X

Молитвы и богомыслия к ним свт. Тихона Задонского : молитвы

Рубрики категории : Молитвы и богомыслия к ним свт. Тихона Задонского
Молитвы и Богомыслия к ним святителя Тихона Задонского
Молитва – Благодарение из Духовного Завещания

Слава Богу за все!
Слава Богу, что меня создал по образу Своему и по подобию!
Слава Богу, что меня, падшего, искупил!
Слава Богу, что обо мне, недостойном, промышлял!
Слава Богу, что меня, согрешившего, в по¬каяние призвал!
Слава Богу, что мне подал слово Свое святое, как «светильник, сияющий в темном месте» (2 Петр 1:19), и тем меня на путь истинный наставил!
толкование
Слава Богу, что мои очи сердечные про¬светил!
Слава Богу, что подал мне в познание святое имя Свое!
Слава Богу, что банею Крещения грехи мои омыл!
Слава Богу, что показал мне путь к вечному блаженству! Путь же есть Иисус Христос, Сын Божий, Который о Себе говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин 14:6).
Слава Богу, что согрешающего меня не погубил, но по Своей благости потерпел согрешения мои!
Слава Богу, что показал мне прелесть и суету мира сего!
толкование
Слава Богу, что помогал мне в многораз¬личных искушениях, бедах и напастях!
Слава Богу, что при бедственных и смертельных случаях меня сохранял!
Слава Богу, что меня от врага, диавола, за¬щищал!
Слава Богу, что меня лежащего восстав¬лял!
Слава Богу, что меня печального утешал!
Слава Богу, что меня заблуждающегося обращал!

Слава Богу, что меня отечески наказывал!
Слава Богу, что мне объявил Страшный Свой Суд, чтобы я его боялся и каялся в гре¬хах моих!
Слава Богу, что объявил мне вечную муку и вечное блаженство, чтобы одной избежать, а другого поискать!
Слава Богу, что мне, недостойному, пода¬вал пищу, которою немощное мое тело укреп¬лялось; подавал одежду, которою нагое мое тело покрывалось, подавал дом, в котором я упокоевался!
Слава Богу и за прочие Его блага, которые Он мне для содержания и утешения моему подавал! Столько я от Него получил благоде¬яний, сколько дышал!
Слава Богу за все!
толкование  

Молитвы и Богомыслия к ним святителя Тихона Задонского
Молитва – Благодарение из Духовного Завещания

Слава Богу за все!
Слава Богу, что меня создал по образу Своему и по подобию!
Слава Богу, что меня, падшего, искупил!
Слава Богу, что обо мне, недостойном, промышлял!
Слава Богу, что меня, согрешившего, в покаяние призвал!
Слава Богу, что мне подал слово Свое святое, как «светильник, сияющий в темном месте» (2 Петр 1:19), и тем меня на путь истинный наставил!
толкование
Слава Богу, что мои глаза сердечные просветил!
Слава Богу, что подал мне в познание святое имя Свое!
Слава Богу, что банею Крещения грехи мои омыл!
Слава Богу, что показал мне путь к вечному блаженству! Путь же есть Иисус Христос, Сын Божий, Который о Себе говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин 14:6).
Слава Богу, что согрешающего меня не погубил, но по Своей благости потерпел согрешения мои!
Слава Богу, что показал мне прелесть и суету мира сего!
толкование
Слава Богу, что помогал мне в многоразличных искушениях, бедах и напастях!
Слава Богу, что при бедственных и смертельных случаях меня сохранял!
Слава Богу, что меня от врага, дьявола, защищал!
Слава Богу, что меня лежащего восставлял!
Слава Богу, что меня печального утешал!
Слава Богу, что меня заблуждающегося обращал!

Слава Богу, что меня отечески наказывал!
Слава Богу, что мне объявил Страшный Свой Суд, чтобы я его боялся и каялся в грехах моих!
Слава Богу, что объявил мне вечную муку и вечное блаженство, чтобы одной избежать, а другого поискать!
Слава Богу, что мне, недостойному, подавал пищу, которою немощное мое тело укреплялось; подавал одежду, которою нагое мое тело покрывалось, подавал дом, в котором я упокоевался!
Слава Богу и за прочие Его блага, которые Он мне для содержания и утешения моему подавал! Столько я от Него получил благодеяний, сколько дышал!
Слава Богу за все!
толкование  

Молитвы из псалмов
1. Молитва о неотступной помощи Божией
«Не остави мене, Господи Боже мой, не от¬ступи от мене: вонми в помощь мою, Господи спасения моего» (Пс.37:22-23).
толкование

2. Молитва в скорби
«Ты еси прибежище мое, от скорби, обдержащия мя. Радосте моя, избави мя от обышедших мя» (Пс.31:7).
толкование
3. Молитва об отпущении грехов юности
«Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть. Грех юности моея и неведения моего не помяни, по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи» (Пс.24:6-7)!
толкование
4. Молитва об очищении тайных грехов, которых в совести не видим
«Грехопадения кто разумеет? От тайных моих очисти мя и от чуждих пощади раба Тво¬его» (Пс.18:13-14).
толкование


5. Молитва, когда страх Суда Божия, геенны и отчаяния смущает душу
"Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене.  Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь, исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя.  И душа моя смятеся зело: и Ты, Господи, доколе?  Обратися, Господи, избави душу мою: спаси мя ради милости Твоея.  Яко несть в смерти поминаяй Тебе: во аде же кто исповестся Тебе?  Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу.  Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих.  Отступите от мене, вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего:  услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият. Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре"(Пс.6:1-11).
толкование

6. Молитва о просвещении очей душевных
«Открый очи мои, Господи, и уразумею чуде¬са от закона Твоего» (Пс.118:18).
толкование
7. Молитва о наставлении в законе Господнем
«Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое. Стопы моя направи по словеси Твое¬му, и да не обладает мною всякое беззаконие» (Пс.118:132-133).
толкование
8. Благодарение Богу за милость Его
«Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое в век, якомилость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго» (Пс.85:12-13).
толкование
9. Молитва последняя, когда ложимся спать
«Помяни мя, Господи, егда приидеши во цар¬ствии Твоем» (Лк 23:42), якоже помянул еси разбойника, испустившаго глас сей.
толкование
10. Песнь Богу — Помощнику нашему
«Помощник мой еси, Тебе пою, яко Бог За¬ступник мой еси, Боже мой, милость моя» (Лк 58:18).
толкование
11. Молитва об общем спасении
Первая. «Господи Боже Сил! Обрати ны, и просвети Лице Твое, и спасемся» (Пс.79:20).
Вторая. «Боже, ущедри ны, и благослови ны, просвети Лице Твое на ны и помилуй ны. Познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое» (Пс. 66:1-2).
Третья. «Услыши нас, Боже Спасителю наш, упование всех концев земли и сущих в мори дале¬че» (Пс.64:6).
толкование

Читай псалтырь, и рассуждай каждый день, утром, и вечером, и днем. Читай Славословие со вниманием: «Слава в вышних Богу», и прочее.

Молитвы из псалмов
1. Молитва о неотступной помощи Божией
" Не оставь меня, Господи, Боже мой, не отступи от меня! Приди на помощь мне, Господи спасающий меня!"
(Пс.37:22-23).
толкование
2. Молитва в скорби
Ты прибежище мое в скорби, объявшей меня! Радость моя, избавь меня от обступивших меня. (Пс.31:7).
толкование
3. Молитва об отпущении грехов юности
«Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо вечны они.  Грехов юности моей и неведения моего не помяни; по милости Твоей вспомни меня, по благости Твоей, Господи!»(Пс.24:6-7)
толкование
4. Молитва об очищении тайных грехов, которых в совести не видим
«Грехи свои кто до конца уразумеет? От тайных грехов моих очисти меня.  От чуждых естеству огради раба Твоего! Если не овладеют они мною, непорочен буду, очищусь от греха великого». (Пс.18:13-14).
толкование


5. Молитва, когда страх Суда Божия, геенны и отчаяния смущает душу
«Господи, да не обличишь меня в ярости Твоей и не накажешь меня в гневе Твоем!  Помилуй меня, Господи, ибо немощен я; исцели меня, Господи, ибо содрогнулись кости мои,  и душа моя в сильном смятении… О, Господи, доколе?..  Обратись, Господи: избавь душу мою, спаси меня по милости Твоей!  Ибо никто из умерших не поминает Тебя, и во аде кто исповедает величие Твое?  Изнемог я от воздыханий моих, омываю всякую ночь ложе мое, слезами моими постель мою орошаю.  Помутились от горести очи мои, ослабел я среди врагов моих.  Отступите от меня, все делающие беззакония, ибо услышал Господь плач мой!  Услышал Господь моление мое, Господь принял молитву мою.  Да постыдятся и придут в смятение враги мои, да обратятся вспять и посрамятся вскоре»(Пс.6:1-11).
толкование
6. Молитва о просвещении очей душевных
«Отверзи очи мои, и уразумею чудеса, явленные законом Твоим» (Пс.118:18).
толкование
7. Молитва о наставлении в законе Господнем
«Воззри на меня и помилуй меня, как судишь Ты милостиво любящих имя Твое. Стопы мои направь словом Твоим, и да не овладеет мною беззаконие!» (Пс.118:132-133).
толкование
8. Благодарение Богу за милость Его
«Восхвалю Тебя, Господи Боже мой, всем сердцем моим и прославлю имя Твое вовеки; ибо велика милость Твоя ко мне, и Ты избавил душу мою от преисподней»(Пс.85:12-13).
толкование
9. Молитва последняя, когда ложимся спать
"Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое" (Лк 23:42), якоже помянул еси разбойника, испустившаго глас сей.
толкование
10. Песнь Богу — Помощнику нашему
«Помощник мой еси, Тебе пою, яко Бог Заступник мой еси, Боже мой, милость моя» (Лк 58:18).
толкование
11. Молитва об общем спасении
Первая.
«Господи Боже сил, возврати нам милость Твою, яви нам сияние лица Твоего, и спасемся»(Пс.79:20).
Вторая. «Боже, смилуйся над нами и благослови нас, яви нам сияние лица Твоего и помилуй нас! Дай нам познать на земле путь Твой, путь спасения, явленный Тобой всем народам» (Пс. 66:1-2).
Третья. «Дивна правда Твоя. Услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и плавающих в морях дальних»(Пс.64:6).
толкование

Читай псалтырь, и рассуждай каждый день, утром, и вечером, и днем. Читай Славословие со вниманием: «Слава в вышних Богу», и прочее.



 

Молитвы и Богомыслие к Ним на Всякую Потребу
1. Молитва грешника кающегося

"Помилуй мя,   Боже, по велицей   милости Твоей, и   по множеству щедрот   Твоих очисти беззаконие   мое. 4 Наипаче омый   мя от беззакония   моего, и от   греха моего очисти   мя. 5 Яко беззаконие   мое аз знаю   и грех мой   предо   мною есть   выну. 6 Тебе Единому   согреших, и лукавое   пред Тобою сотворих,   яко да оправдишися   во словесех Твоих   и победиши, внегда   судити Ти. 7 Се бо   в беззакониих зачат   есмь, и во   гресех роди мя   мати моя. 8 Се бо истину возлюбил   еси, безвестная и тайная премудрости   Твоея явил ми   еси. 9 Окропиши мя   иссопом, и очищуся,   омыеши мя, и паче снега   убелюся. 10 Слуху моему   даси радость и   веселие, возрадуются кости   смиренныя. 11 Отврати лице   Твое от грех   моих, и вся   беззакония моя очисти.   12 Сердце   чисто созижди во   мне, Боже, и   дух прав обнови   во утробе моей.   13 Не   отвержи мене от   лица Твоего, и Духа Твоего   Святаго не отыми   от мене. 14 Воздаждь ми   радость спасения Твоего,   и Духом Владычним   утверди мя. 15 Научу беззаконныя   путем Твоим, и   нечестивии к Тебе   обратятся. 16 Избави мя   от кровей, Боже,   Боже спасения моего,   возрадуется язык мой   правде Твоей. 17 Господи, устне   мои отверзеши, и   уста   моя возвестят   хвалу Твою. 18 Яко аще   бы восхотел еси   жертвы, дал бых   убо, всесожжения не   благоволиши. 19 Жертва Богу   дух сокрушен, сердце   сокрушенно и смиренно   Бог не уничижит.   20 Ублажи,   Господи, благоволением Твоим   Сиона, и да   созиждутся стены Иерусалимския. 21 тогда благоволиши   жертву правды, возношение   и всесожегаемая: тогда   возложат на олтарь   Твой тельцы"(Пс. 50)
толкование

Этому сходно мытарево моление: «Боже! Милостив буди мне, грешнику» (Лк.18:13). Великим грехам великой милости, и множеству беззаконий множества щедрот у Бога с верою просить должно, — дабы, «когда умножился грех, стала преизобиловать бла¬годать» (Рим 5:20).
толкование

2. Молитва кающегося

«Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть. Грех юности моея и неве¬дения моего не помяни; по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи» (Пс.24:6—7). Много в юности и в неведении согрешает чело¬век. И когда кающийся об этом размышляет, и на правду Божию взирает, много в совести сму¬щается и печалится. В таком случае отставшему от грехов и кающемуся должно помянуть и о бесконечном Божием милосердии и щедротах, которые в Слове Своем святом обещал всем кающимся, и верою во Христа отпущения гре¬хов просящим, — и с Псаломником часто по¬вторять: «помяни щедроты Твоя», и прочее.
толкование

3. Молитва чувствующего в своей совести гнев Божий

«Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене» (Пс.6:2). Сходно этому молится пророк Иеремия: «Нака¬жи нас, Господи, обаче в суде, а не в ярости, да не умаленных нас сотвориши» (Иер.10:24). И другое Псаломника: «Не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый» (142:2). И еще: «Аще беззаконие назриши, Господи, Господи, кто постоит?» (Пс.129:3). Не просто от наказания Божиего должно просить избавления, но от гнева и строгости правды Божией, которая каждому грешнику грозит вечной мукою. Отеческого же наказания Божиего, хотя плоти нашей и горестно, желать должно, так как «Господь, кого любит, того на¬казывает; бьет же всякого сына, которого при¬нимает» (Евр.12:6). И Сам Христос говорит: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр.3:19). Горе же всякому человеку, когда Бог с ним по строгости правды Своей в суд войдет! Ничего иного, как вечного мучения в огне геенском должно ему ожидать. Ибо всякий грех, даже малейший, по нашему мнению, силен погру¬зить человека на дно адово, если не приспеет милость Божия, ради Сына Его, Иисуса Хрис¬та, обещанная. Что же о тех сказать, которые волею согрешают? Поэтому должно каждому, кто хочет суда Божиего избежать, от грехов от¬стать и молить Бога с верой во Христа: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене», и прочее.
толкование

4. Молитва в различных искушениях

«Господи, Боже мой! На Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя, и избави мя. Да не когда по¬хитит, яко лев, душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу» (Пс.7:2—3).
Сатана со своими злыми ангелами и служи¬телями непрестанно гонит, и, как лев, пытает¬ся верных схватить и похитить, как апостол го¬ворит: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дьявол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1.Петр 5:8). Против этих врагов иного средства нет, как усердная молитва с упованием на Бога.
толкование
5. Молитва, когда помыслы смущают душу и к отчаянию в милости Божией склоняют

«Господи, что ся умножиша стужающии ми ? Мнози восстают на мя; мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Гос¬поди, Заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою» (Пс.3:2—4). Верному, а особенно такому, который в гре¬хах пребывал и благодатью Божией от них от¬стал и кается, сатана часто вкладывает злые помыслы, поминая ему прежние грехи, и ими совесть его утесняет, говоря: «Перестань веро¬вать, будешь осужден. Столько и столько ты согрешил, Бога Праведного, Который всем воз¬дает по делам, прогневал. На что тебе надеять¬ся, кроме одного мучения?» (Прп. Макарий Египетский, Беседа 11). И так злой и коварный дух хочет привести кающегося к отчаянью. В таком случае можно злому духу отвечать: «Ты клеветник, и уже осуж¬ден, а не судья; суд же предан Христу, Который пришел в мир грешников спасти, в Которого и я верую, и надеюсь благодатью Его спастись». И должно к молитве обратиться и утвердить себя Божиим милосердием, которого никакой грех победить не может. Сколько бы грехов ни было у кого, и как бы велики ни были, — у Бога милосердия еще бо¬лее. Ибо как Сам бесконечен, так и милость Его бесконечна. И Христовы заслуги, которыми нам, верующим в Него, милость, благодать и отпущение грехов у Отца Небесного заслужил, также бесконечны, как и Божественны. Этим человеколюбием Божиим утешай себя, кающа¬яся душа, и благодатью Божией и молитвой стой в вере. Только тем непременно следует в аду с дьяволом вечное осуждение, которые не хотят каяться и от грехов отстать. А отставшим от грехов и кающимся отверсты двери милосер¬дия Божиего.
толкование
6. Молитва во всякой скорби и тесноте

«Господи Вседержителю, Боже Израилев! Душа в тесноте, и дух в стужении возопи к Тебе: услыши, Господи, и помилуй, яко еси Бог милосерд, и помилуй нас, яко согрешихом пред Тобою» (Вар 3:1—2). Сходно этому Псаломник: «Ты ecunpuбежащиемое от скорби, обдержащия мя. Радостемоя! Избави мя от обышедших мя» (Пс.31:7).
толкование
От всякой скорби ничем иным не можем избавиться, как молитвой и исповеданием на¬ших грехов перед Богом. Ибо как кто верному своему другу сообщая скорбь свою, получает некую отраду и утешение, так тем более, когда Богу, Который милосерден естеством и близок призывающим Его во истине, сообщаем скор¬би сердца нашего, и грехи наши исповедуя, смиряемся, падаем перед величеством Его, по¬лучаем или избавление, когда воле Его угодно и нам полезно, или непременно облегчение и утешение: «Призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя» (Пс.49:15). Слушай утешительное Божие слово: « За грех Я немного опечалил его, и поразил его, и отвратил Лицо Мое от него; и он опечалился, и пошел унылый в путь свой; и Я пути его видел, и исцелил его, и утешил его, и дал ему утешение истинное» (Ис.57:17—18). Всякая скорбь и беда от греха бывает, и если бы не было греха, не было бы и скорби. Для того посылается скорбь, чтобы грех очистился, и когда очистится грех, который скорбь прино¬сит, отнимется и самая скорбь. Потому должно покаянием, исповеданием перед Богом, молит¬вой и верой очищать грехи, чтобы так и скорбь, и печаль благодатью Божией отнялась, и при¬шло утешение, как солнце после мрачных дней, или как пища после поста, — приятное и увеселительное.
толкование

7. Как подобает утешать верою скорбящую душу

«Почему прискорбна ты, душа моя? И почему смущаешь мен ? Уповай на Бога, ибо я исповеду¬юсь Ему, говоря: «Спасение лица моего, и Бог мой» (Пс41:6). В великой печали человек не знает сам, что делает. В таком случае, возлюбленный христи¬анин, «возложи на Господа печаль твою, и Он тебя пропитает», — говорит тебе святой Давид (Пс.54:23). Утешай себя бесконечным милосерди¬ем Божиим, «ибо не навечно отринет Господь, ибо смиривший помилует по множеству милости Своей» (Плач 3:31—32). «Господь мертвит, и жи¬вит, низводит в ад скорбей и возводит; Господь делает нищим и обогащает, смиряет и возвыша¬ет» (1Цар 2:6-7). Если и говорят тебе враги твои, дьявол и слу¬ги его: «Где Бог твой?» — беседуй со своей душой, утешай ее со святым Давидом: «Почему прискорб¬на ты, душа моя?»—и прочее. Хотя и говорится тебе в помыслах: «Где Бог твой?» Но ты обещай: «близ Господь всем призывающим Его во истине» (Пс.144:18).
толкование
8. Молитва о неотступной Божией помощи

«Не остави мене, Господи Боже мой, не от¬ступи от мене; вонми в помощь мою, Господи спа¬сения моего» (Пс.37:22—23). Когда человек, отстав от грехов, презрев мир и прелесть его, старается Богу угождать, Христу следовать верой и терпением, встреча¬ет его ненависть мира, и те самые, которые прежде были друзьями, врагами его делаются, как в том же псалме говорится: « Друзья мои и ближние мои напротив меня приблизились и вста¬ли, а ближайшие мои вдали от меня встали; ищу¬щие души моей теснились, ищущие мне зла гово¬рили суетное и весь день помышляли о коварстве» (Пс.37:12—13). Хотя и всегда, но особенно в та¬ком случае должно с воздыханием к Богу сердце возводить, чтобы Он не оставил, и не отступил с помощью Своею.
толкование
Против врагов и хульников должно быть как глухому и немому, как Псаломник говорит о себе в том же псалме: «Я же как глухой не слышал, и как немой отверзал уст своих» (Пс.37:14). Тогда Бог, на Которого уповаешь, вместо тебя, возгласит самим делом, как говорит пророк: «Открой Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит. И выведет, как свет прав¬ду твою, и судьбу твою, как полдень» (Пс.36:5— 6). А притом сам старайся не оставить Господа, и сердцем не отступить от Него, но внимать всегда Его закону, как говорит: «Внимайте, люди Мои, закону Моему» (Пс.77:1).
толкование

9. Благодарение Богу от грешника, отставшего от грехов и кающегося


«Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сер¬дцем моим, и прославлю имя Твое в век: яко ми¬лость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшего» (Пс.85:12—13). Сходно с этим: «растерзал ecu узы моя. Тебе пожру жер¬тву хвалы «(Пс.115:7—8).
толкование
Человек, живущий в грехах, грехами, как узами духовно связан, и, как пленник, сатаной удерживается, и при вратах адовых душа его находится, хотя он этого, будучи ослеплен, не чувствует. Но благость Божия, ожидающая его на покаяние, не позволяет сатане его душу в ад похитить. А когда от грехов благодатью Божией отстанет и кается, от тех уз освобождается, от сатанинской власти восхищается, и благодатью Христовой делается свободным, как говорит Христос: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8:36), и от врат смертных восхищается, и приходит к числу спасающихся. Потому ему всегда должно прежнюю свою беду и эту великую милость Божию помнить, и усер¬дно Бога благодарить за то, что от той беды его избавил.
толкование

10. Благодарение Богу за Его Отеческое наказание


«Благо мне, Господи, что Ты смирил меня, что¬бы я научился уставам Твоим!» (Пс.118:71). Надобно от сердца признать, что великую милость оказывает нам Бог, когда Отеческим жезлом наказания нас бьет, хотя плоти нашей немощной и горестно. Ибо «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр.12:6). Поэтому не роп¬тать, а благодарить Его должно за это.
толкование
11. Молитва о хранении языка

«Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих» (Пс.140:3).
Никаким телесным членом человек не со¬грешает так, как языком, особенно во время скорби и напасти весьма трудно его удержать. Потому должно от Бога помощи просить, что¬бы помог нам управлять им, и говорить только то, что полезно, а о том, что вредно — молчать.
толкование
12. Молитва, взятая из псалма 50-го

«Отврати лице Твое от грех моих и вся безза¬кония моя очисти» (Пс.50:11). «Отче, Господи небесе и земли! Молю Тя верою во имя Единороднаго Сына Твоего: от¬врати лице Твое от грех моих, и обрати на Лице Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, Егоже послал еси в мир «грешники спасти, от нихже первый есмь аз» (1 Тим 1:15), и Его благодатию и человеколюбием вся беззакония моя очисти, с Ним же благословен еси и с Пресвятым Твоим Духом вовеки, аминь».
толкование
13. Псалом 118-й весь учит нас, как усердно подобает нам просить Бога, чтобы Он наставил нас на путь Своих заповедей, и отверз ум разу¬меть чудеса Своего закона.
толкование
14. Общая молитва во время нашествия иноплеменников и во всяком общем бедствии:

«Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имене ради Твоего!» (Пс.43:27).
Вторая. «Боже, ущедри ны, и благослови ны, просвети лице Твое на ны, и помилуй ны!» (Пс.66:2).
Третья. «Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил ecu плен Иаковлъ. Оставил ecu безза¬кония людей Твоих, покрыл ecu вся грехи их. Ук¬ротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея. Возврати нас, Боже спасений на¬ших, и отврати ярость Твою от нас. Еда во веки прогневаешися на ны ? Или простреши гнев от рода в род? Боже! Ты обращся оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе. Яви нам, Госпо¬ди, милость Твою, и спасение Твое даждь нам!» (Пс. 84:2-8). Когда неприятель поднимает оружие и на¬ступает на наше Отечество, это означает не что иное, как гнев Божий, грехами нашими возго¬ревшийся. Также, когда нивы наши не прино¬сят нам плода, или бывают частые пожары, или расширяется моровая язва, или иное какое бедствие на нас находит, — Бог наказывает нас общим бедствием, чтобы мы в чувство пришли и покаялись. Этот праведный Божий гнев воздвигают хотя и всякие грехи, но особенно неправедные суды, мздоимство, клятвопреступление, обиды и зло по отношению к вдовам, сиротам и про¬чим бедным, проливание слез неповинных, вза¬имная неправда в торговле, взаимное похище¬ние, воровство, взаимная лесть, лукавство, ложь и обман, когда друг друга остерегаются и друг другу ни в чем не верят. Сюда относится мерз¬кая нечистота, когда люди не ужасаются осквер¬нять ложе ближних своих, и прочие нечистоты совершать, за которые первый мир потопом, а Содом и Гоморра — огнем и серой, — правед¬ным Божиим гневом погублены. Тот же праведный гнев Божий действует и в той стране, в которой то пожары, от которых города и веси пустеют, то оскудение хлеба и го¬лод, то слышится о падении многих тысяч лю¬дей от военного оружия, от чего все Отечество в беду впадает: люди становятся нищими, об¬щая казна истощается и исчезает, жалостно воз¬носится плач, рыдание и вопль осиротевших детей, вдовствующих жен, матерей, лишивших¬ся своих сынов, павших на брани, всех сынов Отечества объемлет печаль и скорбь, смущает страх и ужас отчаяния неблагополучного кон¬ца войны. В таких бедственных обстоятельствах, ког¬да люди наказывающей Божией руки не чув¬ствуют, и не только от грехов не отстают и не каются, но и грехи ко грехам прилагают, долж¬но непременно ожидать еще большего общего бедствия. Поэтому, как и всегда, а особенно в таких случаях, должно всем вместе, познав и признав свои грехи и беззакония, единодушно из глубины сердца возвысить глас: «Господи Боже Сил! Обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся» (Пс.79:8), и приведенные, или иные, какие вера подаст, молитвы к Богу проливать. Ибо общие грехи наказываются общим нака¬занием, а потому должно общим и покаянием умилостивлять Бога. А беззаконных клятвоп¬реступников, хищников, мздоимцев, слезы бед¬ных проливающих, неповинно осуждающих и прочих беззаконников, как общую язву Отече¬ства тем, кому от Бога меч правосудия предан, должно смирять и судом праведным всякому воздавать по делам его, да и сами судьи земные не будут посечены мечом праведного суда Божиего, и жребий с неверными не воспримут. Худо и беззаконно там снисхождение проявлять, где должно употреблять строгость и правосудие. Снисхождение там нужно, где от немощи грехи делаются, чему и всякий добрый подвержен. А бесстрашие и безбожие должно строго наказы¬вать, как общую моровую язву, чтобы и прочие имели страх и не заразились.
толкование
15. Молитва и общее исповедание верных

«Помяни нас, Господи, во благоволении людей Твоих, посети нас спасением Твоим, видети во благости избранныя Твоя, возвеселитися в весе¬лии языка Твоего, хвалитися с достоянием Тво¬им. Согрешихом со отцы нашими, беззаконовахом, неправдовахом», и прочее (Пс.105:4—6 и след.). Должно нам сердечно признать нашу не¬правду пред Богом, как Даниил пророк гово¬рит: «У Тебя, Господи, правда, у нас же на лицах стыд» (Дан 9:7). Ибо как отцы наши, то есть предки наши, так и мы много согрешили и со¬грешаем пред Богом, творим беззаконие и не¬правду. «Ибо все мы много согрешаем», — говорит апостол (Иак 3:2). Потому должно всем вооб¬ще христианам исповедать свои грехи перед Богом: «согрешили мы со отцами нашими, тво¬рили бззаконние и неправду», и прочее, — и мо¬лить Его, чтобы помянул нас по милости, че¬ловеколюбию и благоволению, которое обещал людям Своим явить ради благословенного се¬мени того, которое есть Иисус Христос, чтобы посетил нас спасением Своим ради того же бла¬гословенного семени, — да сподобимся «видеть благоденствие избранных Его,как солнце, сияю¬щих в царстве» Его (Мф.13:43), «возвеселиться ве¬сельем народа святого» Его, «хвалиться с наследием» Его (Пс.105:5), и теми благами, которых «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9), в бесконечные веки наслаждаться. О такой славе избранных Божиих всегда нам помнить подобает. К ней наши желания, ум, сердце и воздыхания возводить, пока в этой юдоли плача странствуем, и с верой усердно молиться Отцу Небесному: «помяни нас, Госпо¬ди, во благоволении», и прочее. Ибо сколько ни жить в бедственном мире сем, надобно отсюда на тот свет переселиться. Сколько ни собирать богатства, следует его непременно оставить в мире сем. Сколько ни веселиться честью и сла¬вой мира сего, необходимо следует в малом и темном гробу заключиться, и земле в землю возвратиться (см. Быт 3:19). А какая польза от богатства, чести и славы мира сего, когда лишимся той чести, славы и богатства, которое избранным Божиим на не¬бесах уготовано? Что пользы от веселости и роскоши мира сего, когда тело на съедение чер¬вям, а душа на посмеяние и поругание демо¬нам предана будет? Худая и бедственная пере¬мена — от мнимой славы и чести в истинное и вечное поношение и укоризну, от временного и мнимого сладострастия в вечное и истинное мучение перейти. Такая пренеблагополучная перемена встретит сластолюбивую, славолюби¬вую и сребролюбивую душу. Напротив того, весьма блаженная и всежелаемая перемена — от малой и временной скор¬би (от малой, говорю, ибо какая бы в мире сем ни была скорбь, и сколь долговременна бы ни была, — она ничто против будущей и вечной скорби), в вечную радость и веселье избранных Божиих переселиться, и Христа лицом к лицу видеть, как солнце, сияющее и просвещающее избранных Своих. Преблагополучны те, кото¬рые части той блаженной сподобляются, и бла¬гополучия их не только словом изобразить, но и умом понять невозможно, хотя они в мире сем попираемы бывают, как сор непотребный. На¬против того, бедные и окаяннейшие — те, ко¬торые ради прихотей своих этого лишаются жребия, хотя бы их, как богов, в этом веке по¬читали и им бы поклонялись. Потому всегда достойно с верою воздыхать к Отцу щедрот и всякой утехи Богу: «Помяни нас, Господи!»— и прочее. Но прежде от грехов и су¬еты этого мира отвратиться, и обратиться всем сердцем к Нему, и так, признавая свою неправ¬ду и заблуждение, каяться и молиться.
толкование

Молитвы и Богомыслие к Ним на Всякую Потребу
1. Молитва грешника кающегося

«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти меня от беззакония моего! 4 Наипаче омой меня от беззакония моего, от греха моего очисти меня; 5 ибо беззаконие мое знаю, и грех мой всегда предо мною. 6 Тебе Единому я согрешил и лукавое пред Тобою сотворил; но праведен Ты в приговорах Твоих и победишь, когда будешь судить. 7 Знаю, в беззакониях зачат я, и во грехах родила меня мать моя. 8 Знаю, истину Ты возлюбил, неведомые тайны премудрости Твоей явил мне. 9 Окропишь меня иссопом, и очищусь; 10 омоешь меня, и стану снега белее. 11 Слуху моему даруешь радость и веселие; возрадуются кости смиренные. 11 Отврати лицо Твое от грехов моих и от всех беззаконий моих очисти меня! 12 Сердце чистым созижди во мне, Боже, и дух правды возроди в груди моей. 13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня! 14 Даруй мне радость о спасении моем и Духом державным утверди меня! 15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. 16 Избавь меня от крови, Боже, Боже, спасающий меня, и в радости восхвалит язык мой правду Твою. 17 Господи, уста мои отверзи, и уста мои изрекут хвалу Тебе. 18 Если бы восхотел Ты жертвы, я принес бы ее, но к всесожжению Ты не благоволишь. 19 Жертва Богу дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное не унизит Бог. 20 Окажи, Господи, благоволение Твое Сиону, и да созиждутся стены Иерусалимские! 21 Тогда благоволить будешь к  жертве правды, возношению и всесожжению; тогда возложат на алтарь Твой тельцов»(Пс. 50)
толкование

Этому сходно мытарево моление: «Боже! Милостив буди мне, грешнику» (Лк.18:13). Великим грехам великой милости, и множеству беззаконий множества щедрот у Бога с верою просить должно, — дабы, «когда умножился грех, стала преизобиловать бла¬годать» (Рим 5:20).
толкование

2. Молитва кающегося

« Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо вечны они. 7 Грехов юности моей и неведения моего не помяни; по милости Твоей вспомни меня, по благости Твоей, Господи» (Пс.24:6—7). Много в юности и в неведении согрешает человек. И когда кающийся об этом размышляет, и на правду Божию взирает, много в совести смущается и печалится. В таком случае отставшему от грехов и кающемуся должно помянуть и о бесконечном Божием милосердии и щедротах, которые в Слове Своем святом обещал всем кающимся, и верою во Христа отпущения грехов просящим, — и с Псаломником часто повторять: «помяни щедроты Твоя», и прочее.
толкование

3. Молитва чувствующего в своей совести гнев Божий

«Господи, да не обличишь меня в ярости Твоей и не накажешь меня в гневе Твоем» (Пс.6:2). Сходно этому молится пророк Иеремия: «Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем, чтобы не умалить меня».(Иер.10:24). И другое Псаломника:«и не вступай в тяжбу с рабом Твоим, ибо не в силах оправдаться пред Тобою никто из живых». (142:2). И еще: «Если Ты обратишь взор на беззакония наши, Господи, Господи, кто устоит?». (Пс.129:3). Не просто от наказания Божиего должно просить избавления, но от гнева и строгости правды Божией, которая каждому грешнику грозит вечной мукою. Отеческого же наказания Божиего, хотя плоти нашей и горестно, желать должно, так как «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:6). И Сам Христос говорит: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр.3:19). Горе же всякому человеку, когда Бог с ним по строгости правды Своей в суд войдет! Ничего иного, как вечного мучения в огне геенском должно ему ожидать. Ибо всякий грех, даже малейший, по нашему мнению, силен погрузить человека на дно адово, если не приспеет милость Божия, ради Сына Его, Иисуса Христа, обещанная. Что же о тех сказать, которые волею согрешают? Поэтому должно каждому, кто хочет суда Божиего избежать, от грехов отстать и молить Бога с верой во Христа: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене», и прочее.
толкование

4. Молитва в различных искушениях


«Господи Боже мой, на Тебя уповаю, спаси меня от гонителей моих,  избавь меня!  Да не похитит враг, словно лев, душу мою, когда не будет избавителя и заступника»(Пс.7:2—3).
Сатана со своими злыми ангелами и служи¬телями непрестанно гонит, и, как лев, пытается верных схватить и похитить, как апостол говорит: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дьявол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1.Петр 5:8). Против этих врагов иного средства нет, как усердная молитва с упованием на Бога.
толкование

5. Молитва, когда помыслы смущают душу и к отчаянию в милости Божией склоняют


«Господи, что так умножились гонители мои? Многие восстают на меня;  многие говорят душе моей: «Нет спасения ему в Боге его!».  Но Ты, Господи, Заступник мой, слава моя, и возносишь Ты главу мою».(Пс.3:2—4). Верному, а особенно такому, который в грехах пребывал и благодатью Божией от них отстал и кается, сатана часто вкладывает злые помыслы, поминая ему прежние грехи, и ими совесть его утесняет, говоря: «Перестань веровать, будешь осужден. Столько и столько ты согрешил, Бога Праведного, Который всем воз¬дает по делам, прогневал. На что тебе надеяться, кроме одного мучения?» (Прп. Макарий Египетский, Беседа 11). И так злой и коварный дух хочет привести кающегося к отчаянью. В таком случае можно злому духу отвечать: «Ты клеветник, и уже осужден, а не судья; суд же предан Христу, Который пришел в мир грешников спасти, в Которого и я верую, и надеюсь благодатью Его спастись». И должно к молитве обратиться и утвердить себя Божиим милосердием, которого никакой грех победить не может. Сколько бы грехов ни было у кого, и как бы велики ни были, — у Бога милосердия еще более. Ибо как Сам бесконечен, так и милость Его бесконечна. И Христовы заслуги, которыми нам, верующим в Него, милость, благодать и отпущение грехов у Отца Небесного заслужил, также бесконечны, как и Божественны. Этим человеколюбием Божиим утешай себя, кающаяся душа, и благодатью Божией и молитвой стой в вере. Только тем непременно следует в аду с дьяволом вечное осуждение, которые не хотят каяться и от грехов отстать. А отставшим от грехов и кающимся отверсты двери милосердия Божиего.
толкование
6. Молитва во всякой скорби и тесноте

«Господи Вседержителю, Боже Израиля! стесненная душа и унылый дух взывает к Тебе: услышь, Господи, и помилуй, ибо Ты Бог милосердый; помилуй, ибо мы согрешили пред Тобою»(Вар 3:1—2). Сходно этому Псаломник: «Ты прибежище мое в скорби, объявшей меня! Радость моя, избавь меня от обступивших меня». (Пс.31:7).
толкование
От всякой скорби ничем иным не можем избавиться, как молитвой и исповеданием на¬ших грехов перед Богом. Ибо как кто верному своему другу сообщая скорбь свою, получает некую отраду и утешение, так тем более, когда Богу, Который милосерден естеством и близок призывающим Его во истине, сообщаем скор¬би сердца нашего, и грехи наши исповедуя, смиряемся, падаем перед величеством Его, по¬лучаем или избавление, когда воле Его угодно и нам полезно, или непременно облегчение и утешение: «Призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя» (Пс.49:15). Слушай утешительное Божие слово: « За грех Я немного опечалил его, и поразил его, и отвратил Лицо Мое от него; и он опечалился, и пошел унылый в путь свой; и Я пути его видел, и исцелил его, и утешил его, и дал ему утешение истинное» (Ис.57:17—18). Всякая скорбь и беда от греха бывает, и если бы не было греха, не было бы и скорби. Для того посылается скорбь, чтобы грех очистился, и когда очистится грех, который скорбь прино¬сит, отнимется и самая скорбь. Потому должно покаянием, исповеданием перед Богом, молит¬вой и верой очищать грехи, чтобы так и скорбь, и печаль благодатью Божией отнялась, и при¬шло утешение, как солнце после мрачных дней, или как пища после поста, — приятное и увеселительное.
толкование

7. Как подобает утешать верою скорбящую душу


«Что прискорбна ты, душа моя? И что смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я прославляю Его: «В Тебе спасение мое, Ты Бог мой!»(Пс41:6). В великой печали человек не знает сам, что делает. В таком случае, возлюбленный христианин, «возложи на Господа печаль твою, и Он тебя пропитает», — говорит тебе святой Давид (Пс.54:23). Утешай себя бесконечным милосердием Божиим, «ибо не навечно отринет Господь, ибо смиривший помилует по множеству милости Своей» (Плач 3:31—32). «Господь мертвит, и живит, низводит в ад скорбей и возводит; Господь делает нищим и обогащает, смиряет и возвышает» (1Цар 2:6-7). Если и говорят тебе враги твои, дьявол и слуги его: «Где Бог твой?» — беседуй со своей душой, утешай ее со святым Давидом: «Почему прискорбна ты, душа моя?»—и прочее. Хотя и говорится тебе в помыслах: «Где Бог твой?» Но ты обещай: «близ Господь всем призывающим Его во истине» (Пс.144:18).
толкование
8. Молитва о неотступной Божией помощи

«Не оставь меня, Господи, Боже мой, не отступи от меня!  Приди на помощь мне, Господи спасающий меня» (Пс.37:22—23). Когда человек, отстав от грехов, презрев мир и прелесть его, старается Богу угождать, Христу следовать верой и терпением, встречает его ненависть мира, и те самые, которые прежде были друзьями, врагами его делаются, как в том же псалме говорится: « Друзья мои и ближние мои напротив меня приблизились и встали, а ближайшие мои вдали от меня встали; ищущие души моей теснились, ищущие мне зла говорили суетное и весь день помышляли о коварстве» (Пс.37:12—13). Хотя и всегда, но особенно в таком случае должно с воздыханием к Богу сердце возводить, чтобы Он не оставил, и не отступил с помощью Своею.
толкование
Против врагов и хульников должно быть как глухому и немому, как Псаломник говорит о себе в том же псалме: «Я же как глухой не слышал, и как немой не отверзал уст своих» (Пс.37:14). Тогда Бог, на Которого уповаешь, вместо тебя, возгласит самим делом, как говорит пророк: «Открой Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит. И выведет, как свет правду твою, и судьбу твою, как полдень» (Пс.36:5— 6). А притом сам старайся не оставить Господа, и сердцем не отступить от Него, но внимать всегда Его закону, как говорит: «Внимайте, люди Мои, закону Моему» (Пс.77:1).
толкование

9. Благодарение Богу от грешника, отставшего от грехов и кающегося

«Восхвалю Тебя, Господи Боже мой, всем сердцем моим и прославлю имя Твое вовеки; ибо велика милость Твоя ко мне, и Ты избавил душу мою от преисподней». (Пс.85:12—13). Сходно с этим: «Расторг Ты узы мои.  Тебе принесу жертву хвалою»(Пс.115:7—8).
толкование
Человек, живущий в грехах, грехами, как узами духовно связан, и, как пленник, сатаной удерживается, и при вратах адовых душа его находится, хотя он этого, будучи ослеплен, не чувствует. Но благость Божия, ожидающая его на покаяние, не позволяет сатане его душу в ад похитить. А когда от грехов благодатью Божией отстанет и кается, от тех уз освобождается, от сатанинской власти восхищается, и благодатью Христовой делается свободным, как говорит Христос: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8:36), и от врат смертных восхищается, и приходит к числу спасающихся. Потому ему всегда должно прежнюю свою беду и эту великую милость Божию помнить, и усердно Бога благодарить за то, что от той беды его избавил.
толкование

10. Благодарение Богу за Его Отеческое наказание


«Благо мне, Господи, что Ты смирил меня, чтобы я научился уставам Твоим!» (Пс.118:71). Надобно от сердца признать, что великую милость оказывает нам Бог, когда Отеческим жезлом наказания нас бьет, хотя плоти нашей немощной и горестно. Ибо «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр.12:6). Поэтому не роптать, а благодарить Его должно за это.
толкование
11. Молитва о хранении языка

«Даруй, Господи, охрану устам моим, огради дверь уст моих» (Пс.140:3).

Никаким телесным членом человек не согрешает так, как языком, особенно во время скорби и напасти весьма трудно его удержать. Потому должно от Бога помощи просить, что¬бы помог нам управлять им, и говорить только то, что полезно, а о том, что вредно — молчать.
толкование
12. Молитва, взятая из псалма 50-го

«Отврати лицо Твое от грехов моих и от всех беззаконий моих очисти меня» (Пс.50:11). «Отче, Господи небесе и земли! Молю Тя верою во имя Единороднаго Сына Твоего: от¬врати лице Твое от грех моих, и обрати на Лице Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, Егоже послал еси в мир «спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим 1:15), и Его благодатию и человеколюбием вся беззакония моя очисти, с Ним же благословен еси и с Пресвятым Твоим Духом вовеки, аминь».
толкование
13. Псалом 118-й весь учит нас, как усердно подобает нам просить Бога, чтобы Он наставил нас на путь Своих заповедей, и отверз ум разу¬меть чудеса Своего закона.
толкование
14. Общая молитва во время нашествия иноплеменников и во всяком общем бедствии:

«Восстань, Господи, помоги нам и избавь нас во славу имени Твоего» (Пс.43:27).
Вторая. «Боже, смилуйся над нами и благослови нас, яви нам сияние лица Твоего и помилуй нас» (Пс.66:2).
Третья.«Ты оказал благоволение, Господи, земле Твоей, вернул из плена сынов Иакова.  Простил беззакония народа Твоего, изгладил все грехи его;  умерил гнев Твой, укротил гневную ярость Твою.  Возврати нас в землю нашу, Боже, Спаситель наш, и отврати ярость Твою от нас!  Ужели вовеки гневаться будешь на нас? Или гнев Твой продлится из рода в род?  Боже! Ты обратишь к нам взор и вернешь нам жизнь, и народ Твой возрадуется о Тебе. Яви нам, Господи, милость Твою, спасение Твое даруй нам!» (Пс. 84:2-8). Когда неприятель поднимает оружие и наступает на наше Отечество, это означает не что иное, как гнев Божий, грехами нашими возгоревшийся. Также, когда нивы наши не приносят нам плода, или бывают частые пожары, или расширяется моровая язва, или иное какое бедствие на нас находит, — Бог наказывает нас общим бедствием, чтобы мы в чувство пришли и покаялись. Этот праведный Божий гнев воздвигают хотя и всякие грехи, но особенно неправедные суды, мздоимство, клятвопреступление, обиды и зло по отношению к вдовам, сиротам и прочим бедным, проливание слез неповинных, взаимная неправда в торговле, взаимное похищение, воровство, взаимная лесть, лукавство, ложь и обман, когда друг друга остерегаются и друг другу ни в чем не верят. Сюда относится мерзкая нечистота, когда люди не ужасаются осквернять ложе ближних своих, и прочие нечистоты совершать, за которые первый мир потопом, а Содом и Гоморра — огнем и серой, — праведным Божиим гневом погублены. Тот же праведный гнев Божий действует и в той стране, в которой то пожары, от которых города и веси пустеют, то оскудение хлеба и голод, то слышится о падении многих тысяч людей от военного оружия, от чего все Отечество в беду впадает: люди становятся нищими, общая казна истощается и исчезает, жалостно воз¬носится плач, рыдание и вопль осиротевших детей, вдовствующих жен, матерей, лишившихся своих сынов, павших на брани, всех сынов Отечества объемлет печаль и скорбь, смущает страх и ужас отчаяния неблагополучного конца войны. В таких бедственных обстоятельствах, когда люди наказывающей Божией руки не чувствуют, и не только от грехов не отстают и не каются, но и грехи ко грехам прилагают, должно непременно ожидать еще большего общего бедствия. Поэтому, как и всегда, а особенно в таких случаях, должно всем вместе, познав и признав свои грехи и беззакония, единодушно из глубины сердца возвысить глас: «Господи Боже сил, возврати нам милость Твою, яви нам сияние лица Твоего, и спасемся!» (Пс.79:8), и приведенные, или иные, какие вера подаст, молитвы к Богу проливать. Ибо общие грехи наказываются общим наказанием, а потому должно общим и покаянием умилостивлять Бога. А беззаконных клятвопреступников, хищников, мздоимцев, слезы бедных проливающих, неповинно осуждающих и прочих беззаконников, как общую язву Отечества тем, кому от Бога меч правосудия предан, должно смирять и судом праведным всякому воздавать по делам его, да и сами судьи земные не будут посечены мечом праведного суда Божиего, и жребий с неверными не воспримут. Худо и беззаконно там снисхождение проявлять, где должно употреблять строгость и правосудие. Снисхождение там нужно, где от немощи грехи делаются, чему и всякий добрый подвержен. А бесстрашие и безбожие должно строго наказывать, как общую моровую язву, чтобы и прочие имели страх и не заразились.
толкование
15. Молитва и общее исповедание верных

«Помяни нас, Господи, окажи благоволение народу Твоему, даруй нам спасение, 5 да узришь Ты благоденствие избранников Твоих, возвеселишься веселием народа Твоего, возрадуешься о достоянии Твоем. Согрешили мы подобно отцам нашим, творили беззакония и неправду»(Пс.105:4—6 и след.). Должно нам сердечно признать нашу неправду пред Богом, как Даниил пророк говорит: «У Тебя, Господи, правда, у нас же на лицах стыд» (Дан 9:7). Ибо как отцы наши, то есть предки наши, так и мы много согрешили и согрешаем пред Богом, творим беззаконие и неправду. «Ибо все мы много согрешаем», — говорит апостол (Иак 3:2). Потому должно всем вообще христианам исповедать свои грехи перед Богом: «согрешили мы со отцами нашими, творили бззаконние и неправду», и прочее, — и молить Его, чтобы помянул нас по милости, человеколюбию и благоволению, которое обещал людям Своим явить ради благословенного семени того, которое есть Иисус Христос, чтобы посетил нас спасением Своим ради того же благословенного семени, — да сподобимся «видеть благоденствие избранных Его,как солнце, сияющих в царстве» Его (Мф.13:43), «возвеселиться весельем народа святого» Его, «хвалиться с наследием» Его (Пс.105:5), и теми благами, которых «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9), в бесконечные веки наслаждаться. О такой славе избранных Божиих всегда нам помнить подобает. К ней наши желания, ум, сердце и воздыхания возводить, пока в этой юдоли плача странствуем, и с верой усердно молиться Отцу Небесному: «помяни нас, Господи, во благоволении», и прочее. Ибо сколько ни жить в бедственном мире сем, надобно отсюда на тот свет переселиться. Сколько ни собирать богатства, следует его непременно оставить в мире сем. Сколько ни веселиться честью и славой мира сего, необходимо следует в малом и темном гробу заключиться, и земле в землю возвратиться (см. Быт 3:19). А какая польза от богатства, чести и славы мира сего, когда лишимся той чести, славы и богатства, которое избранным Божиим на небесах уготовано? Что пользы от веселости и роскоши мира сего, когда тело на съедение червям, а душа на посмеяние и поругание демонам предана будет? Худая и бедственная перемена — от мнимой славы и чести в истинное и вечное поношение и укоризну, от временного и мнимого сладострастия в вечное и истинное мучение перейти. Такая пренеблагополучная перемена встретит сластолюбивую, славолюбивую и сребролюбивую душу. Напротив того, весьма блаженная и всежелаемая перемена — от малой и временной скорби (от малой, говорю, ибо какая бы в мире сем ни была скорбь, и сколь долговременна бы ни была, — она ничто против будущей и вечной скорби), в вечную радость и веселье избранных Божиих переселиться, и Христа лицом к лицу видеть, как солнце, сияющее и просвещающее избранных Своих. Преблагополучны те, которые части той блаженной сподобляются, и благополучия их не только словом изобразить, но и умом понять невозможно, хотя они в мире сем попираемы бывают, как сор непотребный. Напротив того, бедные и окаяннейшие — те, которые ради прихотей своих этого лишаются жребия, хотя бы их, как богов, в этом веке почитали и им бы поклонялись. Потому всегда достойно с верою воздыхать к Отцу щедрот и всякой утехи Богу: «Помяни нас, Господи!»— и прочее. Но прежде от грехов и суеты этого мира отвратиться, и обратиться всем сердцем к Нему, и так, признавая свою неправду и заблуждение, каяться и молиться.
толкование