X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Обновление и мироточение икон

Явление мироточения икон известно давно. Оно представляет собой выделение из образа иконы некоего светлого маслянистого вида вещества, которое вовсе не тождественно священному миру, применяемому в таинстве миропомазания. Выделяющаяся жидкость лишь напоминает миро, при этом от нее исходит такое же благоухание.

 

Мироточения икон отличаются друг от друга по виду, цвету и консистенции образующейся жидкости. Она может быть густой, тягучей, как смола, или же напоминать росу (в последнем случае мироточение иногда называют елеоточением или росоточением).

 

Известны случаи мироточения не только оригиналов икон, но и их копий, литографий, фотографий икон, фресок, а также металлических икон. Это явление всегда становилось знамением какого-либо события в истории.

Повсеместное мироточение икон в истории России, как правило, происходило в переломные эпохи.

«Мироточение — это одновременно и призыв к покаянию, и проявление милости, знак того, что горний мир к нам близок. Дело в том, что явление истинного чуда, приближение к нам благодати Божией у человека всегда вызывает чувство покаяния, чувство собственного недостоинства. В отличие от лжеявлений, которые могут вызывать совершенно другие чувства. И эти явления на православном языке называются прелестями».

 

Подтверждением этого может быть летописная история, связанная с иконой Устюжского Благовещения, которая сейчас находится в Кремле. Икона находилась в Великом Устюге. В ХIII веке, в 1285 году, там жил блаженный юродивый Прокопий Устюжский. Он жил на паперти храма и в какое-то время стал горячо призывать всех людей покаяться, потому что на город надвигается наказание за грехи. И гнев Божий можно отвратить только покаянием. Над ним смеялись, его прогоняли. Через некоторое время на город надвинулась темная туча, стало темно, как ночью, разразилась буря. В храме стоял Прокопий Устюжский и молился перед иконой Благовещения: «Изгладь меня из Книги жизни, Господи, но спаси этих людей». И когда люди, напуганные небывалой силы стихией, стали молиться и каяться, на иконе Благовещения Матери Божией появилось миро, истекшее несколькими струями, туча отошла от города и в 20 верстах от Великого Устюга, в знаменитой роще, разразилась каменным градом, который на протяжении нескольких верст выжег полностью лес.

Знаком предупреждения о грядущих тяжелых событиях также считается падение икон. Часто рассказывают, что когда из божницы падает икона — это знак события или масштабного характера, типа войны, или какое-либо неблагоприятное событие для конкретной семьи.

Большинство верующих считают мироточение иконы благодатным знаком. Миро, источаемое чудотворными иконами, собирается и раздается прихожанам, так как оно излечивает от многих заболеваний, в том числе и неизлечимых.

Известная и почитаемая икона Тихвинской Божией Матери, которая, по преданию, была написана святым евангелистом Лукой, вошла в историю благодаря своей чудотворной силе. В 1383 году, за 70 лет до взятия и разорения Константинополя (Царьграда) турками, икона чудесным образом исчезла из Византии. Это сочли дурным предзнаменованием — и действительно, в 1453 году Византийская империя пала под ударами турок-османов. В том же 1383 году исчезнувшая святыня необычайным образом появилась на Руси, в земле Новгородской.

Летописи сообщают, что вскоре после явления образа в земле Новгородской торговые гости из Новгородчины посетили Царьград, где сам патриарх расспрашивал их, не слышно ли на Руси о новоявленной чудотворной иконе Богоматери. Купцы рассказали всё, что знали о явлении Тихвинской. Когда сопоставили время исчезновения образа из Константинополя и явления его на Тихвинке, а также сличили их описания, выяснилось, что речь идет об одной и той же иконе.

Трижды горел деревянный храм, выстроенный для новоявленной иконы, но всякий раз образ оставался целым и невредимым. В начале XVI века великий князь Василий III построил для чудотворного образа каменный храм, а его сын царь Иоанн Грозный, приехавший на поклонение святыне, повелел основать Тихвинский Успенский мужской монастырь — специально для сохранения образа и его молитвенного прославления. Гораздо позже, в 1773 году, славен град Тихвин, разросшийся у монастырских стен, получит статус города, но по традиции он ведет свою историю с 1383 года — от первого появления на Руси иконы Тихвинской Божией Матери.300
Во времена смутного лихолетья, в тяжелейший для России период войны за свободу и национальную независимость, Тихвинская икона явила еще одно чудо, вследствие которого её стали почитать как Заступницу северо-западных земель России.

В 1613 году Новгород и его окрестности заняли шведские войска. Завладели и Тихвинским монастырем, но вынуждены были его оставить. Тогда шведы обложили монастырь и начали осаду. Местное население, искавшее защиты и убежища в монастырских стенах, слезно молилось Богоматери перед ее чудотворным образом о спасении от неприятеля. И тогда одной из молящихся, прежде исцелившейся у образа от слепоты, явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела объявить всем ее волю: «Да возьмут икону мою и обойдут по стенам вокруг и узрят милость Божию!» Так и сделали. Когда шведы увидели это шествие, их внезапно охватил панический страх, и войско обратилось в бегство.

Через год шведы вновь предприняли попытку захватить монастырь — на этот раз было решено стереть обитель с лица земли, а чудотворный образ изрубить топорами на куски. Узнав об этих планах, защитники обители испугались за святыню и решили увезти ее в Москву. Но икону не смогли даже сдвинуть с места — она будто приросла к стене. Это сочли за знамение и принялись молиться Богородице о спасении. И тогда вдруг неприятелю привиделось огромное русское войско, идущее к монастырю, и в страхе шведы бежали от обители — теперь уже навсегда.

В феврале 1617 года в деревне Столбово близ Тихвина русские и шведы заключили у иконы Тихвинской Божией Матери Столбовский мир. По условиям этого договора захватчики освобождали Новгород, Старую Руссу, Ладогу и другие города.

Собственно, с тех пор эта икона считается защитницей и покровительницей северо-западных краев Руси. В сказании об иконе перечисляется множество сотворенных ею чудес, она почитается также как попечительница детей и юношества. День празднования Тихвинской иконы — 9 июля (по старому стилю — 26 июня).

В советское время в самом начале антицерковной борьбы большевики столкнулись с огромной религиозной силой русского народа, который твердо возглашал: «С нами Бог!» Воспользовавшись голодом в Поволжье для нанесения решающего удара по Церкви, советские власти начали в 1922 году изъятие церковных ценностей, но встретили активное сопротивление. Несмотря на помощь обновленцев-раскольников, кампания протекала не так, как представлялось безбожникам. О торжестве православия свидетельствовали не только несгибаемость гонимого духовенства и мирян, но и многочисленные чудотворения и обновления икон.

16 февраля 1922 года в с. Софьино у крестьянина на глазах у граждан обновилось три иконы, среди них — Серафима Саровского. В двухнедельной госинсводке уполгуботдела по Кирсановскому уезду с 5 по 22 марта 1922 года говорилось: «В Инжавинской волости распространяются слухи, что в лесу, 4 версты от Инжавино, в пустыне, где живут монашки, обновилось 2 иконы. В с. Усово Куровщинской волости обновились 2 иконы. За февраль и половину марта по Кирсановскому уезду обновилось 13 икон». В госинсводке с 20 марта по 5 апреля 1922 года сообщалось, что «Кирсановский уезд подвергся эпидемии распространения обновленных икон. За этот период обновилось 37 икон. Они изъяты, ведется расследование. К обновленным иконам приглашаются священники для совершения молебнов, где граждане обращаются за разъяснением, в большие рассуждения не входят, а говорят, что благодать Божия. Такие случаи в Кобяках, Соколово, г. Кирсанов».

За 1924 год, по официальным данным, обновилось до 1000 икон. В 1925 году Липецкий уком сообщал, что только «в одной Грязевской волости обновилось в 10 селах около 60 икон».

Из села Павловка Сосновской волости докладывали, что «в июле 1926 года на краю села открылся чудотворный колодец». В августе к колодцу был совершен крестный ход, собравший до тысячи человек. Паломничество продолжалось до глубокой осени. Только 7 ноября «колодец был закрыт, часовня разобрана, сруб сломлен, икона передана верующим».

Постепенно число обновлений икон уменьшалось. Православное духовенство и миряне подвергались репрессиям, оставшееся же население всё более приобретало черты «советского человека», чаще равнодушного или даже враждебного проявлениям какой бы то ни было религиозности.

История православной церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями за всю историю христианства. Большинство из них — образы Божией Матери, Небесной Заступницы человеческого рода.

 

Главным основанием для почитания того или иного образа чудотворным служило удостоверенное дарование конкретной помощи людям, будь то исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении (Елецкая-Черниговская, Ченстоховская-Тывровская, Царевококшайская, Жировицкая, «Милующая», Ахтырская, Галичская, Дубовицкая), исходило благоухание («Слезоточивая»), звучал голос («Скоропослушница», Югская, Смоленская-Соловецкая), икона сама собой обновлялась (Касперовская) или оживало изображение на ней («Нечаянная радость», Серафимо-Понетаевская).

От некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы, миро. Истечение крови («Закланная», Долисская, Ченстоховская, Иверская, Кипрская, Пахромская, «Нечаянная Радость»), как правило, происходило "из нанесенной образу раны — для вразумления людей, оскорбивших святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы («Плачущая», Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская, Пряжевская, Рядитенская, Казанская-Высочиновская, Казанская-Каргопольская, «Умиление» — Новгородская, Каплуновская, Мирожская, «Знамение» — Новгородская, Корсунская-Изборская), воспринимались как знак скорби Божией Матери о грехах человеческих и как знак милосердия Владычицы, плачущей о своих чадах.

 

С 16 по 24 апреля 1662 года плакала Ильинско-Черниговская икона Божией Матери. Это случилось спустя четыре года после написания образа. Впоследствии эта икона прославилась многими дивными чудесами, описанными святителем Димитрием Ростовским в книге «Руно Орошенное».

 

В 1854 году епископ Романский Мелхиседек стал одним из очевидцев истечения слез от иконы, получившей впоследствии название Плачущей (в Румынском Сокольском монастыре). Владыка говорил, что подобные события происходили и в древности и что это «всегда предвещало тяжкие испытания для Церкви Христовой и для Отечества».

 

Церковному преданию известно несколько икон, от которых источалось святое миро. В XIII веке после усердной молитвы блаженного Прокопия и людей о спасении от каменного града Великого Устюга по иконе Благовещения (Устюжского) потекло миро — знамение совершившегося над городом милосердия Богоматери. 16 сентября 1392 года миро возникло от десницы Богоматери на Толгской иконе. На пятой седмице Великого поста 1635 года в Оранском Богородицком монастыре Нижегородской епархии во время вечернего славословия с акафистом на Владимирской-Оранской иконе от главы Младенца Иисуса истекло миро, и весь храм наполнился благоуханием. В 1848 году в Москве, в доме полковника Д. Н. Бонческула, находился только что написанный список чудотворной иконы «Споручница грешных». В Пасху икона заблестела и на ней увидели капли, похожие на дождевые. На ощупь они были маслянисты и благоухали. Через помазание чудной влагой получили исцеление больные. Образ пожертвовали в храм, где он прославился и другими чудотворениями.

Наряду с мироточением знамением является и обновление иконы. Оно представляет собой чудесное, самопроизвольное прояснение изображения на иконах. Характер обновлений разнообразен. Иногда икона обновляется постепенно, в течение нескольких дней или недель, иногда — мгновенно, при этом от нее может исходить сияние или вспышка света. Порой просветляется лишь часть изображения. Случается, что обновившаяся икона начинает благоухать.

Обновление иконы Церковь воспринимает как знак милости Божией, как призыв к народу о покаянии и усердной молитве. Факты чудесного обновления икон известны в православной церкви с давних пор.

 

Так, в 1739 году Калитинский, владелец местечка Тыврово Подольской епархии, приобрел список чудотворной Ченстоховской иконы Божией Матери и поместил его в своем доме. Спустя год от иконы стало исходить необычайное сияние. Икону перенесли в местную церковь и поставили в алтаре на горнем месте; на поклонение к ней стекалось множество богомольцев, получавших помощь и исцеление. Чудотворный образ получил название Ченстоховский-Тывровский.

В феврале 1840 года в Херсонской губернии помещица Касперова во время ночной молитвы перед иконой XVI века заметила, что лики Богоматери и Богомладенца просветлели. Впоследствии от иконы, получившей название Касперовской, совершилось много чудес и исцелений, на основании которых она была признана чудотворной.  

300


В истории России известен случай и чудесного потемнения иконы. Феодоровская икона Божией Матери прославилась чудотворениями еще в XII веке. Именно ею в 1613 году в Ипатьевском Костромском монастыре был благословлен на царство первый из государей династии Романовых — Михаил Феодорович, и с той поры она считалась фамильной святыней дома Романовых. В период с 1914-го по 1918 год, перед злодейским убийством последнего государя и его августейшей семьи, древняя чудотворная Феодоровская икона, находившаяся в Костроме, почернела, хотя еще в 1913 году, как свидетельствуют фотографии, были отчетливо видны детали изображения. Потемневшей икона остается на протяжении всего XX столетия.

Из книги Н. Гришечкиной «Чудотворные иконы на Руси»

Источник: http://www.bibliotekar.ru/rusIcon2/37.htm


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Чудеса, совершенные Иисусом Христом
Чудеса, совершенные Иисусом Христом
Комментарии