Молитва св. Иоанна Кронштадтского
Го́споди! Грехи́ на́ши на кресте́ пригвозди́вый, пригвозди́ ко кресту́ Твоему́ и настоя́щий мой грех и поми́луй мя по вели́цей Твое́й ми́лости.
(И наложить на себя крестное знамение)толкование
Иером. Иов (Гумеров) объясняет: «Вспомним наше определение греха: грех есть преступление Божественных заповедей. Но чтобы исполнять эти заповеди, одной воспитанности и соблюдения этических норм недостаточно. Для этого нужна благодать. Благодать – это исходящая от Бога духовная сила, очищающая и оживотворяющая душу человека. Среди людей далеких от духовной жизни, были и есть люди, строго соблюдающие нравственные нормы, принятые в обществе, но это не значит, что они безгрешны, часто они бывают заражены, например, такими опасными грехами, как гордость и честолюбие. … Все греховные страсти в человеке переплетаются и срастаются. Можно сказать, что это невидимые кандалы, которыми опутана душа, и каждое звено связано с другим. Многовековой опыт убеждает, что без помощи Бога вести духовную жизнь невозможно. А без этого человек не может быть нравственно совершенным».