Святой славный и прославленный Апостол Христов Симон, удостоившийся принять в дом твой в Кане Галилейской Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и славного чуда Христова быть свидетелем!
толкование
Это первое чудо Христово в православной традиции называется чудом претворения воды в вино. Не превращения, но претворения. Второе слово больше подчеркивает таинственность, неизреченность происшедшего. Вода стала вином. И то, что произошло, – больше, чем гастрономический факт. Это знак наступления новой эры, эры Духа Святого. Прежнее изменяется, Дух Святой обильно изливается на верующих, во Христе сияет Слава Божия. Можно вспомнить, что Иоанн писал свое Евангелие позже всех остальных Евангелистов. Тогда в Церкви появились секты, извращающие первоначальное Благовестие. Некоторые из сектантов (гностики), в соответствии с духом античной философии, учили, что земное, плотское ниже духовного. Брачные отношения, человеческие радости, пиры и праздники – это что-то плохое, греховное… Иоанн, безусловно, полемизирует с еретиками. Он вспоминает, как Иисус пришел на брак (!), воду претворил в вино (!), благословил людей продолжать веселье (!)… Разве можно после всего этого считать правыми людей, который обвиняют христианство в умалении радости бытия, в ущерблении полноты жизни?..
Молим тебя с верой и любовью:
умоли Христа Господа превратить грехолюбивые души наши в достойные сосуды благодати,
сохрани и охраняй нас молитвами твоими от искушений
? диавольских и грехопадений и испроси нам свыше помощь во время уныния.
толкование
Уныние – чувство внутренней неудовлетворённости и опустошения (от внутреннего состояния, в отличие от страсти печали), заключающаяся в расслаблении сил человечной души и нежелании подвизаться ради своего спасения в вечности. В православной аскетике уныние признается не обычным психологическим состоянием, а страстью, шестой из восьми главных. Страсть уныния выражается в сердечной тоске, изнеможение ума, лени и прочих состояниях, препятствующих подвигу ради Бога.
Да не совратимся с пути истинного, но неуклонно будем шествовать Спасительным путем заповедей Христовых, пока не достигнем блаженных обителей райских, где ты ныне находишься и веселишься.
О, Апостол Спасителя! Не разочаруй нас, сильно на тебя надеющихся, но будь нам помощник и покровитель во всей жизни нашей
и помоги нам благочестно и богоугодно жизнь эту временную окончить, получить благую и мирную христианскую кончину и удостоиться доброго ответа на Страшном Суде
?Христовом.
толкование
Святые Отцы говорили о том, что существует некая «память сердца», запечатлевающая все, всю нашу жизнь – и внутреннюю, и внешнюю. И вот на Страшном Суде как бы раскроется эта книга, написанная в глубинах нашей души, и только тогда мы увидим какие мы есть в самом деле, а не какими нас рисовала наша воспаленная гордыня. Тогда мы увидим, сколько раз благодать Божия призывала нас ко спасению, наказывала, миловала нас, и как упорно мы сопротивлялись благодати и стремились только к греху и страстям. Даже наши добрые дела мы увидим изъеденными, как червями, лицемерием, гордыней и тайным расчетом.
Да избежав мытарств
?воздушных и власти жестокого миродержителя, унаследуем Царствие Небесное и прославим великолепное Имя Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Аминь.