Почему апостола Фому называют неверующим?
Содержание:
Мы часто попросту не задумываемся, что вкладываем в фразеологизм «Фома неверующий». Каким на самом деле был этот ученик Христа? В каком смысле его можно назвать неверующим? Специально ко дню памяти апостола Фомы, который Православная Церковь чтит 19 октября, наша редакция нашла ответы на эти вопросы.
Неидеальные апостолы
Евангельское повествование отнюдь не похоже на выглаженный текст с идеальными героями. Идеальным перед нами предстает разве что Христос, но его ученики в начале служения еще так далеки от совершенства… В некотором смысле фарисеи и книжники не зря упрекали Иисуса в том, что Он ест и пьет с мытарями и грешниками
(Мф. 9:11).
Евангелие не скрывает от нас того, что Иуда Искариот предал Спасителя. Не оправдывает Петра, трижды отрекшегося от Учителя. Но, согласно Преданию, Петр до конца своей жизни оплакивал свой грех. На его лице даже появились борозды от потока слез.
Непросвещенные Духом Святым апостолы даже спорили, кто из них в Царстве Небесном будет сидеть по правую и левую руку от Спасителя.
Но первым в народном «рейтинге» апостольских оплошностей, кроме Иуды Искариота (он вообще «вне конкуренции»), обычно ставят так называемого Фому неверующего. Имя этого апостола даже стало нарицательным. Да и употребляется оно далеко не в богословском и тем более не в позитивном контексте.
Но таким ли был апостол Фома, как его рисуют? Почему Христос с такой любовью реагирует на его неверие? Как закончил свою жизнь этот ученик Христов и за что его канонизировала Церковь?
Фома неверующий: за что апостол получил такое название?
Апостол Фома принадлежал к 12 избранным ученикам Христа. Он родился в галилейском городе Панеаде и, как многие последователи Иисуса, был рыбаком. По-еврейски его имя звучало как «Близнец», а по-гречески — «Дидим».
Услышав проповедь Спасителя, он пошел вслед за Христом. Евангелисты очень скупо изображают характер этого апостола. Пожалуй, самым цитируемым можно назвать эпизод, произошедшим уже после Воскресения Христова. Об этом рассказывает евангелист Иоанн Богослов.
Воскресший Иисус явился своим ученикам. Он прошел через запертую дверь (апостолы закрылись, так как побаивались иудеев) и предстал перед их глазами. Христос обратился к апостолам со словами «Мир вам!». Чтобы они не усомнились, Он показал им свои раны от гвоздей и копья. Увидев Спасителя, апостолы обрадовались.
Но среди них не было Фомы. Услышав рассказ о том, что Христос воскрес, Фома не поверил. И произнес многим известную фразу:
если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. (Ин. 20:25)
За эти слова ученик и получил название «Фома неверующий». Но действительно ли он был неверующим?
Неверующий или сомневающийся?
Если вы внимательно прочитаете Евангелие, то просто не сможете назвать этого апостола неверующим в современном понимании. По нашим меркам, простите за тавтологию, Фома был очень даже верующим.
Он поверил Христу еще тогда, когда впервые услышал проповедь Спасителя. Апостол был готов даже пострадать вместе с Христом. И это в то время, когда ученики Иисуса еще не были просвещены Духом Святым.
Вспомним тот эпизод, когда Христос собирается в Иудею, чтобы воскресить Лазаря. Апостолы отговаривают Его от такого решения:
Равви! давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? (Ин. 11:8)
Ученики колеблются, Христу приходится говорить прямо: Лазарь умер. И только Фома прямо и решительно говорит:
пойдем и мы умрем с ним. (Ин. 11:16)
И какой он после такого свидетельства Фома неверующий? В это время ему еще было многое не открыто, он не понимал, через какие испытания следует пройти Христу, но даже в это время был готов умереть вместе со Спасителем. Не просил себе места в Царстве Небесном, не ждал земного благоденствия для всего Израиля.
Фома любил Христа и был готов ради Него пойти на жертву. Вот поэтому Христос через восемь дней после воскресения снова является ученикам, но в этот раз только ради апостола Фомы:
подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. (Ин. 20:27)
Вспомним, как вел Себя Спаситель, когда книжники или фарисеи просили от Него чудес и знамений. Он обличал их неверие и лицемерие.
Но Фома не был похож на тех людей. Он верил в Бога, но пока не понимал смысла Воскресения. И Христос снисходительно относился к этой немощи ученика, разрешая ему даже проверить раны.
Когда же апостол увидел перед собой Спасителя и услышал Его слова, он окончательно изменился. Ему уже не надо было ничего проверять. Но многие иконописцы и художники часто изображают его так, будто апостол вот-вот коснется раны от копья на теле Спасителя. Евангелие точно говорит нам лишь об одном — ученик воскликнул: Господь мой и Бог мой!
. После этого уже точнее язык не повернется назвать Фому неверующим.
О чем молятся апостолу Фоме?
Свою глубокую веру апостол засвидетельствовал служением. Благодаря его проповеди христианство распространилось на территории Индии, Эфиопии. Считается, что он также основал церкви в Палестине и Месопотамии.
За активную проповедническую деятельность он и принял мученическую смерть. По преданию, после обращения в христианство жены и сына правителя города Мелиапура в Индии Фома оказался в тюрьме. После многочисленных пыток его убили, пятикратно проткнув копьем.
Части его мощей находятся в Индии, Венгрии и на Святой горе. Верующие с разных уголков планеты обращаются к святому с разными просьбами, но чаще всего молятся о даровании веры.
Много интересного об апостоле Фоме вы узнаете из этого документального фильма: