(Это молитвы для мужчин, когда с ними происходит осквернение в сне. Читаются только по благословению духовника)
Когда случится кому искуситься во сне по действию диавольскому, он, восстав от одра, совершает поклоны, говоря: Боже, будь милостив ко мне, грешному.
?толкование
Это молитва мытаря (сборщика податей в древности), который покаялся в своих грехах и получил прощение. Вот как описано это а Евангелии: Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо; но ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне , грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий себя сам, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лк. 18, 9-14).
Затем начало обычное:Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.
толкование
Молитва Святому Духу – это стихира праздника Пятидесятницы. С периода от Пасхи до Пятидесятницы не читается. В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы. Мы называем в ней Духа Святого Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром. Называем Его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях. Называем Его Духом истины (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению. Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: Иже везде сый и вся исполняяй. Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нужно иметь. Мы называем Духа Святого жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от его получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов. Мы обращаемся к Нему с просьбой: «Прииди и поселись в нас», то есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме, очисти нас от всякой скверны, то есть грехов, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и спаси, Добрый, наши души от грехов и тех наказаний, которые бывают за грехи, и чрез это даруй нам Царство Небесное.
Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.
(Трижды)
толкование
Эту молитву мы читаем три раза в честь трех Лиц Святой Троицы. Эту молитву называют «Трисвятое», или «Ангельская песнь», потому что ее воспевают святые Ангелы, окружая на небе Престол Божий. Христиане стали употреблять эту молитву после 400 года, когда сильное землетрясение в Константинополе разрушило дома и селения, и народ вместе с императором Феодосием II обратился к Богу с молитвой. Во время молебна один благочестивый отрок на виду у всех был поднят невидимою силою на небо, а потом невредимым опять опущен на землю. Он рассказал, что слышал на небе пение Ангелов: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный. Умиленный народ, повторив эту молитву, прибавил: помилуй нас, и землетрясение прекратилось. В этой молитве Богом мы называем первое Лицо Святой Троицы – Бога Отца; Крепким – Бога Сына, потому что Он такой же всемогущий, как и Бог Отец, хотя по человечеству Он страдал и умер; Бессмертным – Духа Святого, потому что Он не только Сам вечен, как Отец и Сын, но и всем тварям дает жизнь и бессмертную жизнь людям. Так как в этой молитве слово Святый повторяется три раза, то она и называется «Трисвятое».
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.
Господи, помилуй
(Трижды)
толкование
Это древнейшая и общая у всех христиан молитва. Мы ее произносим, когда вспоминаем наши грехи. Во славу Святой троицы эту молитву мы произносим три раза. Двенадцать раз мы произносим эту молитву, испрашивая у Бога благословение на каждый час дня и ночи. Сорок раз – для освящения всей нашей жизни.Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.
толкование
Эта молитва называется Господнею, потому что ее дал Сам Господь Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили Его научить, как им молиться (см Мф. 6, 9-13; Лк. 11, 2-4). Поэтому эта молитва – самая главная молитва для всех. Отче наш, Иже еси на небесех! Этими словами мы обращаемся к Богу и, называя Его Отцом Небесным, призываем выслушать наши просьбы, или прошения. Когда мы говорим, что Он на небесах, то должны разуметь духовное, невидимое небо, а не тот видимый голубой свод, который раскинут над нами и который мы называем небом. Да святится имя Твое – то есть помоги нам жить праведно, свято и своими святыми делами прославлять имя Твое. Да приидет Царствие Твое – то есть удостой нас и здесь, на земле, Царства Твоего Небесного, которое есть правда, любовь и мир; царствуй в нас и управляй нами. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли – то есть пусть будет все не так, как нам хочется, а как Тебе угодно, и помоги нам подчиняться этой Твоей воле и исполнять ее на земле так же беспрекословно и без ропота, как ее исполняют, с любовью и радостью, святые Ангелы на небе. Потому что только Тебе известно, что нам полезно и нужно, и Ты больше желаешь нам добра, чем мы сами. Хлеб наш насущный даждь нам днесь – то есть подай нам на сей день, на сегодня, хлеб наш насущный. Под хлебом здесь разумеется все необходимое для жизни нашей на земле: пища, одежда, жилище, но важнее всего Пречистое Тело и Честная Кровь в Таинстве Святого Причащения, без которого нет спасения в вечной жизни. Господь заповедал нам просить себе не богатства, не роскоши, а только самого необходимого, и во всем надеяться на Бога, помня, что Он, как Отец, всегда печется – заботится о нас. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим – то есть прости нам грехи наши так, как и мы сами прощаем тех, которые нас оскорбили или обидели. В этом прошении грехи наши названы долгами нашими, потому что Господь дал нам силы, способности и все остальное для того, чтобы творить добрые дела, а мы часто все это обращаем на грех и зло и становимся должниками перед Богом. И вот если мы сами не будем искренне прощать наших должников, то есть людей, имеющих грехи против нас, то и Бог нас не простит. Об этом сказал нам Сам Господь наш Иисус Христос. И не введи нас во искушение – искушениями называется такое состояние, когда нас что-нибудь или кто-нибудь тянет на грех, соблазняет сделать что-либо беззаконное или дурное. Мы просим – не допусти до соблазна, которого мы переносить не умеем, помоги нам преодолевать соблазны, когда они бывают. Но избави нас от лукаваго – то есть избавь нас от всякого зла в этом мире и от виновника (начальника) зла – от диавола (злого духа), который всегда готов погубить нас. Избавь нас от этой хитрой, лукавой силы и ее обманов, которая пред тобою есть ничто.
Господи, помилуй
(12 раз)
Придите, поклонимся Царю нашему, Богу.
Придите, поклонимся и припадем ко Христу, Царю, нашему Богу.
Придите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему.
Псалом 50Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё; совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, – да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд. Ибо вот, я в беззакониях зача́т, и во грехах родила́ меня мать моя. Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл.
Ты окропи́шь меня иссо́пом – и буду очищен; омоешь меня – и сделаюсь белее снега, дашь мне услышать радость и веселие – возрадуются кости униженные. Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица́ Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
Избавь меня от крове́й, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, – к всесожжениям не будешь благоволи́ть. Жертва Богу – дух сокрушённый, се́рдца сокрушённого и смиренного Бог не пре́зрит. Облагодете́льствуй, Господи, во благоволе́нии Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, – тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возло́жат на алтарь Твой тельцов.
толкование
Слово псалом означает песнь. Этот псалом составлен пророком Давидом, когда он каялся в великом грехе – он убил благочестивого Урию Хеттеянина и овладел его женой Вирсавиею. Этот псалом называется покаянным, потому что он выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании, и по глубине покаяния превосходит, быть может, все остальные. Поэтому этот псалом читается часто в церкви во время богослужения. Всем нам, виновным во множестве грехов, этот псалом следует произносить как можно чаще, вникая в каждое слово. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Грех велик, поэтому пророк просит у Бога и великой милости. Только неизреченные Божии щедроты могут очистить тяжкое беззаконие. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Господь уже объявил Давиду через пророка Нафана, что снимает с него грехи его за покаяние (2 Цар. 12, 13) – но Давид молится о том, чтобы Бог совершенно очистил его от греховных нечистот. Так и мы, получая в Таинстве Покаяния отпущение наших грехов, должны все же непрестанно взывать к Господу, чтобы он истребил в нас и самый корень греха. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Сжалься, Господи, очисти меня! Грех тяготит надо мною, я не могу забыть его, вижу его днем и ночью в совести моей, которая постоянно тревожит мою душу. Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти (в русском переводе псалма: так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем). Не человеческому, а Божьему суду представляет себя пророк (Давид – царь, и ему не страшен людской суд). Скрыв беззаконие от людей, его не утаишь от Верховного Судии, Который видит все тайное; пред Божьей правдой обличается наше лукавство – наша неправда и неправота, и все наши оправдания бессильны. Се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Все мы, потомки Адама, зачинаемся во грехах, наследуя первородный грех. Мы умоляем Бога о прощении, представляя Ему нашу природную склонность ко греху. Се бо истину возлюбил еси... (обратите внимание на слово еси – оно указывает на 2-е лицо: вот, Ты возлюбил истину). Ты, Господи, Сам и есть Истина (Я есмь путь и истина и жизнь – Ин. 14, б), Ты любишь истину и хочешь, чтобы мы пребывали в истине. И я исповедую, что Ты любишь истину и ненавидишь ложь, поэтому я исповедаю и сознаю пред Тобою, что согрешил. Безвестная и тайная премудрости Твоей явил ми еси – неизвестное (сокровенное) и тайное (то есть сокровенную тайну) Твоей премудрости Ты явил мне. (Царь Давид говорит о своем пророческом даре, о том, что Бог Духом Святым открыл ему неизреченные тайны Промысла Своего; но и всякий христианин получает в Таинствах Церкви дары Духа Святого и чрез учение Церкви прикасается к сокровенным тайнам Промысла Божия, и каждому из нас поведано безвестная и тайная премудрости Божией: мы научены истинной вере, нам указан путь к Царствию Небесному.) Чем ответил я на эти благодатные дары? Грехом! Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Здесь – надежда совершенно избавиться от греха и преисполниться радости. Иссопу пророк уподобляет действие Святого Духа, очищающего в нас всякую скверну. Слуху моему даси радость и веселие... Дай мне, слуху моему, благодатную весть о помиловании, обрадуй и возвесели меня! Возрадуются кости смиренныя. Соделанный грех сокрушает не только душу, но и тело: под тяжестью греха изнемогают, смиряются кости; когда же грех прощен и с совести снято невыносимое бремя – тогда и все тело наполняется радостью (вспомним, как иногда мы с глубоким облегчением вздыхаем и расправляем плечи). Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти – истреби их из книги моей жизни. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Падшую душу восстави в первобытную красоту, уничтожив во мне нечистоту прародительского греха. Дай мне благодать правоты! Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Грех отторгает от Бога, от Источника Жизни – и мы молим, чтобы нам не оказаться во тьме кромешной, где не видно лица Божия. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Воздаждь, возврати мне ту радость, которою я наслаждался, когда был храним Тобою; подай мне дары Святого Духа. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Когда Ты избавишь меня от греха и даруешь мне Духа Святого – я смогу вновь учить законопреступных, чтобы они ходили путями Твоими, – говорит Господу Давид, избранник Его. А для нас в этом обете заключена та же мысль, что и в прошении молитвы Господней: да святится имя Твое в нас, Господи; ибо если Ты очистишь грехи наши и мы благодатью Твоею станем жить по воле Твоей, – самой жизнью своей мы тогда сможем проповедовать правду Твою и обращать к Тебе сердца людей. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего... Пророк Давид просит Бога спасти его из пролитой крови Урии, в которой он как бы тонет (из кровей – более точный перевод слов псалма). Слова Боже спасения моего равнозначны словам Боже Спасителю мой – обращение к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Этими словами пророка и мы взываем к Спасителю об избавлении нас от убийственного действия наших грехов. Возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мой отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Уста мои ныне заключены грехом. Получив отпущение грехов, я не буду молчать, но стану свидетельствовать о Тебе, воспевать Тебя и прославлять милости Твои. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Ты, Господи, отменил подзаконные жертвы, которые не могут даровать отпущения грехов: внешняя жертва, без участия сердца приносимая, не имеет значения. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Жертва, которую возлюбил Ты, – это покаяние и сокрушение сердечное; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (русский перевод). Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Царь Давид молится не только о себе, но и о своем городе и народе, и просит Господа восставить поколебленные его грехом стены Иерусалима. Но Сион и Иерусалим в Священном Писании изображают также всю Церковь. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы. Псалом завершается образом жертвы Богу, приносимой в чистоте сердца и праведности; очистив душу покаянием, мы всем своим существом устремимся к Богу и отдадим Ему себя целиком, все свое сердце, всю свою жизнь, – это и будет нашим «всесожжением».
И тропари, глас 7Пастырь добрый, положивший душу Свою за нас! / Ты знаешь сокровенное, содеянное мною: / Единый Благой, наставь меня, разумом заблудшего, / и исторгни меня от волка, Агнец Божий, / и помилуй меня.
Отягченный сном уныния, / я омрачаюсь обольщением греха: / но даруй мне утро покаяния, / просвещая мои очи мысленные, Христе Боже, / просвещение души моей, и спаси меня.
С мглою греха и с наслаждениями житейскими сплетаясь, / ум несчастной моей души страсти различные рождает / и к помыслам сокрушения не приходит. / Но сжалься, Спаситель, над унижением моим, / и подай мне помысел сокрушения, / дабы и я, спасаемый, прежде конца воззвал милосердию Твоему: / "Господи, Христе Спаситель мой! / Спаси меня, отчаявшегося и недостойного!"
Как попавшийся разбойникам и израненный, / так и я впал во многие грехи, / и изранена моя душа. / К кому прибегну я, виновный? / – Только к Тебе, милосердому душ Врачу: / излей на меня, Боже, великую Твою милость.
Слава: Как блудный сын пришел и я, о Милосердный! / Прими меня, Отче, возвращающегося, / как одного из наемников Твоих, Боже, и помилуй меня.
И ныне, Богородичен: Избавь нас, Богородица, / от пленивших нас грехов: / ибо иной надежды мы, верные не имеем, кроме Тебя, / и от Тебя рожденного Господа.
Затем: Господи, помилуй
(40 раз).И поклонов
(50 раз), с молитвой:
Боже, милостив ми буди, и прости мя блудного за имя Твое Святое.
Затем молитва святого Василия Великого
Снова был повержен я, несчастный, умом и злым обычаем служа греху. Снова князь тьмы и страстных наслаждений породитель пленником сделал меня, и как покорного раба, принуждает меня служить его воле и вожделениям плоти. И что мне делать, Господи мой, и Искупитель, и Заступник уповающим на Тебя, если вновь к Тебе не возвратиться, и восстенать, и испросить милости о соделанном мною? Но боюсь и трепещу, чтобы всегда исповедаясь, и обещая отступить от зла, однако каждый час согрешая и не исполняя обета моего Тебе Богу моему, долготерпение Твое не воздвигнуть к негодованию. И кто стерпит гнев Твой, Господи! Но зная великое сострадание Твое и пучину человеколюбия Твоего, снова вверяю себя милости Твоей и взываю Тебе: В чем я согрешил, прости!
Помилуй меня падшего, дай мне руку помощи, в тине наслаждений погрязшему. Не оставь, Господи, создание Твое растлиться беззакониями моими и грехами моими; но обычным Твоим милосердием и благостию побуждаем, избавь от грязи и скверны телесной и страстных помышлений, оскверняющих всегда душу мою злосчастную. Вот, Господи, как Ты видишь, нет в ней чистого места, но вся она в проказе, и все тело покрыла язва. Итак, Сам, Человеколюбец, врач душ и тел и милости источник, очисти ее слез моих течением, изливая их из глаз моих обильно; излей на меня человеколюбие Твое, и подай мне исцеление и очищение, и исцели рану мою, и не отврати лица Твоего от меня, дабы как хворост не поглотил меня огонь отчаяния. Но как сказал Ты, неложный Боже, что великая радость бывает на небесах об одном грешнике кающемся, так поступи и со мною грешным, и не затвори ушей благосердия Твоего к молитве покаяния моего, но отверзи их, и как фимиам направь ее пред лицо Твое. Ведь известны Тебе, Создателю, немощь естества, и легкость преткновения в юности, и тяжесть тела; и Ты не взираешь на грехи, и принимаешь покаяние призывающих Тебя во истине. Ибо благословенно и прославлено многочтимое и величественное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
толкование
Святитель Феофан Затворник: "Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то" (Мк. 3, 24). Пока сохраняется единомыслие лукавства греховного,- крепким бывает в нас царство тьмы и греха. Но когда благодать Божия плененную грехом часть духа привлечет к себе, освободив ее из плена, тогда происходит разделение: грех на одной стороне - добро на другой. Как только - вследствие этого пробуждения - сознанием и свободой человек сочетается с добром, грех теряет всякую опору и идет к разложению. Постоянство в добром намерении и терпение в трудах совсем расстраивают и истребляют грех. Тогда начинается царство добра и стоит, пока не вкрадется какое-либо злое помышление и, привлекая к себе волю, не произведет снова разделения. Как только сочетаешься с зародившимся греховным заблуждением, осуществишь его делом,- опять начнет добро слабеть, а зло расти, пока совсем не истребит его. Это почти непрерывная история внутренней жизни у тех, кто слабосерден и не имеет твердого нрава. "Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся" (Лк. 11,21-22). Это иносказание объясняет, как Господь разоряет бесовскую власть над душами. Пока душа в грехе, ею владеет злой дух, хоть не всегда явно показывает это. Он сильнее души, потому и не боится восстания с ее стороны, властвует и тиранствует над нею без сопротивления. Но когда Господь приходит в душу, привлеченный верой и покаянием, тогда разрывает все узы сатанинские, изгоняет бесов и лишает их всякой власти над душою. И пока служит эта душа Господу, бесы не могут одолеть ее, ибо она сильна Господом, сильнее их. Когда же душа оплошает и отшатнется от Господа, бес опять нападает и одолевает, и бывает этой бедной душе хуже, чем прежде. Это всеобщий невидимый порядок явлений в духовном мире. Если бы у нас открылись умные очи, мы увидели бы всемирную брань духов с душами, побеждает то одна, то другая сторона, смотря по тому, общаются ли души с Господом верою, покаянием и ревностью к добрым делам или отпадают от Него нерадением, беспечностью и охлаждением к добру.
Молитва так же святого ВасилияМногомилостивый, нетленный, непорочный, безгрешный Господи, очисти меня, непотребного раба Твоего, от всякой скверны плотской и душевной, и от невнимания и уныния моего случившуюся со мной нечистоту со всеми прочими беззакониями моими, и яви меня чуждым скверны, Владыка, по благости Христа Твоего, и освяти меня наитием Пресвятого Твоего Духа; чтобы очнувшись от мглы нечистых призраков диавольских и всякой скверны, я удостоился с чистою совестью открыть мои скверные и нечистые уста, и воспевать всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
толкование
Если подвергся грехопадению, не косней в грехе, но восстань и обратись к Господу всем сердцем, чтобы спаслась твоя душа (26, 211). Также подвергшегося падению хорошо поднять на ноги, а не осмеять (25, 162). Преткнулся ты? Отрезвись. Пал? Обратись, молись, проси, припадай, домогайся, ищи, приемли, уверься, что дано тебе, по клоняйся, умоляй о прощении, о спасении, умилостивляй Того, Кто желает дать и может спасти (27, 28). Прилагай старание о душе своей и не смущайся падением своим, ибо есть стыд, который ведет за собой грех, и есть стыд, от которого рождается слава и благодать. Преподобный Ефрем Сирин (25, 149). Один Бог может снять наш грех; крепче нас те, которые пленили нас и держат в царстве своем; но Бог дал обетование избавить нас от этого рабства (33, 15). Все те, которые в состоянии были преодолеть и миновать преграды греха, входят в умиренный и исполненный многих благ небесный град, где покоятся души праведных (33, 207). Не украшенные Божиим словом, не обученные Божественным законам напрасно думают, надмеваясь собственной своей свободой, устранить от себя поводы к греху (33, 185). Невозможно душу разлучить с грехом, если Бог не прекратит и не остановит этого злого ветра, пребывающего в душе и в теле (33. 15). Помни: не дано человеку и невозможно искоренить грех собственной силой. Бороться с грехом, противиться, носить и принимать язвы — это в твоих силах, а искоренить — Божие дело. Преподобный Макарий Египетский (33, 20). Если в каком-либо случае сделаешь погрешность, не прикрывай ее ложью от стыда, но с поклоном проси прощения и погрешность твоя простится тебе (34, 14). Помяни грехи свои перед Богом, если желаешь, чтобы они простились тебе, и не воздавай злом за зло ближнему твоему (34, 21). Но не слишком увлекайся воспоминаниями о сделанных тобою проступках, чтобы не возобновились в тебе грехи твои (34, 64). Каждый должен заботиться о своих душевных болезнях и каждый должен оплакивать свои грехи, не взирая на грехи ближнего.
Молитва третьяГосподи, Боже наш, всё, в чём я согрешил сегодня словом, делом и помышлением, как благой и Человеколюбец, прости мне. Мирный сон и безмятежный даруй мне. Ангела Твоего хранителя пошли, защищающего и сохраняющего меня от всякого зла. Ибо Ты – хранитель душ и тел наших, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Молитва четвертая, святого Иоанна Златоуста Господи, не лиши меня небесных Твоих благ.
Господи, избавь меня от вечных мук.
Господи, умом ли или мыслью, словом или делом я согрешил – прости меня.
Господи, избавь меня от всякого неведения, и забвения, и легкомыслия, и окаменелого бесчувствия.
Господи, избавь меня от всякого искушения.
Господи, просвети сердце моё, помраченное злым пожеланием.
Господи, я как человек согрешил, но Ты, как Бог щедрый, помилуй меня, видя немощь души моей.
Господи, пошли благодать Твою в помощь мне, чтобы я прославил имя Твоё святое.
Господи, Иисусе Христе, впиши меня, раба Твоего, в книгу жизни и даруй мне конец благой.
Господи, Боже мой, хотя я и не сделал ничего доброго пред Тобою, но дай мне по благодати Твоей положить доброе начало.
Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоей.
Господи неба и земли, вспомни меня, грешного раба Твоего, скверного и нечистого, в Царстве Твоём. Аминь.
Господи, в покаянии прими меня.
Господи, не оставь меня.
Господи, не введи меня в напасть.
Господи, дай мне мысли добрые.
Господи, дай мне слезы, и память о смерти, и сокрушение.
Господи, дай мне мысль об исповедании грехов моих.
Господи, дай мне смирение, целомудрие и послушание.
Господи, дай мне терпение, великодушие и кротость.
Господи, вложи в меня корень блага – страх Твой в сердце мое.
Господи, сподоби меня любить Тебя от всей души моей и помышления и исполнять во всём волю Твою.
Господи, защити меня от некоторых людей, и бесов, и страстей, и от всякого иного неподобающего дела.
Господи, знаю, что Ты все творишь по Своей воле – да совершится воля Твоя и во мне грешном, ибо Ты благословен вовеки. Аминь.
толкование
Великий учитель молитвы, святитель Феофан Затворник, придавал огромное значение этим молитвам и рекомендовал их многим своим духовным детям как основу молитвенного правила, как школу непрестанного богомыслия. Вот некоторые отрывки из его писем: «Как читать молитовки святого Златоуста (24 в вечерних молитвах на сон)? Читайте их перед молитвословием, чтобы собралось внимание воедино... Но и во всякое время мысленно повторяйте. Это лучший способ приучать себя к памятованию о Боге, а памятование сие есть основа духовной жизни. Поклоны поясные класть, а иногда и земные».– «Молитовки святого Златоуста можете употреблять вместо своего домашнего правила и утром. Заучите их и обдумайте всякую. .. В них вся жизнь духовная поминается... Сколько раз каждую поминать – это определите так, чтобы стоять на молитве столько же, сколько обычно простаиваете на правиле. К ним можете приложить и свои молитовки – выбрать из псалмов: какой стишок по сердцу, тот и запишите... Употребляя на правиле сии молитовки со вниманием, скоро навыкните стоять на молитве нерассеянно. Молитву Иисусову вставляйте в среду их. Например, десять раз проговорив: "Господи, не лиши мене небесных Твоих благ", – прилагайте: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную"». – «Назначение кратких молитовок – способствовать собранию мыслей и трезвению. Сила не в словах, а в чувстве к Богу. Оно скоро образуется у трудящихся над молитвою. Вот это и есть умная молитва. Ум, стоя в сердце, зрит Бога и умно исповедуется Ему призыванием Его... Чувство к Богу есть непрестанная молитва без слов».
Молитва пятая, ко Пресвятой Богородице Пресвятая Владычица моя, Богородица, святыми Твоими и всесильными мольбами отгони от меня смиренного и несчастного раба Твоего уныние, забвение, неразумие, нерадение и все скверные, лукавые и хульные помышления от бедного моего сердца и от помраченного ума моего, и погаси пламя страстей моих, ибо я убог и несчастен. И избавь меня от многих и пагубных воспоминаний и намерений, и от всех дел злых освободи меня, ибо благословляют Тебя все роды и славится многочтимое имя Твоё во веки веков. Аминь.
толкование
«Отчего люди грешат?» – задавал иногда вопрос преподобный Амвросий Оптинский и сам же решал его: «Или оттого, что не знают, что нужно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают. .. Это три исполина: уныние или леность, забвение и неведение, – от которых связан весь род человеческий нерешимыми узами. А за тем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления». Смиреннаго и окаяннаго раба Твоего... Слова смиренный и окаянный часто встречаются в молитвах, поэтому стоит глубже вникнуть в их основные значения. Смиренный означает не только «наделенный смирением» – одной из важнейших христианских добродетелей (говорить о себе Богу: «Я смиренен» – еще нелепее, чем говорить людям: «Я скромен», и в молитве мы не должны допустить и тени превозношения своим мнимым «смирением»!), – но вообще приниженный, низкий, жалкий. Окаянный – несчастный, отверженный, исполненный муки. Избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Этими словами молитвы мы просим Пресвятую Богородицу освободить нас от многочисленных злых (многих и лютых) мыслей, как о прошлом (воспоминаний), так и о будущем (предприятий), а также от связанных с этими помыслами действ злых. Очень важна направленность этого прошения на хранение ума и сердца. Со вниманием стоя на молитве, мы неизбежно замечаем нашествия тех самых воспоминаний и предприятий, об избавлении от которых молим Пресвятую Богородицу; борьба за молитву (и за подлинно христианскую внутреннюю жизнь) – в значительной мере борьба именно с этими врагами, победить которых в одиночку, без помощи Божией благодати невозможно.
Затем: Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога-Слово родившую, истинную Богородицу – Тебя величаем.
толкование
В этой молитве мы восхваляем Богородицу, как Мать Бога нашего, всегда блаженную и непорочную, и величаем Ее, говоря, что Она Своею честью (честнейшую) и славою (славнейшую) превосходит самых высших Ангелов: Серафимов и Херувимов, то есть Божия Матерь по своим совершенствам стоит выше всех – не только людей, но и святых Ангелов. Она без болезней, чудесным образом от Духа Святого родила Иисуса Христа, Который, став от Нее человеком, есть в то же время Сын Божий, сошедший с небес, а потому Она есть истинная Богородица. Автором песни «Честнейшую Херувим…» считается преподобный Косма, епископ Маиумский, творец канонов. А первую часть – «Достойно есть…» по преданию воспел перед иконой Пресвятой Богородицы Ангел, явившийся в Х веке одному иноку на Афоне.
Слава, и ныне: Господи, помилуй
(трижды) Господи, благослови.
И отпуст:Господи Иисусе Христе, Сын Божий, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых, спаси меня, грешного.
Молитва от осквернения Господи Боже наш, один благой и человеколюбивый, один Святой и во святых почивающий! Ты верховному Твоему апостолу Петру явил видением, что не следует считать скверным или нечистым ничего из сотворенного Тобою в пищу и наслаждение людям, и через избранный сосуд Твой, апостола Павла дал заповедь, что для чистых все чисто: Ты Сам, Владыка Пресвятой, призыванием страшного и пречистого Твоего имени, и знамением Священного и Животворящего Креста, благослови и очисти меня, раба Твоего (имя), осквернившегося от всякого злого духа, от всякого мечтания и гада ядовитого, от всякого беззакония и от всякого обмана, от всякого чародейства и от всякой суеты, и от всякого недуга и всякой болезни, и от всякого враждебного злодейства диавола.
И ныне меня, недостойного раба Твоего (имя), удостой по Твоему милосердию служить пречистым Твоим Тайнам. И прежде очисти мою душу и тело от всякой скверны, и отпусти всякое согрешение вольное и невольное, в чем я согрешил во все дни жизни моей, делом, словом и помышлением, днем и ночью, и до нынешнего часа. И дай мне, Господи, совершить это страшное служение в присутствии Небесных Полков, и причаститься пречистых Твоих Таин не в суд, ни во осуждение, но в прощение грехов, и в Духа Святого пришествие, и к жизни в вечной радости, которую уготовал Ты для истинных Твоих служителей. Сохрани меня, Владыка Всесильный, от всякого греха и злобы, сохрани чуждым скверны и порока от всякой проказы враждебного диавола; и дай мне, Господи, служить Тебе в святости и правде до последнего дня, и часа, и кончины моей.
Ибо Ты благословляешь и освящаешь все, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем со Безначальным Твоим Отцом и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
толкование
Итак, само по себе естественное и непроизвольное истечение семени во время сна, как и сладострастные сновидения не являются грехом, но именуются естественным осквернением. Почему и правило в этих случаях называется "Правилом от осквернения", а не от согрешения. У женщин таким естественным осквернением является месячное кровотечение, при котором должно воздерживаться от причастия (кроме смертных случаев, когда женщин причащают невзирая на месячные) и прикасания к святыням (употреблять св.просфоры и св. воду можно и должно, только из личных своих сосудов). Тем не менеe надо проверять свою совесть о причине этих истечений, ибо причина может содержать в себе грех. Существуют следующие причины ночных непроизвольных семяизвержений: 1. Объедение, от страсти чревоугодия – греховно, и должно каяться в чревоугодии. 2. Упивание вином (и др. видам алкоголя), от той же страсти – греховно, и должно каяться в опивстве (чрезмерном употреблении) вином. 3. Блудное разжжение в помыслах, допущенное в течение дня до сна – греховно, нужно исповедывать блудные помыслы. 4. Блудное воззрение на женский пол, картины, разнообразное порно, фильмы, скульптуры, картины и т.п., совокупления других людей или животных – греховно, каяться, за произвольное разжжение через воззрение и за нехранение зрения при нежелании видеть подобные картины. 5. Блудные мысленные картины, мечты или воспоминания о блудных деяниях – греховно. 6. Излишний смех, щегольство, желание понравиться женщинам, плотское тщеславие, сальные (т.е блудонаправленные) шутки и анекдоты, рассказы, беседы, матерная брань – греховно. 7. Гордость, высокоумие и тщеславие – греховно. 8. Осуждение других, особенно за блудные грехи – греховно. 9. Изнеженность, роскошь, излишнее телесное упокоение – греховно. 10. Леность, ничего не делание, праздность, излишний сон – греховно. 11. Телесная болезнь – не греховно. Довлеет правило от осквернения. 12. Усталость плоти, переутруждение, отягчение плоти – не греховно. Довлеет правила от осквернения. 13. Особые обстоятельства, когда страстному человеку попущено быть одоленным блудной страстью (из числа не вменяемых грехов), например: человека помимо его воли закрыли в ограниченном пространстве с красивой женщиной, которая свидетельствует о желании совокупления, или например, когда человеку против его воли и желания подсыпали возбуждающее средство, или магическим искусством навели блудное разжение – не греховно. Довлеет правило от осквернения. 14. Искушение от дьявола по зависти к преуспеянию в деле спасения – не греховно. Похвально. Но лучше прочитать правило от осквернения. 15. Искушение от дьявола, когда он пытается смутить самим фактом непроизвольного семяизвержения и загнать в отчаяние и уныние – не греховно. Довлеет правило от осквернения. 16. Искушение от бесов, когда они пытаются ночными истечениями отвести человека от причащения - не греховно. Довлеет правило от осквернения. 17. Для преуспевшего в борьбе с блудной страстью, для связавшего эту страсть или для достигшего безстрастия бывает, для сохранения от превозношения, особое Божье попущение от бесов, которые соделывают пакости во плоти, подобные Апостолу Павлу: 2 Кор.12: 7И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. 8Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. 9Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. - безгрешно, очень похвально, но лучше прочесть правило от осквернения. Всегда полезно укорить себя в немощи греховной или естественной и смириться пред Богом. Итак, само по себе непроизвольное семяизвержение безгрешно и бороться с ним нельзя – ибо это естество. Бороться надо с некоторыми греховными причинами (указанными выше) приводящими к нему, посредством покаяния, молитвы, исповеди, причастия, церковных молитв, разумного воздержания и прочих подвигов телесных, смирением, самоукорением, памятью смерти и вечных мук, чтением соответствующих мест Писания и творений святых отцов, частой исповедью, хранением ума, очищением помыслов, терпением скорбей и т.д. и т.п..