О следствиях падения наших прародителей по изображению святых отцов и учителей Церкви
1-е следствие: потеря благодати Божией
Об этом блаженный Августин так говорит: "Как только совершилось нарушение заповеди, тотчас оставила праотцов благодать Божия, и они устыдились наготы тел своих" (De civit. Dei XIII, 13).
2-е следствие: болезни, скорби, изнеможение
Повредивши все силы души, грех прародителей, как действие противоестественное, неизбежно произвел подобное же расстройство и в их теле, внес в него семена всякого рода болезней, усталости в трудах, расслабления и страданий. Все это признавали за следствие прародительского греха и учители Церкви, например: а) Феофил Антиохийский: "Из греха, как будто из источника, излились на человека болезни, скорби, страдания" (Theophil. ad Autol. II, 25); б) Ириней: "В осуждение за грех муж приял печали и земный труд, и то, чтобы вкушать хлеб в поте лица своего...; равно и жена прияла печали и труды, и воздыхания, и болезни рождения..." (Adv. haeres. III, 35; V, 23).
3-е следствие: смерть телесная
Василий Великий так учит об этом: "Адам, как согрешил по причине худого произволения, так умер по причине греха: оброцы бо греха, смерть (Рим. VI, 23); в какой мере удалился от жизни, в такой приблизился к смерти: потому что Бог — жизнь, а лишение жизни — смерть; поэтому Адам сам себе уготовал смерть через удаление от Бога, по написанному: удаляющие себя от Тебя погибнут" (Пс. LXXII, 27). (Беседы о том, что Бог не виновник зла, в Твор. св. отцов. Т. VIII, с. 155; Снес. слов. о подвижн. Там же, т. IX, с. 68).
Григорий Нисский: "По падении своем первый человек жил еще многие сотни лет; но не солгал Бог, когда сказал: в оньже аще день снесте от него, смертию умрете (Быт. II, 17), — ибо через то самое, что человек отчуждился от истинной жизни, над ним в тот же день исполнился приговор смерти, а через несколько лет после постигла Адама и смерть телесная". Златоуст: "Хотя много лет жили еще прародители, но как только услышали они: земля еси и в землю отыдеши, то приняли приговор смерти, — соделались смертными, и с тех пор, можно было сказать, что они умерли; для означения этого и сказано в Писании: в оньже аще день снесте от него, смертию умрете, т. е. услышите приговор, что отселе вы уже смертны" (In Genes, homil. XVII, п. 9; сн. homil. XVI, п. 6).
4-е следствие: помрачение разума
Св. Златоуст по этому поводу замечает: "Нет ничero хуже греха: вошедши в нас, он (грех) не только наполняет нас стыдом, но и делает безумными людей, прежде разумных и отличавшихся великой мудростью. Смотри, как неразумно теперь поступает тот, кто доселе отличался толикой премудростью, кто самым делом показал дарованную ему премудрость, и даже пророчествовал... Сколько безумия в том, что они стараются укрыться от Бога вездесущего; от Творца, Который все произвел из ничего, Который знает все сокровенное, создал на едине сердца людей, разумевает на вся дела их (Пс. XXXII, 15), испытует сердца и утробы (Пс. VII, 10), ведает самые движение сердца?" (In Genes, homil. XVII, п. 2).
5-е следствие: извращение воли и преклонность ее более ко злу, нежели к добру
Св. Василий Великий говорит: "Вскоре стал Адам вне рая, вне оной блаженной жизни, соделавшись злым не по необходимости, но по безрассудству" (Беседы о том, что Бог не виновник зла, в Тв. св. отцов, VII, 155).
Афанасий Великий: "Преступивши заповедь Божию, Адам вдался в греховные помышления, не потому, чтобы Бог сотворил эти помыслы, уловляющие нас, но потому, что дьявол всеял их обманом в разумной природе человека, впадшей в преступления и удалившейся от Бога, так что дьявол утвердил в естестве человека и закон греха, и смерть, царствующую через грех" (Contr. Apollin. lib. II, п. 6).
6-е следствие: искажение образа Божия
Эту мысль утверждают:
а) Василий Великий: "Человек сотворен по образу и по подобию Божию; но грех исказил красоту образа, увлекая душу в страстные пожелания" (Слово о подвижниках в Твор. св. отцов, т. IX, с. 68);
б) Макарий Великий: "Если монета, имеющая в себе образ царев, бывает испорчена, то и золото теряет цену, и образ ничего не пользует; то же испытал и Адам" (Homil. XII);
в) Феодорит: "Он (Адам), возжелавши быть Богом, погубил и то, чтобы быть образом Божиим" (In Paralipom. quaest. I).
7-е следствие: изгнание из рая
Рай был блаженным жилищем для невинного человека и уготован для него единственно по бесконечной благости Творца; теперь, когда человек согрешил и прогневал своего Владыку и Благодетеля, виновный соделался недостойным такого жилища и справедливо изгнан из рая: и изгна его Господь Бог из рая сладости, делати землю, от нее же взят бысть (Быт. III, 23), мысль, которую весьма часто повторяли учители Церкви.
8-е следствие: потеря или уменьшение власти над животными
(Православное исповедание, ч. I, ответ на вопрос 22). Власть эта основывалась на том, что человек создан был по образу Божию (Быт. I, 26); следовательно, как скоро через грех образ Божий помрачился в человеке, неизбежно должна была ослабеть и власть его над животными. "Смотри, — говорит св. Златоуст, — пока Адам еще не согрешил, звери были рабами ему и покорными, и он, как рабам, нарек им имена; но когда он омрачил вид свой грехом, тогда звери не узнали его и рабы соделались его врагами... Пока Адам сохранял чистым свой вид, созданный по образу Божию, звери повиновались ему, как слуги; но когда он помрачил этот вид непослушанием, они не узнали своего господина, возненавидели его, как чужого" (Exposit. in Psalm. III, Opp. Т. V, p. 3—4, ed. Montfauc). "Впрочем, — прибавляет тот же учитель в другом месте, — хотя Адам нарушил всю заповедь и преступил весь закон, Бог лишил его не всей чести и отъял у него не всю власть, но изъял из подначальства его только тех животных, которые не очень пригодны ему для потребностей жизни, а которые необходимы и полезны и много могут служить нам в жизни, тех всех оставил в услужение нам".
9-е следствие: проклятие земли в делах человека
"Проклята земля в делах твоих...; терния и волчцы возрастит тебе (Быт. II, 17, 18). "И справедливо это проклятие, — замечает св. Златоуст, — ибо как для человека земля создана, чтобы он мог наслаждаться всем, происходящим из нее; так теперь ради человека согрешившего она предается проклятию, чтобы проклятие ее послужило во вред благоденствию и спокойствию человека" (In Genes, homil. XVII, п. 9). (Догматическое богословие Макария. Т. II, с. 184—190 и другие указания в своем месте, источн.).
Из книги прот. Григория Дьяченко "Борьба с грехом"