О великий чудотворец и предивный служитель Божий, богоносный отче Иоанн! Воззри на нас и внемли благосердно молению нашему, ибо великих дарований удостоил тебя Господь, чтобы был ты за нас ходатаем и постоянным молитвенником. Ибо вот, мы, страстями
? греховными обуреваемые и злобою снедаемые, заповедями Божиими пренебрегли, покаяния сердечного и слезного воздыхания не принесли; потому и многих скорбей и печалей достойными оказались.
толкование
Св. Игнатий (Брянчанинов): Страсти суть греховные навыки души, обратившиеся от долгого времени и частого упражнения в грехе как бы в природные качества. Таковы: чревообъядение, пьянство, сладострастие, рассеянная жизнь, сопряженная с забвением Бога, памятозлобие, жестокость, сребролюбие, скупость, уныние, леность, лицемерие, лживость, воровство, тщеславие, гордость и тому подобное. Каждая из этих страстей, обратившись в характер человека и как бы в правило его жизни, соделывает его неспособным к духовному наслаждению на земле и на небе, хотя б человек и не впадал в смертный грех. …Страсти – иначе грех, в обширном значении этого слова. Апостол, когда говорить о «грехе, живущем в человеке» (Рим. 7, 14; 17, 20), разумеет под словом грех заразу злом всего естества человеческого, разумеет страсти. Это состояние называется также состоянием «плотским» (Рим. 7, 14; 8, 8) и «смертью» (Рим. 7, 24; 8, 2).
Ты же, отче праведный, великое дерзновение ко Господу и сострадание к ближним своим имея, умоли Всещедрого Владыку мiра, да прострет Он милость Свою на нас и потерпит неправды наши, не погубит нас из-за грехов наших, но время на покаяние милостивно нам дарует.
О святой Божий! Помоги нам веру Православную непорочно соблюсти и заповеди Божии благоговейно сохранить, да не овладеет нами никакое беззаконие, и да не будет в поношении правда Божия из-за неправд наших, но да сподобимся мы достигнуть кончины христианской, безболезненной, непостыдной, мирной и Таинств Божиих причастной.
толкование
Мы веруем и исповедуем, что истинной Христианской Церковью является только наша Православная Церковь, сохранившая без изменений и дополнений все, что было присуще Церкви до того, когда в ней нача¬лись разделения. В Православной Церкви не было прибавлено никаких новых учений; православная Церковь твердо стоит на вероучении, вы¬раженном и закрепленном на семи вселенских соборах. Этим она отлич¬на от римского католицизма, в котором признаются новые догматы (о непогрешимости папы, о «непорочном зачатии»). Сами эти новые дог- маты приняты католической церковью без их обсуждения православной церковью, - уже по этому одному они не могут быть признаны истинны¬ми. Если даже допустить, что новые догматы по существу выражают истину, то до принятия их новым вселенским собором, их можно при¬знать только «теологуменами», т. е. богословскими мнениями и не боль¬ше. Именно то, что Православная Церковь, сохранившая в полноте все учение древней Церкви, не прибавляет ничего нового к этому учению, и свидетельствует об ее истинности. Но что же должно думать о католичестве, принявшем новые учения, как догматы? Что должно думать о различных исповеданиях, утерявших ряд догматов или изменивших канонический строй, как это мы находим в различных видах протестантизма? Можно ли эти «исповедания» счи¬тать? «церквами»? Где границы истинной Христовой Церкви - совпада¬ют ли они с границами Православия, так что те исповедания, которые находятся за пределами Православия, уже не могут признаваться церк¬вами, а суть только «исповедания»?
Еще молим тебя, отче праведный, о том, чтобы Церковь наша Святая до скончания века пребывала непоколебимой, отечеству же нашему мир и пребывание в правде Божией испроси и от всех зол сохрани, дабы так народ наш, Богом хранимый, в единомыслии веры и во всяком благочестии и чистоте, в красоте духовного братства, трезвении и согласии свидетельствовал, что с нами Бог! В Нем мы живем, и движемся, и существуем, и пребудем вовеки. Аминь.
толкование
Но что же мы, чада Церкви православной? Храним ли мы это драгоценнейшее наследие – веру православную, следуем ли ее учению, заповедям, правилам, уставам, советам?.. Дорожим ли своею верою; считаем ли за величайшую милость Божию, за величайшее и первейшее благо жизни то, что мы имеем счастье принадлежать к Церкви православной, которая есть единая, святая, соборная и апостольская? Что мы ответим на эти вопросы, если хотим отвечать по совести? К стыду нашему мы должны сознаться, что у многих, многих из христиан православных не только нет в сердце и в жизни веры православной, а нет даже и на языке, и она у них совсем испарилась, или же обратилась в совершенное безразличие относительно какой бы то ни было веры: католической, лютеранской, иудейской, магометанской, даже языческой. Слышим от многих, что во всякой вере можно угождать Богу, т. е. будто бы всякая вера угодна Богу, и как будто ложь и истина, правда и неправда для Бога безразличны. Вот до чего дошло у многих незнание своей веры, незнание духа и истории своей Церкви, отчуждение от ее жизни и богослужения, до чего затмилось понятие о православии, о неправославии и иноверии!.. Это тьма, хаос, гибельное невежество! Христианин, как член Церкви, должен знать свою веру и стараться жить по вере, спасаться своею верою, потому что враги спасения нашего не дремлют и ищут нашей погибели на всякий час, – и не бросать свою веру, как какую специальность некоторых только людей, или как ненужную игрушку, свойственную только датскому возрасту, или как достояние якобы только необразованной черни. Мечтающим таким образом не мешало бы помнить почтенную древность нашей веры, современной началу человеческого рода и ее непосредственное происхождение от Бога, и то, что в этой вере жили и спаслись люди всякого рода, звания, состояния, пола: и цари славные и мудрые философы, и законодатели и величайшие витии, знатные и простые, богатые и бедные, мужской пол и женский, краса и слава человечества. Св.прав. Иоанн Кронштадтский