Кто такие юродивые Христа ради?
Греческая пословица звучит несколько иначе, чем у нас: «Устами младенцев и юродивых глаголет истина». Хотя именно на Руси к словам юродивых Христа ради прислушивались, пожалуй, как нигде. Кем же были эти люди «не от мира сего»? В чем заключался их столь редкий подвиг? Что они пытались нам сказать своими необычными поступками и делами?
Почему нужно притвориться безумцем, чтобы спастись?
На слух слово «юродивый» звучит совершенно непривлекательно. Сразу слышится что-то некрасивое, уродливое, представляются струпья, лохмотья, беззубый рот, образно говоря, нищенское обличие. И действительно, юродство имеет в происхождении своим корнем слово «урод». В Евангелии от Матфея мы встречаем «юродивых дев» (Мф. 25:1), где это слово употребляется в первоначальном, прямом своем значении, то есть «глупые».
В греческом языке для обозначения данного понятия употребляется существительное salos, означающее «качающийся, колеблющийся» или же «человек, неспокойный умом», то есть помешанный. Почему же все эти неприятные эпитеты должны относиться к людям, которых у нас почитают святыми блаженными? Откуда такое несоответствие? Ведь подвиг юродства считается в православии самым сложным. Поэтому даже не пытайтесь повторить его в домашних условиях.
В Новом Завете о специфическом свойстве христианской проповеди мы слышим от апостола Павла:
Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (1 Кор. 1:18), Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор. 1:21).
Получается, что сама Истина христианского вероучения в глазах мира кажется безумием. И далее апостол учит:
Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, то будь безумным, чтобы быть мудрым (1 Кор. 3:18)
Это уже прямой призыв быть юродивыми Христа ради. И к нему, по большому счету, должны быть готовы мы все. Почему же лишь немногие брали на себя такой радикальный и большой подвиг? Потому что если для достижения святости нужна безоговорочная решимость, то для того, чтобы стать на путь юродствования, необходима решимость в кубе. Итак, кто же такие эти «люди Божии» или, как их еще называли, «Божии дураки»?
Ими называют тех, кто, последовав за Христом, отрекся от всего в мире и облекся в личину видимого безумия. Важным моментом является то, что дураками они именно казались для окружающих, причем делали это преднамеренно, но сами сумасшедшими не были. В этом, собственно говоря, и заключается исключительный подвиг юродства, на первый взгляд, совершенно непонятный для обывателей.
В чем же смысл такого видимого дурачества, мнимого безумия? Неужели цель его ― только привлечь к себе внимание, как мы видим это в современном эпатаже? Вовсе нет. И даже правильнее будет сказать, что главный смысл его заключается как раз в противоположном.
Можно выделить три главные причины или задачи такого «неадекватного» поведения юродствующих, хотя на самом деле их, конечно, больше:
- стяжать наибольшее смирение через добровольное привлечение к себе насмешек и поруганий от окружающих;
- обличить мирскую неправду, внешнее благочестие;
- скрыть свои истинные добродетели.
Говорящие на непонятном языке
В чем же конкретнее заключается данный специфический вид святости? Как непредсказуемо ведут себя юродивые Христа ради? Кроме того, что они, как правило, не имеют определенного места жительства, отличаются крайне аскетическим образом жизни, они часто ходят нагими, указывая на близость к состоянию первозданной непорочности Адама.
Отдельное внимание привлекает способ передачи информации юродивыми. Это их особенная манера «говорить» странными поступками, делами, часто непонятными для окружающих. Следует отметить, что все эти святые были наделены даром прозорливости. Но свои пророчества они зачастую облекали не в прямую, а в иносказательную форму при помощи разных знаков, символов, необычного поведения.
Так, например, известная подвижница Паша Саровская любила насыпать в чай много сахара тем, кого ожидали впереди большие несчастья. Царю Николаю II она даже насыпала его столько, что чай вылился через край, предсказав тем самым его горькую судьбу. Она же любила передавать свои предсказания с помощью любимых кукол, которыми была уставлена вся ее кровать.
Также юродивые Христа ради могут часто вести себя внешне аморально, попрекая общепринятые христианские нормы. К примеру, Симеон Эмесский демонстративно ел мясо на Страстной Седмице, Феофил Киевский приносил в церковь охапками жуков и пауков и выпускал их там. Смысл такого поведения, так называемого «перевернутого благочестия», заключался в обличении внешнего, законнического поведения христиан, стремлении указать на глубинную суть веры.
Зачастую за таким поведением скрывалось то, чего не видел внешний взгляд, но что было открыто святым. Так, например, однажды Василий Блаженный бросил камень в икону, которая почиталась за чудотворную. Позже оказалось, что под верхним слоем краски на ней был изображен бес ― икона была адописной. Этот юродивый Христа ради, кроме того, любил закидывать камнями дома благочестивых людей, а на домах неблагополучных семей он целовал стены. Люди недоумевали. А потом выяснилось, почему он так делал. На стенах первых висели бесы, которых не пускали к себе, а на стенах вторых плакали ангелы.
Чем юродствующие отличаются от блаженных?
Очень часто прославленных юродивых называют еще святыми блаженными. Такое наименование является общепринятым, хотя существуют и различия между двумя этими формами святости. Блаженные ― это люди, которым свойственна детская незлобивость, кротость в полнейшем своем проявлении. Они никогда не ответят на обиду или оскорбление, всегда отступят и скроются в тени. Понесшие же подвиг юродства отличаются от них своей активной позицией в социуме, они стараются своим поведением растормошить и обличить общество.
Их называют еще людьми Божиими, но не всегда для таких подвижников было характерно юродство. Взять, например, Алексия, человека Божия, который не делал ничего вызывающего для окружающих. А именно такая социальная направленность — внешне демонстративное поведение — и отличает юродствующих от блаженных и Божиих людей. Причем находившиеся сами на периферии общества, юродивые Христа ради не боялись выступать с обличением даже против верхушки власти, даже против царей.
Феномен юродства в истории
Интересно, что некоторые черты юродствования святых встречаются еще в Ветхом Завете. Ими были отмечены некоторые необычные поступки пророков Исаии, Иезекииля, Осии. В новозаветные времена подвиг юродства впервые упоминается в V веке. В «Лавсаике» Палладия (рассказы о жизни святых отцов) присутствует некая монахиня, жившая в одном из восточных монастырей, которая притворялась бесноватой, одевала тряпье на голову вместо монашеского куколя, делала самую грязную работу и терпела постоянное поругание от сестер. Соответственно ее почитали за сумасшедшую, но позже она оказалась святой блаженной.
В истории Евагрия уже в VI веке упоминаются некие аскеты-травоядцы, boskoi, которые жили в пустынях среди диких зверей. Возвращаясь в город, они вели себя так же, как и в пустыне, ходили в одних набедренных повязках и притворялись сумасшедшими. Но самый первый собственно юродивый Христа ради, имя которого нам известно, жил в VII веке в Сирии. И звали его Симеон Эмесский.
Характерно, что в западных странах юродство не «прижилось». Иногда оно встречается только в качестве какого-то определенного периода в житии некоторых святых. А вот наибольшую известность оно получило на Руси. Русской Церкви известно более тридцати людей Божиих, прославленных в этом редком подвиге.
Первым юродивым на Руси традиционно принято считать Исаакия Печерского, того самого, которого вначале прельстили бесы и заставили его плясать. После исцеления он усугубил свой подвиг. Однако юродство в его жизни тоже было только определенным этапом. Первым же в подлинном смысле юродивым Христа ради на Руси можно считать Прокопия Устюжского, жившего в Новгороде в XIII веке и имевшего иностранное происхождение.
На XVI столетие приходится расцвет юродства на русских землях. Причем оно настолько здесь прижилось и получило большую популярность, что во времена Петра I Церковь даже вынуждена была издать запрет на него. Кроме того, появилось много лжеюродивых, так называемых «кликуш» и просто сумасшедших, которых можно было принять за святых блаженных. Последней по времени и наиболее известной настоящей русской подвижницей на этом пути можно считать Ксению Петербургскую.
Почему больше всего юродивых было на Руси?
Почему же подвиг юродства так обильно проявился именно на Руси, что его можно назвать едва ли не специфической формой русской святости? Причем характерно, что часть просиявших в этом подвиге святых были выходцами из западных стран. Среди них: Прокопий Устюжский, Исидор и Иоанн Ростовские. Неужели для того, чтобы юродствовать, обязательно необходимо было оказаться на Руси? Возможно, что и так. В чем же здесь секрет?
Вполне вероятно, что данный вид святости очень хорошо пришелся под традиции народной смеховой культуры. Стоит вспомнить, какой популярностью здесь пользовалось всякого рода скоморошество и шутовство. Однако ведь не смеха одного ради существует это подвижничество. Смех в юродстве даже не очистительный, а обличительный. Он призван возвестить Истину Божию, поправ правду человеческую.
Русский народ издревле считается правдолюбцем и правдоискателем. И именно за это, надо полагать, так полюбились жителям Руси юродивые Христа ради. Большой честью считалось пожалеть и облагодетельствовать такого святого, и большим грехом — обидеть человека Божия. К юродствующим прислушивались как к пророкам или к голосу совести. Только они могли сказать правду Божию в глаза, невзирая на лица и социальные отличия.
К тому же для русских людей характерны определенные максимализм и крайности. Юродство ― это как раз такой подвиг, который довел подвижничество и аскетизм до предела. Вот почему большая часть святых, просиявших в этом подвиге, подвизалась именно на русских землях.
Наиболее известные примеры подвижников
Из византийских святых юродивых Христа ради у нас более всего известен Андрей Константинопольский, в основном, в связи с историей праздника Покрова. Среди своих святых в народе наиболее прославились: Прокопий Устюжский, Авраамий Смоленский, Никола Псковский, Иоанн Ростовский, Максим Московский, Исидор Ростовский, ну и конечно же, Василий Блаженный и святая блаженная Ксения Петербургская.
«Цепочка» юродствующих святых стариц поддерживала духовную чистоту в Дивеевской обители в XIX ― начале XX века, по очереди сменив друг друга на «посту»: Пелагея, Параскева и Мария Саровские. Некоторые юродивые Христа ради жили почти в наше время. На территории Украины подвизались Феофил Киевский, прославленный в 2014 году Варфоломей Чигиринский и еще не канонизированная, но широко почитаемая в народе старица Алипия Киевская.
Смотрите также документальный фильм об этих необычных людях: