X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Оружие православного, или Что общего у притчи о блудном сыне и о мытаре и фарисее

Притча о мытаре и фарисее избрана святыми отцами как наставление к приближающемуся Великому посту. С этого дня Святая православная церковь совершает богослужения — сначала воскресных дней, потом и в будни — по Триоди постной. Триодь — значит трипеснец — во имя Святой Троицы: составленные святыми отцами чинопоследования, содержащие, прежде всего, покаянные чувства.

 

Весь этот мир, мирская жизнь находится в постоянном борении. Враг нападает, искушает, а Господь помогает, и люди шествуют по пути спасения.

 

Но движение по этому пути требует, прежде всего, смирения и покаяния. Без этого здесь невозможно спастись. Невозможно вообще никакое духовное движение. До тех пор, пока человек не смирится, не осознает, что он грешен, что он неправ, он шагу не сможет ступить по духовному пути.

 

Святым отцам было показано, что весь мир опутан сетями диавола. И настолько, что невозможно шагу ступить, чтобы не запутаться. Когда преподобный Антоний Великий, видевший это, в ужасе спросил: «Да кто же может тогда по этой земле ходить? И как вообще можно жить, ни в какую западню не попадая?» — ему был ответ свыше: «Смирение проходит их, даже не коснувшись».

 

Приближается Великий пост. Святые отцы говорят, что человек, который готовится идти на брань, должен, во-первых, знать свое оружие и, во-вторых, должен знать оружие врага. Иначе он и своим оружием не сможет владеть в совершенстве, и, не зная оружия врага, может быть легко поражен им.

 

Оружие врага — гордыня. А оружие христианина — смирение. Вот два вида духовного оружия. Всё остальное из этого вытекает.

 

Пример тому мы видим и в притче о мытаре и фарисее. Эта притча замечательна по своей глубине и как бы предваряет притчу следующего воскресного дня, Недели о блудном сыне. Притча о блудном сыне — это пример того, какие плоды приносит гордость и какие — смирение. Когда младший сын в гордыне своей растратил всё имение, то, решив возвратиться к отцу, прежде всего стяжал покаянное чувство, то есть признал свою вину: "Отче! я согрешиx против неба и пред тобою" — это покаяние, а дальше он смиряется: "И уже несмь достоин нарещися сын твой: сотвори мя яко единаго от наемник твоих" (Лк. XV, 18—19).

 

Вот как переплетаются, как между собой внутренне связаны два этих первых воскресных Евангелия, готовящих нас к Великому посту. И хотя это — притчи, однако Господь во второй из них приводит пример действия на основании того чувства, о котором было сказано в первой: "Боже, милостив буди мне грешному".

 

Так что эта истина — она остается. Она всегда будет. Таков путь к Богу. Сам Господь сказал: "Аз есмь путь, и истина, и живот" (Ин. XIV, 6). И, особенно выделяя то, на что нужно обратить внимание, говорит: "Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем"(Мф. XI, 29). Научитесь этому. Это — ваше оружие. И это то, что привлекает благодать Божию, ибо "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак. IV, 6).

 

И после этих слов — "...научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем..." — сказано далее: "...и обрящете покой душам вашим" (Мф. XI, 29).

 

И действительно, еще здесь, на земле, человек, который не стяжает смирения, кротости, не возьмет иго Христово на себя, крест свой, не обретет покоя. Потому что всё здесь будет его задевать, волновать, он всё время будет бояться потерять то, что у него есть: богатство или положение — и из-за этого будет трястись всю жизнь. Да, собственно, жизни-то не будет. Даже здесь. Не говоря уже о будущей.

 

Дай, Господи, стяжать нам смирение и преданность воле Божией! Аминь.

Протоиерей Валериан Кречетов. Проповедь о мытаре и фарисее

Источник: http://hramma.ucoz.ru/publ/propovedi/do_tekh_por_poka_chelovek_ne_smiritsja_on_shagu_ne_smozhet_stupit_po_dukhovnomu_puti_propoved_v_nedelju_mytarja_i_fariseja/17-1-0-261


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Ночь жизни в 5-й молитве Василия Великого
Главная мысль  5-й молитвы Василия Великого
Почему молитву Святому Духу читают вначале?
Молитва Святому Духу
Молитва «Царю Небесный» открывает двери души для спасения
Молитва Царю Небесный
Кто автор молитвы мытаря
Кто стал прообразом мытаря в притче о мытаре и фарисее?
Комментарии