X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Чем иудеев шокировала притча о мытаре и фарисее

300

Иудеи, первыми услышавшие проповедь Христа, были такими же людьми, как и мы с вами. Их одолевали те же страсти, те же пороки, что и современных людей. Поэтому слова Христа были актуальны тогда, актуальны они и сегодня. Однако наше общество, глубоко впитавшее в себя христианские идеалы, проще понимает слова Спасителя. В историко-культурных реалиях мира, в который пришел Христос, многие его слова были поистине революционными. Давайте разберем притчу «Фарисей и мытарь» в свете традиций иудейского общества.

 

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

 

Фарисеи были самыми благочестивыми людьми в палестинском обществе, мытари же — наиболее презираемыми; их часто считали просто предателями своего народа. Фарисеи протестовали против того, чтобы мытари выступали в качестве свидетелей или получали почетные должности.

 

Фарисей став молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

 

Евреи считали своим долгом благодарить Бога за свою праведность, а не считать ее чем-то само собой разумеющимся. Первые слушатели этой притчи воспринимали фарисея не как хвастуна, а как человека, благодарного Богу за свое благочестие.

 

пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.

 

Наиболее благочестивые постились — без воды, во вред своему здоровью — два дня в неделю (в понедельник и четверг), по крайней мере, в засушливое время года. Фарисеи скрупулезно платили десятину со всего — во исполнение закона (несколько разных десятин в итоге составляли более 20 процентов личного дохода человека).

 

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

 

Поза стоя с поднятыми вверх руками и обращенным в небо взором была типичной молитвенной позой. Ударять себя в грудь было выражением траура или горя, в данном же случае — покаяния в грехе. Молитва мытаря о милости не была обдуманным актом возрождения, а потому многие современники Иисуса могли считать ее недейственной.

 

Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

 

Вывод, который сделал Иисус из этой притчи, мог просто шокировать первых Его слушателей; сегодня она не воспринимается так остро, потому что современные христиане привыкли к ней.


По материалам Крейга Кинера "Культурно-исторический комментарий"

Источник: http://www.reformed.org.ua/2/418/6/Keener


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Ночь жизни в 5-й молитве Василия Великого
Главная мысль  5-й молитвы Василия Великого
Почему молитву Святому Духу читают вначале?
Молитва Святому Духу
Молитва «Царю Небесный» открывает двери души для спасения
Молитва Царю Небесный
Кто автор молитвы мытаря
Кто стал прообразом мытаря в притче о мытаре и фарисее?
Комментарии