Святым семи отрокам во Ефесе: Максимилиану, Иамвлиху, Мартиниану, Иоанну, Дионисию, Ексакустодиану и Антонину
Святые отроки много лет проспали чудесным сном в запечатанной пещере, и так спаслись от гонителей.
Тропарь святым семи отрокам Ефесским, глас 8: Благочестия проповедников и воскресения умерших изобразителей, семь столпов Церкви, отроков всеблаженных песнями восхвалим: ибо они после многих лет нетления, как от сна пробудились, всем возвестив грядущее воскресение мертвых.
Кондак святым семи отрокам Ефесским, глас 4: Прославивший на земле святых Твоих, прежде Второго и страшного пришествия Твоего, Христе, преславным восстанием отроков показал Ты Воскресение неверующим в него, явив нетленную одежду и тела, и царя уверил Ты взывать: «Воистину есть мертвых воскресенье».
толкование
Всеобщее воскресение мертвых совершится в великий день Второго пришествия Иисуса Христа, при окончании жизни нашего мира. Оно будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут. По Слову Божию, тогда «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5, 25, 29).
О, предивные святые семеро отроков, хвала города Ефеса и всей вселенной надежда! Воззрите с высоты небесной славы на нас, с любовью память вашу чтущих, наиболее же на младенцев христианских, вашей защите порученных от родителей своих.
Ниспошлите на них благословение Христа Бога, сказавшего: «Не запрещайте детям приходить ко мне», болеющих из них исцелите, скорбящих утешьте, сердца их в чистоте соблюдите, кротостью наполните их, и в земле сердец их зерно веры Божьей насадите и укрепите, подайте им благодать Божию, чтобы от силы в силу им расти.
И всех нас, предстоящих перед святой вашей иконой рабов Божиих (имена), горячо вам молящихся, удостойте получить Царствие Небесное, чтобы не умолкая радостными голосами прославлять великолепное имя Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Аминь.
толкование
Для чего Господь пробудил их от удивительного сна (или смерти – и Господь их просто воскресил?)? Дело в том, что, если в первохристианское время библейская идея воскресения из мертвых была для верующих очевидна, то постепенно эта идея стала подвергаться сомнению. После дарования христианству свободы в Церковь хлынули вчерашние язычники. Они привнесли с собою и свои верования, свои идеи, в частности, идеи греческой философии. А античные греки в воскресение из мертвых, как известно, не верили. И вот с 4-го века идеи воскресения начинают подвергаться сомнению, а то и осмеянию. В 5-м веке появились даже еретики, которые отрицали учение Церкви о телесном воскресении. И тогда Господь явил это чудо, чудо пробуждения (или воскресения?) находившихся в пещере юношей. В свое время это чудо и потрясло всех, и сильно укрепило в православной вере и убеждении, что Бог в силах совершить чудо оживления людей.