X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Хеллоуин: нужно ли запрещать? (Опрос)

Региональные министерства образования не рекомендуют праздновать хеллоуин в российских школах. Но официального запрета на этот праздник нет. В Сети предлагаются сценарии для «школьного хеллоуина», а в магазинах появляются стенды с атрибутикой праздника. Нужно ли запрещать празднование хеллоуина и какую альтернативу предложить детям? Отвечают православные, католики и мусульмане.

Фото: Черкасская правда

Фото: Черкасская правда

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала «Наследник», духовник молодёжной организации «Молодая Русь», отец девятерых детей:

 

Заменить хеллоуин рождественскими колядками

У нас с хеллоуином всё тихо, никаких официальных празднований нет. Хотя в прошлом году я встретил в своем микрорайоне компанию детей возраста 10 лет, которая ходила по квартирам и, выражаясь по-нашему, колядовала. Это были милые и добрые детки, которые так праздновали хеллоуин, – уж не знаю, кем это было спровоцировано. Как православные с рождественской звездой ходят, так они ходили с тыквой, поздравляли всех с хеллоуином и собирали конфеты.

Я пошутил, видя, что они не настроены на серьезное общение, — они были радостные, веселые, и в этой ситуации никакого смысла не имело серьезно их воспитывать. Я спросил, не страшно ли им самим с бесами по квартирам ходить, наверное, говорю, и в Бога верите, и крестики носите. Они ответили: «Да, верим, носим». Такой разговор состоялся, в котором я обозначил некую позицию. Но ни в коем случае не делал это жестко, агрессивно или мрачно. Я попытался посмеяться.

На мой взгляд, запрещать напрямую, «арестовывать» организаторов, конечно, не надо. Но что это сейчас запрещено в школах, я всячески приветствую. Потому что одно дело – предписываемый, одобряемый праздник, а другое – когда он родителями и учителями не одобряется. Это нормальное, адекватное отношение к празднику. Школа должна отмечать государственные праздники. Разумеется, по инициативе родительских комитетов, на уровне класса можно отпраздновать что угодно, как, например, празднуются дни рождения. Но ни в коем случае не должно быть так, что администрация школы устраивает по этому поводу акции, действия и проводит информационную политику.

Каких-то серьезных альтернатив этому празднику я предложить не могу, просто потому, что не думал долго на эту тему. Но то, что я видел в прошлом году детей, колядовавших с тыквой, говорит о том, что у наших детей есть желание приобщиться к активному празднованию торжеств, к каким-то действиям, выходящим за рамки класса, семьи, выходящим на улицу, в подъезды.

На мой взгляд, необходимо возрождать рождественские колядки, тем более что Рождество у нас – государственный праздник. И вполне можно было бы устраивать святочные рождественские колядования, ведь каникулы в это время уже заканчиваются. Но, конечно, в христианском ключе, а не в языческом. И есть уже опыт, по крайней мере у православных школ. Это позволяет включиться в праздник, разучивая колядки, думаю, было бы очень здорово.

Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове:

Никакое рукопожатие противнику рода человеческого так просто для человека не проходит

Прот. Кирилл Каледа

Прот. Кирилл Каледа

Мое мнение таково, что этот «праздник» ни в коем случае отмечать нельзя. Корни этого действа уходят в языческую культуру, причем не просто к язычеству, а к культу, мягко и осторожно говоря, недобрых богов.

Известно, что никакое рукопожатие противнику рода человеческого так просто для человека не проходит. И даже вроде бы «невинно», безо всякой специальной мысли отмечая такие праздники, покупая тыквы с вырезанными глазами, устраивая пляски в костюмах ведьм, вампиров и прочей нечисти, на самом деле люди участвуют в языческом действе.

Удивительно, что наш народ так легко поддался, став усиленно перенимать чуждую ему традицию, тогда как у него есть своя глубокая культура праздников, которая предусматривает не только участие в богослужениях, в чисто религиозных, обрядовых действах.

Русские праздники, в том числе религиозные, всегда сопровождались самыми разными формами их отмечания. Имели место и ярмарки, и народные гулянья, и домашние празднества… Зачем нам нужно перенимать что-то еще, к тому же крайне сомнительного содержания?! Непонятно.

Всё это особенно грустно выглядит на фоне того, что массовые приготовления к языческому празднику хеллоуину происходят у нас 30 октября, в День политического заключенного, когда надо бы всем вместе вспоминать о многочисленных жертвах того строя, который был в нашей стране в XX веке.

В подготовке мероприятий, в самих мероприятиях, посвященных памяти миллионов этих людей, участвует очень мало граждан страны. Факт, что вместо того, чтобы думать о сохранении памяти миллионов пострадавших, люди готовятся к языческому празднику, говорит об ужасном духовном состоянии нашего народа.

Протоиерей Феодор Бородиннастоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке, отец семерых детей:

Хеллоуин — предательство памяти Всех Святых

Протоиерей Федор Бородин

Прот. Феодор Бородин

Считаю хеллоуин крайне неполезным явлением в нашем обществе. Ведь это не просто некое карнавальное переодевание, а переодевание в нечистую силу. В этом и состоит главная опасность. Когда человек начинает играть с демонами, даже не отдавая себе отчета, что же происходит на самом деле? Он открывает душу для их влияния, незаметно для себя сам становится похожим на них.

Думаю, не нужно говорить, что христианину соприкасаться с подобными явлениями категорически не следует.

Кроме того, хеллоуин — предательство памяти Всех Святых. На следующий день после хеллоуина у католиков день торжества Всех Святых. Но постепенно обряды, изображавшие изгнание бесов святыми, как это было изначально, превратились в демонстрацию самих бесов и исказили смысл праздничных дней.

Это примерно то же самое, если бы, допустим, на Рождество по украинским деревням ходили и колядовали ряженые, а потом все забыли о Рождестве и ограничились только играми в этих ряженых. Причем не просто ряженых в медведей или скоморохов, а — в бесов. С хеллоуином именно это и произошло.

В Америке, по опросам общественного мнения, Рождество многими людьми воспринимается как день подарков, которому предшествуют дни покупок. И многие не знают, Кто в этот день родился.

Память Всех Святых — это торжество Святого Духа, живущего в Церкви. Неслучайно мы поем «Дивен Бог во святых Своих». Если мы будем разрешать своим детям праздновать хеллоуин или сами как-то в этом участвовать, к чему это приведет? Кого мы будем славить?

Какие-то другие праздники, не характерные для нашей традиции и пришедшие к нам недавно, может быть, и не очень нам приятные, еще как-то можно объяснить. Например, в День святого Валентина можно говорить о том, что такое влюбленность, любовь, семья, верность, акцентируя внимание на этих моментах.

В хеллоуине никаких оправданий, адаптаций к нашей жизни найти невозможно. Ничего полезного для души там нет.

Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское Богородского благочиния Московской епархии, преподаватель:

Дьявол очень заинтересован в том, чтобы в него не верили

На самом деле этот «праздник» — откровенная чушь. И говорить о нем — все равно что стучаться в открытую дверь, доказывать, что глупость — это глупость. Но, поскольку слишком много людей этой глупости поддаются, говорить приходится.

Есть в этом «празднике» нечто кощунственное. То, что он связывается с католическим Днем Всех Святых, проходит в его канун, делает это соседство довольно странным и нелепым.

Все мы осознаем, чем для нас являются святые, с каким благоговением мы к ним относимся. И когда вдруг исторически устанавливается такое нелепое соседство, ничего, кроме недоумения и удивления, это вызвать не может.

Присутствует какая-то символика хеллоуина с явно сатанинским оттенком. Хотя некоторые готовы видеть в этом просто невинную шутку, мне кажется, что с темными силами даже в шутку заигрывать не стоит.

В православной церкви, когда мы крестим человека, мы просим повернуться его в сторону запада, плюнуть и дунуть на сатану. Это единственное отношение, которое может быть ко всем тем силам, которые, пусть даже в шутку, вспоминаются в хеллоуин.

Когда подобным образом поминают нечистую силу, то оправдать это в какой-то степени, казалось бы, можно только, если люди во всё это не верят, для них всё — игра. Но мы знаем, что дьявол как раз очень заинтересован в том, чтобы в него не верили. Это Бог хочет, чтобы в Него верили.

Когда в игровом виде темные силы вспоминаются, естественно, никто не воспринимает всерьез: «Мы же просто так играем, а ничего на самом деле и нет». А оно на самом деле есть, и понятно, что любой верующий должен держаться подальше от подобного рода «праздников».

Но вот запрещать хеллоуин, думаю, не имеет смысла. Я вообще против каких бы то ни было официальных запретов. Кто может официально запретить? Государство? Мне кажется, Церковь должна как можно меньше прибегать к покровительству государства в каких бы то ни было вопросах.

Да и запретный плод — он всегда слаще.

Думаю, что вопрос решается проще: если родители верующие, православные, то они вполне могут сказать своим детям: «Вам в этом празднике участвовать нельзя». И объяснить почему.

Священник Кирилл Горбунов, директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве:

Важно не заиграться

Озабоченность священников и светских властей можно понять. Говоря о хеллоуине, они имеют в виду чисто светский фестиваль, который на Западе, например в Америке, приобрел в последнее время характер настоящей истерии. Так, в прошлом году американцы потратили на наряды и на конфеты для хеллоуина фантастическую сумму в 6,5 миллиарда долларов.

Налицо некая форма массового безумия, которая, как многократно отмечали представители Церкви и общественных организаций, носит порой не только гротескный, но и зловещий характер.

Хотя в большинстве случаев, конечно же, речь все-таки идет о невинных развлечениях, страшилках, которые всегда были популярны у детей и подростков.

Что же касается позиции католической церкви: если смотреть на ситуацию в контексте церковного года, то у этого празднования есть логическое обоснование, которое не все знают.

В российской прессе появляются выражения из серии — «Поздравляем с хеллоуином — Днем Всех Святых». Но хеллоуин — это канун Дня Всех Святых (именно так и расшифровывается это слово в переводе с английского — Evening before All Hallows). Он предшествует двум крупным церковным праздникам — Дню Всех Святых (1 ноября) и Дню поминовения всех усопших (2 ноября).

Это время верующие люди переживают как период, когда наше внимание больше обращается на незримое. Мы осознаем, что мир гораздо больше, чем мы привыкли думать, что существует сонм святых, которые молятся за нас и содействуют нам в этой жизни.

2 ноября мы молимся о людях, которые еще не достигли вечного лицезрения Бога, которые нуждаются в наших молитвах для того, чтобы пройти через это промежуточное состояние к окончательной цели своей жизни. Понятно, что данные идеи — нормальная составная часть христианской веры, но в эти дни мы размышляем о них с особым усердием и глубиной.

В этом контексте можно сказать, что хеллоуин, не будучи, естественно, церковным католическим праздником, напоминает о немаловажной вещи: о том, что нас окружают незримые силы, в том числе и такие, которые искушают человека, пытаются ему навредить. Но с Божией помощью мы можем победить их и даже посмеяться над ними. Ведь мы знаем, что во Христе все бесовские, демонические силы уже потерпели поражение.

И эта идея хеллоуина активно используется католической церковью в катехизических целях. Если после этого светского фестиваля приходят в храм и молятся о торжестве Бога и царства святых, — в этом, безусловно, есть глубокий смысл.

Отдельный вопрос — может ли христианин надевать на себя маску, личину злой силы? Традиционно, например, в Рождество устраиваются мистерии, в которых кому-то из участников порой приходится изображать злых духов — ведь они тоже играют свою роль в истории спасения. Люди, которым выпадает задача предстать на несколько минут в подобных ролях, признаются, что благодаря этому они начинают глубже понимать трагедию греха и величие милосердия Божия, необратимость победы Бога над силами зла.

Но ничего хорошего нет, когда празднование оторвано от церковного и духовного контекста и, более того, является торжеством суеверий. Тем более, если человеку хочется на какое-то время вырваться за пределы привычных «условностей», отождествиться с силами зла, побыть на их стороне. Может оказаться так, что подобные «игры» изменят личность человека, его психологию. И этот выбор начинает воплощаться, часто помимо воли самого человека, в его настоящей, а не игровой жизни.

Но, как известно, если пытаться что-то запрещать, оно может приобрести еще большую популярность и притягательность. Так что в прямых запретах большого смысла нет. Да у нас в стране и не идет речь о запрете вообще, разговор касается только празднования в общественных организациях, например в школах.

Кстати, несколько лет назад СМИ сообщили о том, что Папа Бенедикт XVI будто бы лично осудил хеллоуин. Это не соответствует действительности: речь шла о высказывании известного испанского литургиста в статье в L’Osservatore Romano — газете, которая считается официальным печатным органом Святого престола. Священник говорил о том, что хеллоуин имеет ярко выраженный оккультный и антихристианский подтекст. Это мнение, к которому стоит прислушаться, но, конечно же, не учение Церкви.

Заместитель начальника Совета муфтиев России Рушан хазрат Аббясов:

Вместо хеллоуина нужно найти праздник, который объединил бы всех детей

Хеллоуин — то, что сегодня выдумано, искусственно занесено в нашу страну и никак не связано с ее традициями, в веках складывающимися представлениями. Но о каком-то массовом официальном запрете «праздника» говорить сложно. Все-таки мы живем в светском государстве. Тем более нам нужно понимать, что подобного рода проблемы должны решать не религиозные деятели.

С другой стороны, мы по мере сил пытаемся бороться с какими-то проявлениями греха, будь то алкоголизм, гомосексуализм, увлечение оккультными практиками и так далее. То есть с тем, что чуждо нашему вероучению и является введением людей в заблуждение, ведением их ко греху.

Нужно внимательно относиться к сегодняшним явлениям, которые пропагандируют что-то нездоровое (а атрибутику хеллоуина здоровой никак не назовешь). Заигрывание с нечистой силой, даже если она не воспринимаются серьезно, уводит от веры в Единого Бога. Молодежь заблуждается, думая, что подобные празднества – не более чем веселое времяпрепровождение.

И своих детей (говорю это в том числе и как отец) мы будем стараться оберегать от подобного рода явлений, чтобы они и сами поняли «ценность» подобных мероприятий, которые могут сбить человека с правильного пути.

Наверное, стоит задуматься об альтернативе хеллоуину, который нам навязывается. Может быть, Межрелигиозному совету России удастся найти какой-нибудь праздник, который бы сегодня объединял наших детей, невзирая на их религиозную и национальную принадлежность. Ведь мы все объединены нашим государством, испокон веков жили и живем в добрососедстве, нас объединяет общая история. И добрые объединяющие праздники нам всем очень нужны.


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Хеллоуин — старые традиции и новые тенденции проведения вечеринок
Хеллоуин — старые традиции и новые тенденции проведения вечеринок
Хеллоуин — праздник ужасный может быть прекрасным
Хеллоуин — праздник может быть прекрасным
Костюмы для Хеллоуина: как остаться собой?
Плейбоевский зайчик или зомби: как одеться в хеллоуин
Архиепископ Запорожский Лука: хеллоуин – свидетельство поклонения дьяволу
Архиепископ Запорожский Лука | Хеллоуин – это свидетельство поклонения дьяволу
Показать еще
Комментарии
митя
2015-10-29 16:55:37
http://megapoisk.com/hellouin-ne-prosto-prazdnik
0
Лайк
Ответить