Молитва святому равноапостольному великому князю Владимиру, во Святом Крещении Василию, Крестителю Руси
О великий и преславный угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире, святое и великодейственное орудие всеблагаго Промысла о спасении народа Российскаго!
толкование
РАВНОАПО́СТОЛЬНЫЙ, равноапостольная, равноапостольное (церк.). Равный по значению апостолам в распространении, насаждении христианства. Киевскому князю Владимиру, крестителю Руси, было присвоено русской православной церковью название равноапостольного.
Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога, и восприяв святое Крещение, просветил еси светом божественныя веры и благочестия царство Российское.
толкование
Язычество по форме – обожествление тварных объектов, по сущности – демонопоклонничество. В широком смысле язычеством может быть не только вид религиозного мировосприятия, но и уровень нравственной жизни, качество отношения к духовному миру. Человек может декларировать себя христианином, а в практической жизни быть фактическим язычником, например прибегая к оккультизму, веря в астрологию. Язычеством становится и просто признание первичными ценностями благ этого мира, земного успеха, чувственных наслаждений. Можно сказать, что язычество – это состояние души, лишённой Богообщения.
Славяще
? убо и благодаряще Премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим и благодарим и тя, великий пастырю и отче наш, яко тобою познахом спасительную веру Христову, и крестихомся
? во имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы: тоюже верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диаволя и адова мучительства: тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования небеснаго блаженства. Ты еси первейший наш вождь к начальнику и совершителю нашего вечнаго спасения, Господу Иисусу Христу: ты еси ближайший предстоятель пред престолом Царя царствующих и теплый молитвенник и ходатай о царстве Всероссийстем, о народоправителех его и о всех людех: ты еси первейший виновник благословений и милостей Божиих, почивающих на нем. И что еще речем? Не может язык наш изобразити и высоту благодеяний твоих, излиянных на нас, недостойных. Но, о неразумия и ослепления нашего! Приемше толикия благодеяния, ни во что же вменихом я и отщетихомся спасительных плодов их. Омывшеся бо от греха в купели крещения и облекшеся в одежду чистоты и невинности, осквернихом сию богоданную одежду студными деяньми и помышленьми нашими: отрекшеся сатаны и ангелов его, паки порабощаемся ему, служаще идолам страстей наших, миру, плоти и злым обычаем века: сочетавшеся Христу, выну оскорбляем Его беззаконьми нашими, многообразными язвами гордости, зависти, злобы, злословия, невоздержания и презорства ко Святей Церкви: прилепихомся всецело к суетным благам, аки мняще во веки пребывати на земли: не помышляем о небе, о душе, о смерти, о Суде, о нескончаемой вечности.
толкование
Крещение дает не гарантию спасения, а открывает путь к нему, крещение это не кинетика, а потенция. Некрещеный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить, а крещёный, хотя и может грешить, но властен и не грешить. Крещение есть Таинство духовного рождения, именно поэтому оно возможно лишь единожды. Крещение есть принятие человека в лоно Церкви, только после него человек может приступать к Церковным Таинствам.
Сего ради воздвизаем на ся праведный гнев и осуждение Божие, купно же оскорбляем и преогорчаем твою отчую любовь и попечение о нас: ты бо просветил еси нас Святым Крещением, во еже способствовати нам к получению небеснаго блаженства и земнаго благоденствия: мы же, неразумнии, злым произволением нашим сами себе подвергаем адовым мукам и временным бедствиям! Но, о всеблагий отче и просветителю наш! Милостив буди к нашим немощем, долготерпелив ко грехам и неправдам нашим: умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, имиже весть судьбами: да всадит в сердце наше спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже узрети нам бездну погибели, в нюже стремимся, оставити стези нечестия и заблуждений, обратитися же на путь спасения и истины, неуклонно исполняти заповеди Божии и уставы Святыя Церкве. Моли, благосерде, человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою: да избавит нас от нашествия иноплеменников, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла: да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли: да сохранит и спасет Отечество наше от всех козней и наветов вражиих: да дарует нам победу над врагами, да исполнит вся благая желания наша: да оградит державу нашу мудрыми и верными деятелями, да сохранит в судящих и начальствующих правду и милость: да даст духовным пастырем непорочность жития и ревность о спасении пасомых, всем же людем усердие в исполнении своих обязанностей, взаимную любовь и единомыслие, стремление ко благу Отечества и Святыя Церкве: да распространит свет спасительныя веры в царстве нашем во всех концах его: да обратит к правоверию неверующих: да упразднит вся ереси и расколы, да, тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.
толкование
Владимир I Святославич, или Святой князь Владимир — великий князь киевский, креститель и просветитель Руси. Получил народное прозвание Владимир Красное Солнышко. Владимир был младшим сыном князя Святослава от рабыни Малуши, внуком равноапостольной княгини Ольги. Уже в детском возрасте княжил в Великом Новгороде вместе со своим дядей Добрыней. После спора со своим старшим братом Ярополком, который княжил в Киеве, Владимиру пришлось бежать в Швецию. Откуда он вернулся с варяжской дружиной и в ходе междоусобицы убил Ярополка, став единоличным правителем древнерусского государства с центром в Киеве. До крещения Владимир был человеком кровожадным и развращенным. У него был большой гарем жен и наложниц. К 988 году он принял решение отказаться от язычества и сделать объединяющей религией Киевской Руси православие. Крещение Владимир принял в 988 году в греческом городе Корсунь (Херсонес) в Крыму, а затем вернулся в Киев с греческими священниками, где крестил в водах Днепра народ и свою дружину. 988 год стал годом крещения Руси. После крещения жизнь и нравы Владимира резко переменились: он распустил гарем и начал жить по христианским заповедям. В Киеве по его указу построили «Десятинную» церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и храм святого Василия (при крещении князь получил имя Василий). Мощи святого князя были утрачены во время разрушения Киева татаро-монголами в 1240 году.