Взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду эдемском, чтобы возделывать и хранить его. Сад на земле посреди Рая, Рай огражден от всей земли – это очень сильный образ.
Хранить и возделывать райскую землю ̶ ̶ это очень интересная заповедь, это две стороны медали. Хранить – это значит уметь сохранить, а возделывать – это значит трудиться, чтобы она приносила плоды. Если мы поймем, что райская земля – это не просто земля, а сама жизнь райская, то значит, мы имеем двуединую заповедь «Хранить и приумножать». Сохранять и развивать, а развивает человек в умножении трудов, в приношении плодов Богу, в познании. Поэтому необходимо сохранить полученное от Бога, и идти дальше, но дальше не от Бога, а дальше, для того, чтобы эти новые плоды приносить Богу. То есть, получается что, если вода может сама воскишеть рыбами, то неужели человек, имеющий образ Божий не может сам сотворить нечто принципиально новое? Но это новое должно быть в русле божественного замысла. Поэтому он должен это новое всегда сверять с хранимым, с заповедью хранить и возвращать Богу, это значит возвращаться к Богу на ином уровне. Поэтому, человеку была в заповеди возделывать дана и заповедь познавать и приумножать.
Если мы приблизим заповедь о браке к заповеди хранить и возделывать, мы здесь уже увидим очень интересную вещь. Возделывать – это мужчина, он заповеди Божьи, истину Божью приумножает, в быту он добытчик, возделыватель, тот, кто движется вперед, он и в браке осеменитель, возделыватель почвы, творец чада. Женщина, это видно и по Еве потом, заповеди хранит, не столько понимает, сколько хранит, больше мужчины, не умножает их, но умеет сохранить лучше мужчины, она и очаг домашний хранит, она и чадо во чреве хранит. То есть заповедь хранить и возделывать, можно рассматривать и на межполовом уровне, на уровне межполового различия. В целом эта заповедь означает, что человек должен райскую землю за свою жизнь уметь не растерять и в движении вперед приумножить.