X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Смирение сердца как признак смиренномудрия

Смирение, как и другие добродетели, имеет разные степени. И наивысшая из них называется смиренномудрием. Это состояние — скорее дар от Бога, чем результат работы над собой. Каким же путем каждый может его достичь — приобрести такое свойство души, как смирение сердца? Зависит ли приобретение его от наших усилий?
Смирение сердца
Все дела исправления нашего нрава с греховного на праведный зависят от нашей воли к этому, от искренности желания и обязательно — от помощи Божией. Он ждет, когда мы, подобно малому ребенку, протянем руку, попросим. Успех на пути святости зависит от Бога, желающего каждому в вечности только блага.

Высшая степень совершенства души — результат не одного–двух шагов, но — постепенного возрастания в духовной жизни. Начиная с простых и внешне понятных шагов в духовной жизни, мы можем постепенно дорасти до действительного смирения сердца.

Святой Никита Стифат выделял три состояния: смиреннословие, собственно смирение и смиренномудрие.

Смиреннословящий на словах высказывает то, что должно быть в мыслях и в душе (считать себя хуже и несовершеннее всех других).

Достигший смирения имеет такое скромное о себе мнение уже в собственных мыслях. Такой человек не нуждается в смиреннословии и мало говорит «правильных» самоуничижительных слов. Он привычно думает о себе, как о грешнике, так как уже замечает за собой немало грехов, особенно в мыслях.

Смиренномудрие же, как высшая степень, является даром свыше — достичь смирения сердца. Такой человек не замечает даже собственного смирения, но видит лишь достоинства других. Это состояние святых людей, имеющих в себе уже множество добродетелей. В душу, наполненную страстями и пороками, Господь не пошлет такой дар, как искреннее чувство смирения.

Сердцем святые отцы называли чувствующую часть души. В таком смысле и Христос говорил о нем, что из него исходят всяческие гнусные грехи. Свято место не бывает пусто. В нем либо живет Дух Святой — Сам Бог, и тогда человек свят, либо там гнездятся греховные страсти.

Смиренномудрие — имеет образ самих мыслей как по Евангелию, как у Христа. Святой Исаак Сирин писал, что такой человек не смеет и у Бога просить в молитве что-либо, ожидая милости от Творца, который мудрее мудрецов и помогает во всем, и прославляет имеющих смирение сердца. Достигший этого состояния приписывает все свои добрые дела Богу. Только благодаря Его помощи мы способны на успехи в делах святости.

Тот же святой писал, что награда в Царстве Небесном дается не добродетели и даже не за аскетические труды на этом пути, а только приобретенному в этой жизни смирению. Если же мы не достигнем последнего, то можно считать напрасными все труды и добродетельные дела оставшихся горделивыми подвижников.


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Как победить в себе грех осуждения?
Грех осуждения: причины возникновения и борьба с ним
«Помни последняя твоя», или Что такое память смертная?
Память смертная — прямой путь к покаянию
Добродетель смирения как основа святости
Добродетель смирения основа святости
Как получить спасение души православному христианину
Спасение души православного человека
Показать еще
Комментарии