В заповеди запрета на вкушение с Древа познания добра и зла, во-первых, нет никакого запрета на познание. Там есть запрет на определенный способ познания. Заповедь познания включена в общий смысл заповеди возделывания. Возделывание – это приумножение, приумножение – это движение, это труд, это работа ума, рук, всего существа человека для приумножения.
Это ведь не только плоды сельскохозяйственного труда, это плоды всего вовлечения человека во Вселенную. Это и есть познание. Человек райский, способен даже научные познания иметь не для того, чтобы, так сказать, просто использовать их в своей жизни, а для того чтобы возблагодарить Бога. Ему не нужно, например, наукой пользоваться для того, чтобы согреть себя теплом, ему хватает райского тепла от Бога. Так, что если он что-то узнает, он узнает не для того, чтобы практически себе на пользу пустить, а для того, чтобы восхвалить Творца. Чем больше человек в научном плане узнает о Вселенной, тем больше он может делиться величием Божественной мысли и благодарить Бога за то, что земная, человеческая немощь поднялась до такого уровня, где ей открылось какое-то знание миростроения. Мы узнаем, что даже самая малая клеточка также глубока и удивительна как Вселенная. Опять есть повод благодарить Бога и не просто благодарить, а вовлекать это знание в процесс спасения.
Чем отличается познание в Раю от познания в падшем человечестве? Это цельное познание. Любое язычество – это дискретное, раздробленное понимание Божественной истины. В Раю все было в цельном: Я, Мир, Бог. И Бог столь же реален, как и мое ощущение самого себя, такая же реальность.