостолов и Божию Матерь и молимся: "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене".
"О, Пресвятая Владычице Богородице, ниспосли и укрепи благодать Святаго Духа в сердце моем".
толкование
День Святой Троицы, или Пятидесятница, — один из главных православных праздников. Он отмечается на 50-й день после Пасхи и поэтому называется Пятидесятницей. В этот день вспоминают сошествие на апостолов Святого Духа — третьего лица Святой Троицы. Поэтому праздник называется также днем Святой Троицы. Сошествие Святого Духа было обещано ученикам Самим Спасителем, прежде чем Он вознесся на небеса. Он велел им не покидать Иерусалим и ждать. На еврейский праздник первого урожая апостолы и Дева Мария собрались вместе в Сионской горнице (комнате в доме на горе Сион). Внезапно дом наполнился шумом, как будто от сильного ветра, а с неба на всех присутствовавших сошел Святой Дух в виде огненных языков. После этого они заговорили на разных языках. Апостолы и Дева Мария получили и другие дары Святого Духа — способность к чудесному исцелению, пророчеству и изгнанию бесов. Услышав шум, около дома собралось множество народа. В толпе были люди из разных стран, и каждый из них услышал, что из горницы доносится речь на его языке. К людям вышел апостол Петр, который рассказал им о Христе и призвал креститься. В тот день уверовали 3000 человек. Так в день Святой Троицы возникла христианская Церковь. На праздник Пятидесятницы в православных храмах проходят особые богослужения. На них священник читает 7 специальных молитв о Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении усопших, в том числе и тех, кто находится в аду. Во время этих молитв все, включая священника, стоят на коленях.
Четырнадцатый десятокВспоминаем Успение Пресвятой Богородицы и просим мирной и безмятежной кончины."О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне мирную и безмятежную кончину".
Пятнадцатый десятокВспоминаем славу Божией Матери, которой увенчивается Она от Господа после переселения Её от земли на Небо, и молим Царицу Небесную не оставлять верных, сущих на земле, но защищать их от всякого зла, покрывая их Честным Своим Омофором."О, Пресвятая Владычице Богородице, сохрани меня от всякаго зла и покрый меня Честным Твоим Омофором."