Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающегося не призри мене, но совокупляяся
? с вои
? Небесными, молися ко Владыце за мене недостойного, унылаго , немощного и печального, во многия беды впадшаго,утружденнаго
? бурными помыслы ума моего: аз бо есмь вертеп
? злых дел,отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден
? бо есть ум мой земным вещем: что сотворю, не вем. И к кому прибегну, да спасена будет душа моя ? токмо к тебе , святый Иоанне благодати тезоимените
?, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился еси коснутися верху
? Царя Христа, вземлющего грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу , да поне отныне, в первыйнадесять
? час, понесу тяготу благую и приму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече , крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю : не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя падшагося многими грехи ; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно; очисти мя грехами оскверненнаго и понуди внити , аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь.
толкование
По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу. Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.