О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благодать
?Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему.
толкование
Этот же авва Палладий рассказал нам, когда мы посетили его в другой раз, такое: "Жил в Александрии некий христолюбец, весьма богобоязненный, сострадательный и гостеприимный к монахам; была у него весьма смиренная жена, которая всякий день наблюдала пост, и дочь около шести лет. Однажды христолюбец этот отправился в Константинополь; ведь он был купцом. И вот, оставив в доме жену, дочь и одного раба, он пошел в гавань. Перед тем как ему уйти, чтобы сесть на корабль, жена говорит: "Кому ты нас поручаешь, господин?". Муж отвечает ей: "Владычице нашей Богородице". Как-то, когда жена сидела за работой, а девочка была подле нее, раб по наущению диавола решил убить женщину и девочку, взять их добро и бежать. И вот, принеся из кухни нож, он направился в столовую, где сидела госпожа его. Как только раб дошел до двери столовой, его поразила слепота, и он не мог добраться ни до столовой, ни до кухни. В течение часа он ударами понуждал себя двинуться с места и, наконец, стал кричать госпоже: "Пойди сюда". А она удивилась, что раб, не входя к ней, стоит в дверях и кричит, и говорит ему: "Лучше ты иди сюда", не зная, что он ослеп. Раб стал заклинать ее, чтобы она подошла, она же поклялась, что не подойдет к нему. Тут раб говорит ей: "Пошли мне хотя бы девочку". Она не сделала и этого, сказав: "Если хочешь, иди сам". Тогда раб, так как был совсем беспомощен, ударил себя ножом и рухнул замертво. Госпожа его, увидев, что случилось, подняла крик. Сбежались соседи, а вскоре пришли и люди из претории; они застали раба еще живым, и все от него узнали, и прославили Господа, явившего чудо и спасшего мать и дитя ее. Блаженный Иоанн Мосх. Луг духовный
Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий,
? скорбящим благодушие, радующимся воздержание: всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления; воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения;
? милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надеждо и Заступнице всех притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
толкование
Покров Пресвятой Богородицы — распространенный тип изображений Пречистой Девы. На Руси иконы Покрова начали создаваться в XII веке, после того как благоверный князь Андрей Боголюбский установил этот праздник. Первые иконы до нас не дошли. Самое раннее сохранившееся изображение — металлическое, выполненное в технике золотой наводки по меди, на вратах Рождественского собора в Суздале (начало XIII века). К XIV веку сложился канон, по которому иконы Покрова с незначительными вариациями пишутся и поныне. На иконах изображается храм с собравшимся в нем народом. Над зданием или над закрытыми царскими вратами парит в воздухе Пресвятая Богородица, окруженная святыми и ангелами. Либо сама она, либо два ангела простирают над молящимися покров алого или белого цвета. В правом нижнем углу иконы святой Андрей Юродивый указывает своему ученику Епифанию на чудесное явление. Внизу посередине обычно изображают также святого преподобного Романа Сладкопевца — автора церковных песнопений, посвященных Деве Марии, в том числе знаменитого Акафиста. На иконе могут присутствовать и другие византийские святые.