Что касается искушений, можно сказать, что сатана впустую тратил время, он же знал, что ему придется искусить? Дело в том, что эти вопросы исходят из затаенного монофизитства. Не зря все это произошло и не напрасно, с точки зрения нашего спасения, сатана терял время, в первом случае. Нельзя про Христа так говорить. Как он это спрашивал, он ведь все знал, представляя Христа в виде всезнайки. Как Господь ответил относительно сроков конца света – и Сын человеческий не знает, не только Ангелы. Да? Но и сын человеческий не знает о дне и часе том. Есть принципы, которые, даже пройдя безгрешным по земле в человеческой плоти, безгрешный человек не может нарушить в данном случае принцип свободы.
Есть замечательное рассуждение и Святителя Григория Нисского, который говорит, что сатана обманулся во Христе. Он думал, что он искушал, он примерно искушал Христа так, то есть сатана представлял себе Христа примерно так, как представляют Христа в своих книжках Свидетели Иеговы. Он считал, что перед ним Божественный Человек, новый Адам, но не в смысле Апостола Павла, который вкладывает в это более глубокую мысль, а действительно новый Адам, то есть совершенно новый. Ведь он точно также произведен на свет, необычным путем, как и Адам. Адам своим необычным путем и Христос своим необычным путем. В данном случае от Духа Святого и Марии. То есть это совершенно новый человек, новое творение. Он в нем видел только творение.
В Евангелие есть такая замечательная фраза: «Бесы веруют и трепещут». У бесов есть своя вера свое видение, свое знание ограниченно, то есть до какого момента бесы чувствуют. Бес мог видеть Иисуса, как святого человека. Самую последнюю тайну он не знал, поэтому с его точки зрения он его искушал не напрасно. Но и с точки зрения Божьего промысла эти искушения тоже были не напрасны. Во-первых, они для самого Христа были нужны не для того только, чтобы отбиваться от разных мыслей, потому что искушения касались его будущего мессианского служения, скажем так направления, куда оно пойдет, по какой категории пойдет. Или три сразу искушения использует и тогда перестанет быть Мессией? Видимо, от того чтобы дьявол проник в Иисуса, как он проник в Еву, Иисус как раз был защищен особым механизмом, о котором я расскажу чуть позже, в своей личности. И, в частности, то, что он не только человек, но еще и Бог, давало ему возможность знать всю историю и то, почему Ева пала, а за ней и Иордан. Почему он мог спокойно и рассудительно отбиваться от этих искушений. Но для него самого эти искушения тоже были важны, потому что дьявол не мог, скорее всего, проникнуть в его сердце, но для Иисуса было важно понять, какими путями он не должен идти. Вот почему я считаю, что для Иисуса эти искушения были очень важны в его будущей деятельности. Но они важны и том смысле, что, например, показывают, каким путем будет идти антихрист? Что он будет использовать? То есть прямо наоборот все. Понимаете?