X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Периоды истории Апостольского Века

Апостольский Век – это исторический период  в истории Христианства, который начинается с момента Вознесения Иисуса Христа  и заканчивается смертью последнего из числа 12 апостолов – Его ближайших учеников... Это было время апостольской проповеди, первых христианских общин, первых гонений на христиан и первых проблем...

История Апостольского Века делится на четыре периода, каждый из которых имеет свои характерные особенности (в зависимости от наиболее значимых событий, которые  происходили в христианском мире)...

Период первый (датируется, примерно 29-35 гг.):

Что же можно сказать о первом периоде истории Апостольского Века? Самой главной особенностью этого периода являлось сосредоточие всего христианского мира фактически только в Иерусалиме и создание Иерусалимской христианской общины или Церкви. В этот исторический период эта Церковь была преимущественно иудео-христианской, т.е. состояла из обращённых иудеев. Большинство первоначальных верующих были галилеянами, пришедшими в Иерусалим вслед за Иисусом Христом. До Пятидесятницы Иерусалимская христианская община насчитывала уже более 500 человек!

После чуда Пятидесятницы (сошествия на апостолов Святого Духа) и проповеди Петра, количество христиан Иерусалимской Церкви значительно возросло и продолжало неуклонно увеличиваться в дальнейшем... Подавляющее большинство первых христиан вели жизнь благочестивых иудеев, сохраняя связь с Храмом и его культом и соблюдая все предписания Моисеева закона. Но наряду с этим зарождались и чисто христианские традиции, нормы поведения и таинства... Например, пребыванию в Храме противополагается преломление хлеба по домам! Кроме того, некоторые свидетельства того времени указывают и на то, что уже тогда в состав Иерусалимской общины входили не только иудеи, но и эллинисты (евреи рассеяния, говорившие преимущественно на греческом языке...), но пока это было, скорее, исключением из правил, чем закономерностью.

Во главе Иерусалимской Церкви стояли 12 апостолов Христа, которые могли через возложение рук передавать дар Святого Духа новым её членам. Присутствие апостолов придавало Иерусалимской Церкви значение общехристианского иерархического центра.

Первый период истории Апостольского Века заканчивается убийством Стефана, и связанным с этим событием общим гонением на христиан, а  это, в свою очередь, привело к  распространению Христианства за пределы Иудеи и Палестины...

Период второй (приблизительно, с 35 по 44 гг.):

Второй период истории Апостольского Века охватывает промежуток времени, равный, примерно, 10 годам – от убиения христианского мученика Стефана, осуждённого иудейским Синедрионом за хулу на Храм и на закон Моисея, до гонения на христианскую Церковь, воздвигнутого Иродом Агриппою I...

Стефан поставил под сомнение иудейский храмовый культ и предписания Моисеева закона. Он высказывал идеи, что с приходом Мессии (т.е. Иисуса Христа) Ветхий Завет уже потерял свою Силу, что он уже исполнился через Христа, что теперь для служения Богу-Творцу храмы, созданные руками человеческими, не нужны!... Возмущение иудеев, последовавшее вслед за этим, привело к тому, что сам Стефан был до смерти побит камнями, а по отношению к остальным христианам началось первое гонение, которое, начавшись с Иерусалима, распространилось по всей Иудее. В Иерусалиме остались только апостолы, все же прочие члены Иерусалимской общины были вынуждены бежать! Именно это гонение способствовало началу распространения Христианства за пределы как Иерусалима, так и всей Иудеи! Распространение христианского благовестия в течение второго периода истории Апостольского Века продолжалось безостановочно. Христианство доходит до Финикии, Кипра и Антиохии. Первыми объектами для христианской проповеди были синагоги. Потому христианское учение распространялось, прежде всего, среди иудеев рассеяния, но через них обращение к христианству происходило уже и среди язычников, как в Антиохии. И именно здесь последователи Христа впервые стали именоваться христианами...

Особую роль в этот период в распространении Христианства играли проповеди апостола Петра. Но в это же время произошло событие, которое для дальнейшего распространения и развития Христианства имело решающее значение. Таким значимым событием для всего христианского мира стало обращение гонителя Савла в апостола язычников – Павла!...

Итак, во второй период истории Апостольского Века, из-за гонений на христиан Иерусалимской Церкви, христианское благовествование стало распространяться за пределы Иудеи. Христианские общины стали возникать в разных частях Палестины, Финикии и Сирии. Все они поддерживали связь с Иерусалимской Церковью-матерью, которая продолжала сохранять за собой значение общехристианского центра, предстоятелем которого в это время стал апостол Пётр. И это важное значение сохранялось за нею до самого конца третьего периода истории Апостольского Века...

Период третий ( примерно от 44 до второй половины 60-ых годов):

Когда мы даём характеристику третьего периода истории Апостольского Века, то должны обратить внимание на следующие особенности:

1.Исход Иерусалимских христиан из святого города перед лицом надвигающейся катастрофы Иудейства и переселение их в Пеллу за Иордан (что стало концом Иерусалимской Церкви!).

2.Распространение Христианства среди язычников в странах и областях Средиземноморья.

3.Иудейская проблема...

В 60-ые годы первого столетия над всем Иудейством навис призрак Иудейской войны, которая несла с собою неизбежную катастрофу для всего Иудейства. Последствия этой войны были поистине ужасны – Иерусалим был полностью разрушен, а вместе с ним  и Храм – средоточие религиозной жизни иудеев и Храмового культа... Это стало национальной катастрофой не только для иудеев, но и для иудео-христиан, которые составляли основную часть Иерусалимской христианской общины. Остатки Иерусалимской Церкви так и не смогли оправиться от этого удара. Разрушение Храма стало по сути концом и иудео-христианства...

Но Христианство не исчезло. Оно продолжало распространяться на всё большей территории. Теперь настала очередь  областей бассейна Средиземного моря – Рим, Кипр, Антиохия... Христианское благовестие распространяется в Малой Азии и на Балканах... И главная заслуга в этом победном шествии Христианства принадлежала проповеднической деятельности Павла. Он совершает несколько миссионерских путешествий, где встречается с открытой враждебностью большинства иудеев и большей части языческого общества, но всё же Павлу удаётся привлечь на свою сторону и обратить к Христианству довольно большое число язычников. Главное, что там образовывались многочисленные христианские группы, которые впоследствии вырастали в поместные Церкви, среди которых Павел не прекращал вести свою пастырскую и проповедническую работу... Но массовое обращение язычников привело к возникновению так называемой Иудейской проблемы: иудео-христиане требовали, чтобы христиане из язычников соблюдали все предписания Моисеева закона (в том числе и обрезание), что для последних было совершенно неприемлемым. Частично эту проблему разрешил Иерусалимский Собор, освободив христиан языческого происхождения от постановлений и законов, обязательных для иудеев. Но некоторые иудео-христиане продолжали настаивать на поголовном соблюдении всеми христианами предписаний Моисеева закона, нанося при этом значительный вред поместным Церквам, провоцируя возмущение и конфликты среди христианских общин и, более того, способствуя появлению ложных христианских учений и ересей... Для этого периода истории Апостольского Века характерны конфликты с иудейством не только внутри самой Церкви. Внецерковное Иудейство по отношению к христианам (и даже по отношению к иудео-христианам) оставалось неизменно враждебным... Завершается этот период казнью апостола Павла в Риме...

Период четвёртый (примерно, 65-98 гг.):

Последний, четвёртый период истории Апостольского Века продолжается до завершения апостольского служения последнего свидетеля Иисуса Христа – великого Ефесского старца – апостола Иоанна Богослова, приблизительно, в 98 году... Чем же отличается этот период истории от всех прочих? Характерными особенностями четвёртого периода являются:

*отсутствие тех объединяющих начал, которые связывали во едино все отдельные христианские группы и поместные Церкви в течение предыдущих периодов

* и возникновение новых проблем...

Итак, если в третьем периоде главными началами единства Христианского мира были Иерусалимский центр (Церковь) и деятельность Павла, то после казни апостола (примерно, 67 г.) и прекращения существования Иерусалимской Церкви несколькими годами позже (примерно, 68-69 гг.), таких мощных объединяющих факторов больше не было. Но, всё же, резкого перерыва в жизни Церкви не произошло, т.к. за предыдущие периоды ей удалось подготовиться к такому повороту событий: наметить пути своего развития, создать новые центры церковной жизни и обеспечить приемство христианского учения...

Наследие иудео-христианства было передано Вселенской Церкви, состоявшей, в большинстве своём, из христиан языческого происхождения... Что же касается новых центров Христианства, то в этот период ими становятся Ефесская и Римская Церкви. Но никто из них уже никогда не будет иметь такого значения, как Иерусалимская Церковь. Ни Рим, ни Ефесс никогда не получат всеобщего признания в качестве иерархического центра...

Но основной проблемой четвёртого периода истории Апостольского Века стал гностицизм (теософское направление, возникшее в начале нашей эры и включающее в себя множество различных учений, нередко противоречащих друг другу, но объединённых общим принципом: творцы и приверженцы этих учений считали себя носителями великого тайного знания — Гносиса; гностики Апостольского Века - симониане, докеты, керинфиане и николаиты). И руководство Церкви было поглощено именно борьбой с этим явлением в христианстве. Гностицизм возник не сразу и не вдруг. Основной причиной гностицизма  в христианстве можно считать попытки отдельной части христиан само-толкования  Писаний Нового Завета и Заповедей Христовых из-за несогласия с некоторыми общепринятыми христианскими нормами и требованиями ( в данном случае, это были  не обоснованные требования иудео-христиан об обязательном исполнении всеми христианами предписаний Моисеева закона, в том числе - обрезания). Первые его ростки появились ещё в конце третьего периода истории Апостольского Века. Настоящей угрозой гностицизм стал в период, когда уже не осталось живущих на земле свидетелей Евангельских событий, т.е. апостолов – непосредственных свидетелей Иисуса Христа и других Его учеников...

Самым невероятным во всей этой истории, самой главной особенностью Апостольского Века является то, что не смотря на периодические и жестокие гонения, не смотря на неизменно враждебное отношение к христианам как со стороны иудеев, так и со стороны большей части язычников, Христианство не только выжило, но и продолжало распространяться по миру с колоссальной быстротой...
 
Используемая литература:

Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна
Деяния апостолов
Послания...
«Христос и первое христианское поколение» (епископ Кассиан – Безобразов)

Источник: http://sima-schiet.ucoz.com/publ/istorija_khristianstva/periody_istorii_apostolskogo_veka/4-1-0-120


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Почему первым в рай попал разбойник?
Почему первым в рай попал разбойник?
Из православия в протестантизм: почему люди уходят из Церкви?
Из православия в протестантизм — путешествие в поисках чужого
Возможно ли единство православия и католицизма?
Папа и Патриарх — поиски единства католицизма и православия
Апостольская григорианская церковь
Армяно-григорианская Церковь и ее особенности
Показать еще
Комментарии