X
назад в текст библии

Перечень толкований [ Бытие глава 3 стих 14 ]

[ Бытие глава 3 стих 14 ] Толкование стихов 14-15. Протоиерей Лев Шихляров. Аскетика. Курс лекций

Интересно, что если бы, допустим, речь шла просто о гневе Господнем, о наказании Божьем человеку, тогда это наказание так и прозвучало бы. Но здесь предстает Господь Бог, который отвергнув зло в образе змея, прежде чем произнести приговор Адаму и Еве, произносит удивительные и потрясающие слова, связанные с обещанием о будущем спасении. Человек так не поступает, гневный начальник тоже так не поступает. Поэтому здесь налицо совсем необычная модель поведения. Почему кстати, например, христианин должен сам первый выходить для спасения других людей. Посмотрите, Бог не стал ждать пока до Адама дойдет, что он натворил, он к нему побежал спросить и призвать. Бог взывает к человеку. И здесь, он видит, что с человеком ничего невозможно сделать, что зараза первородного греха так глубоко проникла в человека, что он теперь, как говорится,  выходит на длинный и большой круг духовного блуждания вне Бога. Господь вынужден произнести, как приговор, результаты, последствия того, что теперь случилось.

2006просмотров
0комментариев
0
0
+
Коментарии

[ Бытие глава 3 стих 14 ] Протоиерей Лев Шихляров. Аскетика. Курс лекций

И вот он змею говорит: «за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей». Это первое, что говорится змею. Здесь смысл следующий. Отныне сатана отлучен (проклят) от всякой возможности спасения. Змей здесь совсем не причем, змей это только символ. В других случаях змей играет и положительную роль, даже является прообразом Христа в одном из сюжетов странствования евреев по пустыни. Но проклятье змея перед лицом всех остальных зверей означает проклятье, отлучение сатаны от всех остальных тварей. Так как сатана продолжает воздействовать на многие твари, подобное отлучение означает, что он ни одну из тварей человека ли, животного ли, ангела ли светлого, природные ли явления не сможет использовать в полной мере для достижения своих злых целей. Сатана и путь ко спасению себе отрезал тем, как поступил, человек мог быть последней надеждой на его спасение.

Дальше говорится о том, что «ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей». Ходить на чреве это значит ползать, пресмыкаться. Значит зло льстиво входит в душу, уговаривая человека, пресмыкаясь пред ним, ползая пред ним, медленно, коварно и неотступно. А прах  ̶  это формула: человек есть прах плюс дух. Согласно этой формуле прах это есть человек минус дух от Бога. Таким образом, прах – это абсолютно бездуховный человек, для змея вкушать прах во все дни жизни своей значит, что пищей для сатаны в истории всегда будут люди слабые, безвольные, бездуховные, которые будут служить несчастьем для самих себя и слепым орудием бесов и всякой гадости.

2006просмотров
0комментариев
0
0
+
Коментарии

[ Бытие глава 3 стих 14 ] Протоиерей Лев Шихляров. Аскетика. Курс лекций

Бог произносит змею: «отныне ты проклят». Разве до момента грехопадения сатана не был проклят? А ведь он уже был сатаной, когда мы читаем. И сатана еще является пусть даже в образном смысле на совет Божий в книге Иова. Хотя это не совсем сатана. Это мнение автора, но будем иметь в виду и это. И, еще мы видим, Господь в Евангелие говорит: «Я видел сатану как молнию спадшую с небес». И наконец, в апокалипсисе сатана связан, сатана повержен в огненном озере и так далее. Вот эту последнюю реалию отец Сергий Булгаков комментировал так, что во времена Христовы, считал он, произошло последнее падение сатаны из высоких сфер в тартарары, из сфер небесных, где он мог еще иметь какую-то силу и сфер духовной жизни. Со Христом, почему сатана связан? Он понимал очень наглядно, что сатана просто ввержен теперь в преисподнюю. И если может воздействовать, то только на людей. Его сил в высоких сферах жизни, где ангелы, вообще никаких нет. Так это или иначе, но вероятно все-таки в падении сатаны есть свои ступени.

Вполне возможно, это не догма, это не учение, но для этого есть некоторые основания. Если правильно понимается фраза, что он проклят с этого момента, может зародить сомнения мысль, что до грехопадения человека у сатаны, который отпал от Бога, была еще возможность покаяния. Что, соблазнив человека, на самом деле сатана свою надежду на спасение уничтожил. И хотя в истории Церкви были святые, которые молились за бесов, это никогда не одобрялось. Это от любви было. Любовь эта не могла спасти бесов, потому что тьма не хочет быть светом. Абсолютная тьма уже не хочет быть светом. Здесь проблема в желании. Нет воли, нет желания.

История сатанинского воздействия на человека может делиться на такие периоды: от восстания против Бога до грехопадения человека, когда сатана еще может спастись, от грехопадения до пришествия, воскресения Христа, когда сатана уже безнадежен, но многовластен над человеком. Помните, сатана повел Христа на вершину и сказал: «Все царства мои. Поклонись и они будут твои», - понимаете, он считает, что мир в его власти. И последний период - от воскресения Христова, уже, где факт совершился, до второго пришествия, где сатана еще действует на людей, не помеченных верой, упованием и тем более крещением, но уже в принципе, в перспективе Христовой побежден и значит  власть его весьма и весьма ограничена. Практически он связан. Там где истинная Церковь, там сатана связан.

2006просмотров
0комментариев
0
0
+
Коментарии