Избавиться от греха осуждения — самый легкий способ спастись?
У протоиерея Андрея Ткачева в программе «На сон грядущим» есть интересный выпуск под названием «О простейшем способе спастись». Так что же это за способ? Как с помощью исполнения одной заповеди можно попасть в Царство Небесное? И что это за заповедь? Об этом читайте далее в статье.
Люди часто жалуются на нехватку времени, но все равно, не задумываясь, тратят драгоценные минуты и часы на пустые разговоры. Дочка плачется маме на невнимательного супруга, коллега по работе — на бессердечного начальника. При встрече за чашкой кофе подруги обязательно перемывают косточки знакомым. Дескать, все такие плохие, только мы хорошие остались.
Шаг за шагом в человеческой душе все глубже укореняется грех осуждения. Он становится пагубной привычкой, которая забирает время, энергию и… шансы на спасение.
Читайте также: Петр Мамонов: «Не осуждайте людей, взгляните на себя»
Но как от нее избавиться? Почему так важно сосредоточиваться на своих духовных проблемах, а вынимать соринку из глаза брата?
Грех осуждения: «Не судите, да не судимы будете…»
Каждый человек приходит в мир по воле Божьей. И над каждым из нас стоит Милостивый Судья — Бог. Господь знает все, что скрыто в человеческом сердце, и в определенное время Он придет на землю, чтобы воздать каждому человеку по заслугам. В таком смысле судить, наказывать или оправдывать может только Бог. Зачем же тогда люди перебирают на себя Божьи обязанности?
В Евангелии написано:
Сказал Господь: не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы (Мф. 7:1-2).
В этих строчках протоиерей Андрей Ткачев и видит самый простой способ спастись: не суди, тогда и Господь не будет тебя судить.
Евангельские слова иллюстрирует и афонская история о нерадивом монахе. Среди братии на Святой горе жил один инок, который пропускал молитвенное правило, нарушал, а то и не соблюдал посты, с послушаниями не справлялся. Зато он полностью изжил из себя один духовный недуг — грех осуждения. Когда пришло время кончины нерадивого монаха, братья очень переживали, что же с ним будет. В ад попадет — и уже не вымолишь… Но, как оказалось, на инока ждали райские обители за то, что он никогда никого не осуждал.
К чему приводит осуждение?
Казалось бы все элементарно — не суди. Но грех осуждения не так просто изжить. Вы, наверняка, по себе замечали, как иногда хочется пожаловаться на соседей, посмеяться над нелепостями нового сотрудника на работе и повозмущаться доходами политиков, — просто язык чешется! Но нельзя! Тогда мы оправдываем себя: я не осуждаю, а мыслю критически. А потом оказывается, что между конструктивной критикой и критиканством была очень зыбкая грань…
В следующий раз, когда возникнет острая необходимость кого-то осудить, вспомните о следующих трех пунктах.
1. Мы осуждаем, не зная, почему человек поступил именно так
Вот представьте себе, что в аптеке без очереди проходит мужчина. Многие уже мысленно подумали: «Это ничего, что мы уже 20 минут в очереди стоим, а он за 2 успел? Видите ли, срочно ему надо!». А если этот мужчина поступил так не ради себя, а ради спасения женщины, которой на улице стало плохо?
Опасно делать выводы только на основе того, что мы увидели. Торчащая из воды вершина айсберга не говорит о его истинных размерах.
2. Осуждая других, мы часто впадаем в те же грехи
От этого негативного последствия нас предостерегают святые отцы.
Мало того, что человек упал в грех осуждения, так он еще и перебрал на себя тот негативный поступок, в котором осудил другого.
Бывало ли в вашей жизни так, что вы обвинили подругу в непунктуальности, а потом сами опоздали на встречу с ней? Или посмеялись над неуклюжестью знакомого, а вскоре поставили пятно на любимой блузке?
Как бы там ни было, существует определенная связь между нашими мыслями и словами и последующими действиями. Зачем же думать о проступках других, если вам и своих хватает?
3. Вытаскивая соринку из глаза другого, мы оставляем бревно в своем
Евангельские строки о сучке и бревне известны всем. Но это не мешает людям постоянно наступать на те же грабли. Пока мы покопаемся в поступках и словах всех наших знакомых, на исправления себя времени попросту не останется.
Вот почему свяые советуют искоренять грех осуждения погружением в себя. «Спаси себя и хватит с тебя» — говорил Серафим Саровский. Когда же начнешь всматриваться в свою жизнь, видеть свои духовные проблемы и исправлять их, попросту не останется время на сеансы вытаскивания соринок из глаз других.
Видение своих грехов приводит и к глубочайшему смирению. Раскаивающийся грешник понимает, как низко он упал, и надеется не на себя, а только на Божье милосердие, как тот нерадивый монах с афонской истории.
Предлагаем вам посмотреть цитируемый выпуск программы протоиерея Андрея Ткачева: