О, сорок святых славных страстотерпцев Христовых, в городе Севастии Христа ради мужественно пострадавших, пройдя через огонь и воду!
Как друзья Христовы вошли вы в покой Царствия Небесного и имеете великое дерзновение к Пресвятой Троице ходатайствовать о роде христианском, наиболее же о почитающих святую память вашу и с верой и любовью вас призывающих.
толкование
Будучи едиными по природе, Лица Святой Троицы различаются лишь личными свойствами: нерождённость у Отца, рождение – у Сына, исхождение у Св. Духа. Отец – безначален, не сотворен, не создан, не рожден; Сын – предвечно (вневременно) рождён от Отца; Святой Дух – вечно исходит от Отца. Личные свойства Сына и Св. Духа указаны Символе веры: «от Отцарожденного прежде всех век», «от Отца исходящего». «Рождение» и «исхождение» невозможно мыслить ни как однократный акт, ни как некоторый протяженный во времени процесс, поскольку Божество существует вне времени. Сами термины: «рождение», «исхождение», которые открывает нам Священное Писание, являются лишь указанием на таинственное общение Божественных Лиц, это лишь несовершенные образы их неизреченного общения. Как говорит св. Иоанн Дамаскин, «образ рождения и образ исхождения для нас непостижим». В Боге три Личности, три «Я». Но аналогия человеческих лиц здесь не применима, Лица соединяются не сливаясь, но взаимно проникая так, что не существуют один вне другого Лица Пресвятой Троицы находятся в постоянном взаимном общении между Собою: Отец пребывает в Сыне и Св. Духе; Сын во Отце и Св. Духе; Дух Святый во Отце и Сыне (Ин. 14:10). Три Лица, имеют: – одну волю (желание и волеизъявление), – одну силу, – одно действие: любое действие Бога едино: от Отца через Сына в Духе Святом. Единство действия в отношении Бога следует понимать не как некую сумму трех взаимо-солидарных действий Лиц, а как буквальное, строгое единство. Это действие всегда правосудно, милосердно, свято…
Испросите у Всещедрого Бога прощение грехов наших и жизни нашей исправление, да прожив жизнь в покаянии и нелицемерной любви друг к другу, с дерзновением предстанем на Страшном Суде Христовом и по вашему ходатайству встанем справа Праведного Судии!
толкование
Покаяние – изменение внутренней и внешней жизни человека, заключающееся в решительном отвержении греха и стремлении проводить жизнь в согласии со всесвятой волей Бога. Греческое слово μετάνοια (метанойя — «покаяние») означает «перемена ума», «перемена мыслей». Проповедь Христа призывает к изменению образа мысли и образа жизни, отказу от греховных дел и помыслов. Покаяние начинается с изменения человеческого ума, отвращающегося от греха и желающего соединиться с Богом. Покаяние всегда есть умоперемена, то есть перемена одного направления ума на другой. За изменением ума следует изменение сердца, которому Бог дает опытно познать Свою благодатную любовь и святость. Познание любви и святости Божьей дает силы человеку не повторять грех и противостоять его действиям. В тоже время, благодатное вкушение Божественной любви и святости требует от человека немалого подвига для ее удержания в своей душе. В этом подвиге Бог испытывает свободное намерение человека отринуть грех и вечно пребывать с Ним.
О, угодники Божии, будьте нам защитниками от всех врагов, видимых и невидимых, да под покровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зла и искушений до последнего дня жизни нашей и да прославим Великое и Достойное всякого поклонения Имя Все Создавшей Троицы, Отца, Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.