Псалом 36Не ревнуй лукавнующым,
? ниже завиди творящым беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, яко зелие злака
? скоро отпадут. Уповай на Господа и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея. Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего. Открый ко Господу путь твой
? и уповай на Него, и Той сотворит: и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне.
Повинися
? Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку, творящему законопреступление. Престани от гнева и остави ярость,
? не ревнуй еже лукавновати. Зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, тии наследят землю.
? И еще мало, и не будет грешника, и взыщеши место его, и не обрящеши. Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира.
Назирает
? грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими. Господь же посмеется ему, зане прозирает, яко приидет день его. Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища,
? заклати правыя сердцем. Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся. Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа. Зане мышцы
? грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь.
Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет. Не постыдятся во время лютое,
? и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут. Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша. Заемлет грешный и не возвратит, праведный же щедрит и дает. Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся. От Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело. Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку его. Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы. Весь день милует и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет.
Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века. Яко Господь любит суд и не оставит преподобных Своих, во век сохранятся. Беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится. Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней. Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его. Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити его. Господь же не оставит его в руку его, ниже осудит его, егда судит ему. Потерпи Господа и сохрани путь Его, и вознесет тя, еже наследити землю, внегда потреблятися грешником узриши.
Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския.
? И мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его. Храни незлобие и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну. Беззаконницы же потребятся вкупе: останцы же нечестивых потребятся. Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби. И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на Него.
толкование
Псалом содержит спасительное лекарство малодушным, которые, видя в мире нечестивых благоденствующими, – соблазняются этим и сомневаются в Божием Промысле. Пророк убеждает заботиться не о временных, но о вечных благах; ибо праведных за злополучие временное ожидает благополучие вечное (Афанасий). 1 Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящим беззаконие. 2 Зане яко трава скоро изсшут, яко зелие злака скоро отпадут. Пророк, как духовный врач, убеждает встречающиеся скорби переносить благодушно, а благоденствия лукавых признавать достойными всякого сожаления, ибо: всяка плоть сено, и всяка слава человека яко цвет травный. Изсше трава, и цвет отпаде, глагол же Бога нашего пребывает во веки (Ис. 40, 68) (Феодорит). 3 Уповай на Господа, и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея. 4 Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца Твоего. Пророк показывает пользу упования на Бога. Преимущественное же благо получают те, которые в наслаждение себе вменяют непрестанную молитву к Богу. Насладися Господеви, т.е. непрестанно собеседуй с Господом (Феодорит). 5 Открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит. 6 И изведет яко свет правду твою, и судьбу твою яко полудне. Верный человек все помыслы сердца своего открывает в молитве к Богу Сердцеведцу, непрестанно прося Его благодатной помощи (Афанасий). 7 Повинися Господеви, и умоли Его: не ревнуй спеющему в пути своем, человеку, творящему законопреступление. Повинися Господеви, т.е. отступи от зла, ибо кто согрешает, тот непокорен Господу. Излагает здесь две достославные добродетели: покорность и молитву. Ибо в смиренном повиновении Господу заключается исполнение всех заповедей Его, а молитва – есть как бы некое умственное благоволение и благоухание Богу (Кирилл). 8 Престани от гнева, и остави ярость: не ревнуй еже лукавновати. 9 Зане лукавнующии потребятся: терпящии же Господа, тии наследят землю. Кающемуся не должно гневаться, не злопамятствовать, но прощать всем грехи их. Человек на человека сохраняет гнев, – говорит Премудрый, – а от Господа ищет исцеления (Сир. 28, 3). Эта нечистая страсть – гнев воспламеняет даже благоразумных, и не так, чтобы одного смущала, а другого нет, но вынуждаюсь сказать, что смущает всех людей, кроме совершенного... Нужна усердная молитва против этой страсти. Лукавство – есть произвольное злодеяние: ибо иное дело делать зло по незнанию и как бы побеждаясь оным, и иное – нарочно делать зло; последнее есть такое зло, по которому и диавол называется злым (Златоуст, Кирилл). 10 И еще мало, и не будет грешника: и взыщеши место его, и не обрящеши. Весьма коротка жизнь человека и сократилось время телесной жизни. Поэтому и грешник, быв застигнут кончиною жизни, не увидит своего места, ибо переселится без сомнения во ад. Впрочем, и оставшиеся в живых не узнают этого места, по причине осквернения его многими беззакониями (Кирилл). 11 Кротцыи же наследят землю, и насладятся о множестве мира. Кроткими называются великодушные и терпеливые, побеждающие страсть гнева. Им-то достойно предоставляется наследовать вечную землю, поскольку они часто лишались благ этой временной жизни по своей кротости и нелюбопытству. Насладится же множеством мира тот, кто не принимает образов лукавых духов и чрез это не умышляет греха, но строгий приговор произносит на земле сердца своего, воздавая должное греху (Феодорит, Исихий). 12 Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими. Можно это понимать о диаволе (Афанасий). 13 Господь же посмеется ему, зане прозирает, яко приидет день его. Грешный не терпит добродетели праведника, почитая ее обличением своей порочности, поэтому он наблюдает, как бы низложить непорочного. Хотя праведник и не знает этого, но всевидящий Бог посмеивается суетным злоумышлениям нечестивого, зная, что в назначенный Им день воздаст одному вечную жизнь, а другому – вечное мучение (Афанасий). 14 Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем. 15 Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся. И это подает утешение обидимым, ибо показывает, что грешник, хотя всякие способы употребляет против не сделавших ему никакой обиды, однако же запутывается в собственных сетях (Феодорит). 16 Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа. Лучше сделаем немногое со страхом Божиим, нежели многое и большое со смущением. Недостатки ли вас будут смущать, вспомните слова Христа Спасителя: ищите прежде Царствия Божия, и сия вся приложатся вам (Лк. 12, 31) (Варсонофий). 17 Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь. 18 Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет. Достояние непорочных – Царство Небесное (Тихон). 19 Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся: яко грешницы погибнут. Праведники во время глада и общей скудности насытятся так, как Илия во время голода был питаем вороном, и многие другие, которые чудесным образом получали пищу от Бога. Во время гонений Сам Господь Духом Святым пропитает верующих в Него. В переносном смысле Пророк указывает, что усердные к изучению Писаний не будут испытывать глада слышания слова Божия (Амос. 8, 11), а грешников постигнет голод святых учений (Златоуст, Афанасий, Кирилл). 20 Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша. Люди богоненавистные по своим беззакониям после того, как цвели несколько времени и казались знаменитыми и славными, исчезли наподобие дыма (Феодорит). 21 Заемлет грешный, и не возвратит, праведный же щедрит, и дает. Грешник не воздает благодарением за то, чем был облагодетельствован от Бога. А праведный – воздает щедротами и подражает своему Владыке. Нечестивый желает весь день похоти злыя, праведный же милует и щедрит нещадно (Притч. 21. 26) (Афанасий). 22 Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся. Бог так много печется о праведнике, что даже милует и тех, которые уважают и прославляют его; как напротив того наказывает тех, которые не уважают и безчестят его; почему Он и Аврааму сказал: благословлю благословящыя тя, и кленущыя тя проклену (Быт. 12, 3) (Феодорит). 23 От Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело. Христианское мудрое рассуждение, что во всех делах человеческих Промысел Божий присутствует! Итак, прежде всего нам должно иметь твердую веру в Бога: ибо без Него ничего доброе не делается, как и Сам Он сказал: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5) (Иоанн Тобольский). 24 Егда падет, не разбиется: яко Господь подкрепляет руку его. Хорошо подвижнику не падать, но если пал, неужели погиб совершенно? – Никогда. И для него есть утешение: не разбиется, так как имеет опорою Бога. И всякому падающему грехом не желает человеколюбивый Бог разбиться, но подкрепляет немощь его Своею Божественною помощью, ожидая, что опять восстанет цел и невредим через покаяние. Пал только тот, кто после согрешения предался всякому греху (Златоуст, Афанасий). 25 Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы. Праведника никогда Господь не лишает Своего промышления, даже о родстве его прилагает Свое попечение. Так об Израиле, даже преступившем закон, промышлял Он за праотеческую добродетель. И Соломона, впавшего в нечестие, терпел за отцовское боголюбие (Феодорит). 26 Весь день милует, и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет. Праведный своей щедрой благотворительностью посредством денег, вещей, слов и советов – милует получающих, а взаим дает Богу всех их, по слову Премудрого: милуяй нища, взаим дает Богу (Притч. 19, 17) (Феодорит). 27 Уклонися от зла, и сотвори благо, и вселися в век века. Богом взыскуется от человека благое произволение, которое должно быть постоянным. И если прежде грешник не возненавидит грех, то не возможет стать делателем правды (старцы Египетского скита). 28 Яко Господь любит суд, и не оставит преподобных Своих: во век сохранятся. Беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится. Недаром Богом соблюдаются разные племена и народы с заблуждениями относительно единой божественной истины. Даже ради одного обратившегося к истине Господь сохраняет целое поколение, из которого он происходит. Например: многострадальный Иов был потомком возненавиденного Богом Исава; а отцом по плоти патриарха Авраама был язычник Фаран. Если же какое племя или народ будут так нечестивы, что от них не может произойти ни одного праведника, тогда это семя нечестивых истребится (Амвросий Оптинский). 29 Праведницы же наследят землю, и вселятся в век века на ней. Не чувственную землю. Ибо по всеобщем воскресении вся тварь по велению Божию должна измениться и обновиться и соделаться духовною, и духовные должны наследовать землю духовную и невещественную, нетленную и вечную. Небо станет несравненно блестящее и светлее; земля восприимет новую и неизреченную красоту, одеявшись в многообразные неувядаемые цветы, светлые и духовные; солнце будет сиять в семь раз сильнее, чем теперь. Весь мир соделается духовным и божественным и соединится с умным миром (ангельским) – и явится Иерусалимом небесным. Этой земли не наследовал еще ни один человек: все мы странники и пришельцы на земле (Евр. 11, 13). Когда же земное соединится с небесным, тогда и праведницы наследят обновленную землю (Симеон Новый Богослов). 30 Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Приличное дело святых – изрекать мудрость, ибо святыми отвергнуто пустословие. Сребро разжженое язык праведного, сердце же нечестивого – ничтожество (Притч. 10, 20). Судом называется правильное рассуждение о каждом предмете. У праведника слово не бывает без рассмотрения: рассудив, как должно сказать, он в свое время говорит и молчит, потому что устне мудрых связуются чувством (Притч.15,7) (Кирилл). 31 Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его. Постоянно беседующий с Богом получает от Господа дар благоразумия и говорит всегда премудро. В беседах праведный не согрешит языком и не сможет быть уловлен в слове, потому что непрестанно содержит молитву и размышляет о заповедях Божиих. Приимем (же) и мы в сердца наши закон Духа Божьего, как обещал Он: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его (Иер. 31, 33), чтобы хранить ум в истине, а речь – в простоте, чтобы иметь ум Христов (1 Кор. 2, 16) и ходить в обновленной жизни (Рим. 6, 4), не являя одно в сердце, а другое во внешнем. Ибо ненавистен у Бога ложный и притворный нрав. Недаром Господь непреложно нам возвестил, что оскверняющее человека изнутри, из сердца исходит (Мк. 7, 23) (Златоуст, Феодорит, Макарий В.). 32 Сматряет грешный праведнаго, и ищет еже умертвити его. 33 Господь же не оставит его в руку его, ниже осудит его, егда судит ему. Владыка неба и земли не оставит без надзора праведника, когда злоумышляют против него люди лукавые, но устроит так, что праведник перескочит все эти лукавые сети (Феодорит). 34 Потерпи Господа, и сохрани путь Его, и вознесет тя, еже наследити землю: внегда потреблятися грешником, узриши. Превосходное дело терпение, потому что производит опытность, а она упование, которое не посрамится. Во всем богодохновенном Писании мы найдем, что терпение прославляется, как ведущее ко всякому добру (Кирилл). 35 Видех нечестиваго превозносящася, и высящася, яко кедры Ливанския. 36 И мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его. Превозносящиеся лжеименным разумом, и представляющие, что постигли тайны Всевышнего Бога, называются также кедрами. И их истребление – мгновенно. Мимо идох, и се не бе (Василий В., Феодорит). 37 Храни незлобие, и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну. 38 Беззаконницы же потребятся вкупе: останцы же нечестивых потребятся. Предлагает увещание и совет не обращать взора на скорби временные, но заботиться о простоте сердца в надежде будущего воздаяния. Ибо Бог в награду человеку мирному дает такое же благочестивое потомство, а самому ему, по смерти, неизреченные блага, по сказанному: блажени мертвии, умирающии о Господе, дела бо их ходят в след с ними (Апок. 14, 13). Беззаконницы же напротив того потребятся с останками своими, так как в похотях и беззакониях своих погубили все наследие свое (Афанасий, Феодорит). 39 Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби. 40 И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на Него. Углубись умом и сердцем в эти божественные слова Духа – они не нуждаются в человеческом изъяснении
Псалом 26Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю.
Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. И ныне се вознесе главу мою, на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения, пою и воспою Господеви.
Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах: помилуй мя и услыши мя. Тебе рече сердце мое, Господа взыщу. Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене, и не остави мене, Боже Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя. Законоположи ми, Господи, в пути Твоем и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в душы стужающих
? ми, яко восташа на мя свидетеле неправеднии и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.
толкование
Псалом содержит в себе предсказание о борьбе с врагами. Слова же: прежде помазания означают то, что Давид, хотя и будет помазан в Царя, однако же не избежит и искушения, ибо многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22) (Афанасий). 1 Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся; Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся; Господь есть Свет, просвещающий всякого человека (Ин. 1, 9) и Спаситель – Той бо спасет люди Своя от грех их (Мф. 1, 21). Ангели являются зрителями твоей жизни. Если увидят, что ты побеждаешь – радуются твоему успеху; если увидят твою неудачу – отступают опечаленные, зато демоны смеются над тобой. Поэтому вместо меча вооружись страхом Божиим, который есть меч обоюдоострый, поражающий всякую дурную похоть (Златоуст). 2 Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляюшии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Не убойтеся (злобующих) убивающих тело, души же не могущих убити: убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне (Мф. 10, 28). Находящиеся (бьющиеся) в борьбе наносят удары и взаимно принимают их; и демоны, состоящие с нами в борьбе, конечно и сами принимают их от нас (Евагрий). 3 Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое: аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю. Кто не обучен еще брани со врагом, тому приходят помыслы боязни, уныния и блуда. Противостать им надо твердым сердцем: ибо борцы, если не подвизаются, не бывают увенчаны; и воины, если не покажут своего искусства в брани, не удостаиваются почестей. Смотри, какой был Давид! Не поешь ли ты его псалмы? (Дорофей). 4 Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый Его. Вот наше сокровище, наша радость! Нужно посещать святый храм Господень с усердием и думать о том, чтобы устроить достойный Владыке и душевный храм. В Церкви со страхом и трепетом должно предстоять: Сам Бог присутствует в ней (Феодор). 5 Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя: Селения есть Церкви Божии, а Камень – есть Христос (1 Кор. 10, 4) (Афанасий, Феодорит). 6 И ныне, се вознесе главу мою, на враги моя. Обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения: пою и воспою Господеви. Давид пророчествует здесь о будущем, как о прошедшем. За то, что Бог покроет меня от врагов, я принесу Ему жертву благодарную и хвалебную. Восклицания – это голоса более смелых против робких во время сражения, так и песнопения есть голоса благодушествующих, как сказано: благодушен ли кто, пусть поет псалмы (Иак. 5, 13). Пою (голосом) и воспою (с помощью псалтирного инструмента) Господеви (Феодорит). 7 Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах: помилуй мя, и услыши мя. Благоприемная молитва – не от гласа только устного, но наиболее от вопля сердечного; уста с сердцем должны быть согласованы: сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим. 10, 10) (Афанасий). 8 Тебе рече сердце мое: Господа взыщу. Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Кто истинным сердцем молится Богу, тот истинно ищет Бога и обретает Его в этой жизни, а в будущей жизни удостоится видения и лица Его Божественного, по слову апостола: видим убо ныне якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу (1 Кор. 13, 12) (Афанасий). 9 Не отврати лица Твоего от мене, и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене, и не остави мене, Боже Спасителю мой. Лице милости Своей Бог отвращает от человека за грехи его. Уклоняется гневом – когда не наказывает за грехи здесь и не обращает в покаяние. Помощник Бог человеку, когда он творит добро; если же в праздности проводит жизнь, то как Бог помогать ему будет? И не остави мене пребывать во грехах, но «имиже веси судьбами спаси мя, Господи» (Афанасий, Августин). 10 Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя. Давид употребляет такое выражение для изображения совершенной своей безпомощности – именно то, что он покинут самыми близкими людьми, к которым он относился с такой любовью и доверчивостью, как к своему отцу и матери. Одна остается надежда на Господа, что Он не покинет его в несчастии, но как брошенное родителями или подкинутое дитя восприемлет его (по Зигабену). 11 Законоположи ми, Господи, в пути Твоем и настави мя на стезю правую враг моих ради. Просит дарования божественной благодати, чтобы исполнить заповеди Божии. Законоположи («просвети») или «покажи мне Путь Твой» (Афанасий). 12 Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе. Так говорит Дух Святый от лица души человеческой, описывая ее невидимую борьбу с невидимыми врагами спасения. Солга неправда себе означает, что клевета, возводимая на праведника от злых людей, обращается в собственную их погибель. Подобно как Даниил пророк сказал одному из неправедных старцев, обвинявших Сусанну: право солгал еси на свою главу (Дан. 13, 55) (Игнатий). 13 Верую видети благая Господня на земли живых. Как телесные очи видят все ясно, так и душам святых явственны и видимы те лепоты божества, о которых помышляют христиане. Но от очей телесных сокрыта такая слава, ясно же открывается она душе верующей, которая была умерщвлена грехом и которую Господь воскрешает, – уготовляя ей новое небо, новую землю, и Солнце правды, подавая ей все от божества Своего. Ибо есть истинный мир, и земля живых, и хлеб жизни, и вода живая (Макарий В.). 14 Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа. Это увещание Пророка всем людям. Не приходи в нерадение от изнеможения, но имей в виду упование. Ибо где подвиги – там награды, где брани – там и почести, где борьба – там и венцы. Взирая на это, укрепляй себя уроками терпения, взывай себя непрестанно; мужайся, да укрепится сердце твое (Ефрем).
Псалом 90Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходяшия, от сряща, и беса полуденнаго.
? Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе,
? к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко aнгелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.
? Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню
? его, и явлю ему спасение Мое.
толкование
Божественный Дух устами Богоотца Давида раскрывает в этом псалме величие дел Божиих. Пророк показывает неизреченную пользу от упования на Бога и неизмеримое обилие благ, таящихся в нем. Тайноводствуемые Христом побеждают невидимых врагов: начальства и властей, мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных (см. Еф. 6, 12), и самого ненавистного сатану (Златоуст, Афанасий, Феодорит). 1 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Пророческий дух ублажает человека, которому помощь и пособие есть Сам Христос. Видишь ли, какое дерзновение имеет ко Всевышнему тот, кто исполняет Его заповеди? (Афанасий, Исихий). 2 Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. 3 Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна. Давид отсюда обращает речь к самому уверовавшему и ободряет его: Бог избавит тебя от сети ловчи (тайных козней сопротивных сил) и от словесе мятежна (обидного) (Феодорит, Афанасий). 4 Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Крылами называет действие Промысла Божия, употребляя подобие птиц, которые своими крыльями покрывают птенцов. Истина Его – Христос Бог; оружие – Крест Христов. Как птицы под крылом кокоша, так весь мир под крылом Господа; всех и вся Он согревает – одних духовно, других – вещественною теплотою. И как кокош слышит писк и вздохи находящихся под ним птенцов, – так Господь слышит тайные вздохи, наши молитвы, видит все наши нужды (Златоуст, Феодорит, Иоанн Кронштадтский). 5 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, Стрелою наименовал какую-то нечистую силу, «ангела смерти» (Афанасий). 6 От вещи во тме преходяшия, от сряща и беса полуденнаго. Вещь преходящая во тьме – есть всякое злоумышление, проявляющееся там, где его не ожидают; а встреча полуденная – есть явный и открытый вред. Заметь, что демон полуденный возмутил Давида, когда он после полуденного сна впал в прелюбодеяние. Другие отцы бесом полуденным называют духа лености и уныния, нападающих в определенные часы, как лихорадка на больную душу и расстраивающих ее крепость. Срящ – есть всякий непредвиденный случай, встреча, нападение (Златоуст, Афанасий, Кассиан). 7 Падет от страны Твоея тысяща, и тма одесную Тебе, к Тебе же не приближится. В высшем смысле псалом указывает, что живущий в помощи Божией будет подвергаться нападению с левой стороны (от страны) тысячам злых стрел – ярости и похоти, а с правой (одесную) – тмам, т.е. десяткам тысяч; ибо то, что право в нас, к сокрушению того устремлено множество лукавых сил. Диавол, зная, что многие не принимают грехов явно, начинает брань против них с таких вещей, которые представляются хорошими, но потом через них низвергает их в явное зло. Но рукою тайною ратует Господь на амалика от рода в род (Исх. 17, 16). Ибо не перестает Господь спасать любящих Его (Афанасий, Исихий). 8 Обаче очима Твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Своими очами ты увидишь победу над врагами и справедливое возмездие им. Воздаяние грешникам мысленным мысленно и сам увидишь после трезвенной молитвы. Именно она освобождает наш ум от всякого вещественного образа лукавых помыслов и дает ему познавать внушения мысленных супостатов и ощущать пользу трезвения (Златоуст, Исихий). 9 Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище Твое. Дух человека Божьего и Дух пророческий, ответствуя друг другу, показывают, сколько пользы в уповании на Бога. Бог потому столько много печется о верном, потому что последний всецело предался в волю Божию и возложил все упование на Него: яко ты, Господи, упование мое. За это, – отвечает Пророк верному, – ты сподобишься и промышления от Него, так как Вышняго положил еси прибежище твое (Афанасий, Феодорит). 10 Не приидет к Тебе зло, и рана не приближится телеси Твоему. 11 Яко Ангелом Своим заповесть о Тебе сохранити тя во всех путех твоих. Пророк ободряет человека: бедствия не только не одолеют его, но даже не приблизятся. Бог, посредством ангелов, отразит диавольские приражения. Более людей стыдись ангелов, которых при нас много, и удаляйся от всякого постыдного действия. Под ангелами разумей также и богоносных мужей, которые имеют ведение о Боге, руководят нами и охраняют нас в жизни от соблазнов, понеже устне иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его: яко ангел Господа Вседержителя есть (Мал. 2, 7) (Златоуст, Феодорит, Нил). 12 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. Это выражение и диавол применил ко Христу, но Господь, обличая его, сказал в ответ: писано есть: не искусиши Господа Бога твоего (Втор. 6, 16; Мф. 4, 7), ибо Бог обещал помощь не искушающему, а бедствующему; не тщеславному, или ищущему пустой славы, но находящемуся в крайней нужде. Под камнем можно разуметь всякий грех и всякое препятствие добродетели, а под ногой – душу человека (Златоуст, Пелусиот, Афанасий). 13 На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. В высшем смысле наступанием на ядовитых и плотоядных зверей Давид выразил победу над злом. Кто попирает гнев тот попирает льва, потому что лев отличается яростью; а кто попирает удовольствия и нечестия – тот попирает аспида, василиска и дракона, потому что плотское удовольствие и всякое житейское зло справедливо сравнивается с гадами, пресмыкающимися по земле. Под аспидом и василиском подразумевается крайнее лукавство: потому что аспид испускает смертный яд, а василиск причиняет вред и своим взором. По своей свирепости аспид противится всяким заклинаниям. Василиск (очковая змея) имеет огненные глаза и содержит в глазу яд – как это говорится и о людях завистливых. Дракон (удав) – это самый огромнейший змей: проглатывает людей, быков и волов; по ужасной силе своей изображает собою диавола (см. Апок. 12, 34). Давид упомянул этих наиболее злых и сильных животных, желая показать, что человеку, охраняемому Богом, не могут повредить никакие враги видимые и невидимые. Тысячи возлюбивших жизнь пустынную, упованием на Бога избегли этих неприязненных нападений, живя вместе со зверьми. И демон также есть аспид, василиск, лев и змей; потому что все вредные действия, производимые этими зверями, и он в себе имеет (Златоуст, Феодорит, Григорий Нисский, Василий В., Афанасий, Кирилл, Диодор). 14 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Это уже говорит Бог – показывая плод упования – надежду на Бога. Не обольщайся, надежду на Бога предваряет труд для Бога и пролитый в делании добра пот. Только праведник, яко лев уповает (Притч. 28, 1). И как его постоянное попечение посвящено Богу, так и Бог воздает ему. Расслабленный и ленивый к делу своему не может иметь такой надежды. Кто же знает имя Его? Тот, кто с кротостью покорил Ему волю своего ума, и кто должным образом Ему покорен; а не тот, кто по слуху знает Его (Исаак, Феодорит, Златоуст, Евсевий). 15 Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби изму его и прославлю его. 16 Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое. Это Господь так говорит праведнику. Поистине, что может быть больше того блаженства, когда мы имеем Бога своим Защитником в брани против врагов. Ибо тогда-то наиболее и нужно Ему быть при нас, когда окружают нас скорби и бедствия. Послушным и готовым на помощь находит Бога тот, кто взывает к Нему сильным душевным голосом. О, слова, преисполненные любви! О, слова, вдыхающие живейшее упование молящемуся!.. В самые скорбные, безотрадные минуты Господь с нами. А мы думаем, что нет, что Господь оставил нас. Мать не может совершенно привлечь в любовь свою нашего сердца, а Господь привлекает святыми тайнами и молитвой (Афанасий, Исаак, Иоанн Кронштадтский).
Псалом 39Терпя, потерпех
? Господа, и внят ми, и услыша молитву мою. И возведе мя от рова страстей,
? и от брения тины, и постави на камени
? нозе мои, и исправи стопы моя, и вложи во уста моя песнь нову, пение
? Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа. Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты
? и неистовления ложная.
Многа сотворил еси Ты, Господи, Боже мой, чудеса Твоя и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе. Bозвестих и глаголах, умножишася паче числа. Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси,
? всесожжений и о гресе не взыскал еси. Тогда рех: се прииду, в главизне книжне писано есть о мне: еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева моего. Благовестих правду в церкви велицей, се устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси.
Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа.
? Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от мене: милость Твоя и истина Твоя выну да заступите мя. Яко одержаша мя злая, имже несть числа, постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети, умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя. Благоволи,
? Господи, избавити мя: Господи, во еже помощи ми вонми.
Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущии душу мою изъяти ю, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая. Да приимут абие студ свой глаголющии ми: благоже, благоже. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Господи, и да рекут выну: да возвеличится Господь, любящии спасение Твое. Аз же нищ есмь и убог, Господь попечется о мне. Помощник мой и Защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни.
толкование
И этот псалом посвящен добродетели терпения и начинается с него; терпя потерпех... Он вместе с двумя предыдущими составляет «золотую триаду терпения». Пророк с благодарным восторгом удивляется Божественному Промыслу, простирающемуся на весь род человеческий и определяет, как надлежит достойно почитать Творца. В конец, во Христа, совершителя благ с терпением приобретаемых (Афанасий). 2 Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою. 3 И возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя. Если восстанет на тебя греховная брань – не бойся и не упадай духом. Но терпя потерпи Господа, с плачем излей молитву свою пред благостию Его, и Он услышит тебя, и возведет тебя от рова страстей – злых помыслов и брения тины неподобных мечтаний и поставит нозе твои на камени святыни (чистоты) и увидишь пришедшую от Него помощь. Еще глаголющу ти, ренет: се приидох (Ис. 58, 9). Но Он выжидает, чтобы увидеть подвиг твой, точно ли даже до смерти готов ты противоборствовать греху. Бог взирает на твой подвиг; на него же смотрят и лики святых ангелов, и толпа бесов... Долготерпение охраняет от вражды и ненависти, а главное – произрастает вожделенный плод незлобия. Человек незлобивый – подобен Богу, он есть жилище Святаго Духа, благоуханный фимиам пред Богом. Встречающиеся скорби и озлобления от людей – не могут поколебать страха Божьего в долготерпеливом, ибо он во всякое время покоряется воле Божией; нетерпеливый же – воле диавола (Ефрем, Антоний В.). 4 И вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа. Новою песнию называет Евангельские заповеди. Мнози узрят внутренним оком души сокровенную руку Божию и возложат упование на Его Промысел (Афанасий). 5 Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная. Действительно блаженнее всех тот, кому упование – единый Бог, кто не развлекается житейскими суетными попечениями, которые есть неистовство и ложь (Афанасий). 6 Многа сотворил еси Ты, Господи, Боже мой, чудеса Твоя, и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе. Возвестих и глаголах, умножишася паче числа. О, глубина богатства и премудрости и разума Божия. Яко неиспытани судове Его, и неизследовани путие Его. Кто бо разуме ум Господень; или кто советник Ему бысть? (Рим. 11, 33-34). Никто не может постигнуть помышлений Божиих касательно Его Божественного Промысла о мире и спасении его: особенно же того, что Бог ради преступного человека станет человеком (Афанасий, Феодорит). 7 Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси: всесожжений и о гресе не взыскал еси. 8 Тогда рех: се прииду. В главизне книжне писано есть о мне: 9 Еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева моего. По учению апостола Павла – это слова самого Господа нашего Иисуса Христа, выражающие добровольное согласие Его принести Собою единую жертву за грех, чтобы отменить ветхозаветные кровавые жертвы и учредить единую новую жертву – крестную (см. Евр. 10, 512). Жертвы и приношения безсловесных животных не восхотел еси, и о всесожжении тельцов и овнов не благоволил, но еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, т.е. предать Себя самого. Поэтому и снидох с небесе, – говорит Христос, – не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца (Ин. 6, 38). А этим Он доказывает, что не жертвы очищают людей, а воля Божия. Принесем же и мы Господу дары: жертвы и всесожжения не безсловесных животных, которых Христос не хощет, но принесем самих себя, умертвив в себе всякое пристрастие и собственную волю ради евангельских заповедей Христа. Ибо если не сотворит человек воли Божией и закона Его посреде чрева, т.е. из среды всего сердца и всей души, то и вне не сможет он удобно исполнять его. Конец же слова, все слушай: Бога бойся и заповеди Его храни (Екк.12,13) и мысленно и чувственно (Синаит, Златоуст, Дорофей, Исихий). 10 Благовестих правду в церкви велицей, се устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси. Великая церковь – есть всякая душа, уверовавшая в Спасителя нашего Иисуса Христа (Афанасий). 11 Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа. 12 Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от мене: милость Твоя и истина Твоя выну да заступите мя. Давид здесь как бы говорит Господу: за то, что иным я содействовал обрести милость Твою, так и Ты, Господи, не оставь далеко милости Твоей от мене (Амвросий). 13 Яко одержаша мя злая, имже несть числа. Постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети, умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя. 14 Благоволи, Господи, избавити мя: Господи, во еже помощи ми вонми. Никто да не высокомудрствует о себе: ибо и три отрока, достигшие верха добродетели, когда молились в пещи, говорили: согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом (Дан. 3, 29), и Даниил, и Иеремия, и Исаиа, и чудный Павел так говорили о себе. Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз (1 Тим. 1, 15). Поэтому всякая душа, грехам и проступкам своим приписывает все с нею совершающееся и умоляет Спасителя даровать ей помощь. Сверх того, праведники еще приписывают себе грехи нерадивых грешников и почитают их за свои собственные по общению и одной любви и вере с ними. Вонми – поспеши (Феодорит, Афанасий). 15 Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущии душу мою, изъяти ю: да возвратятся вспять, и постыдятся хотящии ми злая. 16 Да приимут абие студ свой глаголющии ми: благоже, благоже. Выражение благоже, благоже – выражает посмеяние (по Зигабену). 17 Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Господи: и да рекут выну, да возвеличится Господь, любящии спасение Твое. И Церковь Божия, и всякая душа человеческая имеет нужду в божественном промышлении, по причине всякого рода людских и демонских восстаний на нее (Афанасий, Феодорит). 18 Аз же нищ есмь и убог, Господь попечется о мне: Помощник мой и Защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни. Пророк, хотя и был царем, но называет себя нищим и убогим, как имеющий нужду в божественном содействии и благодатной помощи. Признает же себя нищим и убогим может быть еще и потому, что говорит это от лица Господа, Который наименован нищим в словах: нас ради обнища богат сый (2 Кор. 8, 9), а убогим назван из-за того, что по плоти Он был Сын не богатого кого, но древодела (Василий В., Златоуст, Феодорит).