Обновление святых икон в начале XX века
Вплоть до XX века мироточение или елеоточение иконы было редким, исключительным явлением. Массовые знамения наблюдаются в России только в XX веке. Первый такой период приходится на начало 1920-х годов.
Первообразом чудес в объятой смутой России было открытие иконы Николая Чудотворца, написанной над Никольской башней Кремля. Произошло оно весной 1918 года и описано множеством очевидцев. Будущий архиепископ Иоанн (Шаховской) видел его еще мальчиком. Образ святителя Николая, поврежденный при Наполеоне, а затем уязвленный при расстреле Кремля большевиками, сохранился все-таки в основе своей невредимым, и поэтому новые власти завесили его красным полотнищем.
И вот в тихий солнечный день москвичи увидели, что оно сперва разорвалось сверху донизу, а потом ленточками стало отрываться и спадать вниз. Собралась толпа молящихся, а 22 мая со всех концов по Первопрестольной прошел с молитвой большой крестный ход.
Второе чудо обновления произошло в матери городов русских — Киеве, находившемся тогда временно также в оковах богоборцев. В одно октябрьское утро вдруг обнаружилось, что купола почитаемого древнего храма неожиданно ночью сделались как бы вновь позолоченными. Местные жители рассказывали, что площадь вокруг него осветилась ярким облаком, которое приняли за пожар. А потом оказалось, что не только купол засиял червонной позолотою, но и росписи с иконами внутри, включая старенькую Плащаницу.
Обновления стали настолько многочисленными, что в одном только Новгородском уезде (не губернии) их в 1925 году перепугавшиеся противники веры насчитали более полутора сотен. Причем они, по их кощунственным отчетам, «поражали» одну за другою деревни. Совершенно новым стало пиление изображений Пречистой Девы на стекле. В середине 1920-х годов в подмосковной деревне в избе на окне стал проявляться лик Казанской Заступницы, причем только когда пастух вечером вел мимо по дороге стадо. Нагрянувшая комиссия установила, что стекло было принесено из разграбленного помещичьего дома, где стояло перед чтимой иконой. Тайну возникновения отображения не раскрыли, но на всякий случай его вынули и разбили.
В 1964 году молния ударила в старинный деревянный храм во имя Иоанна Богослова на Ишне, что близ Суздаля. Она спустилась вдоль иконостаса, завязала узлом увесистый бронзовый подсвечник — а потом, пройдясь по иконе Распятия Христова, обновила ее и вылетела вон. Об этом невиданном прежде случае написал замечательный исследователь нашей отечественной старины и новизны Александр Николаевич Стрижов, видевший нерукотворно «отреставрированную» икону вскоре после происшествия.
В 1923 году прокатилась череда обновлений икон. Так, 9 июля 1923 года у прихожан станции Пограничная Георгия Васильевича и Елизаветы Ивановны Журицких обновилась икона святого мученика Иоанна Воина. Эта икона была достаточно ветхой, очень темной, с едва заметным ликом.
Долгое время она находилась в киоте под стеклом, которое не открывалось. Икона была написана на дереве, она была украшена ризой и венчиком вокруг из фольги золотистого цвета. Совершенно неожиданно икона стала необыкновенно светлой, с отчетливо прояснившимся ликом святого и обновившейся фольговой ризой. После столь чудесного события владельцы иконы пожертвовали ее в местный храм.
10 июля того же года обновилась Казанская икона Божией Матери и икона святителя Николая у жителя соседнего с Пограничной поселка Благовещенского Ивана Дмитриевича Кондратюка. Владельцем этой иконы Иван Дмитриевич являлся уже 42 года, за это время Казанская икона заметно потемнела и утратила отчетливость своих очертаний. Однажды хозяйка дома во время утренней молитвы заметила просветление иконы. Обратив внимание на чудесное явление, хозяйка немедленно позвала дочь, которая также стала свидетельницей самого процесса просветления иконы.
Практически в это же самое время были зафиксированы следующие факты обновления икон:
1. Икона Спасителя у прихожанки станции Пограничная Матрены Викуловны Мотях. Икона была приобретена хозяйкой 42 года назад. Ее писали красками, и несмотря на свою простоту, она была достаточно хорошо сделана. После обновления хозяйка пожертвовала икону в Харбинский собор.
2. Иверская икона Божией Матери у прихожанина Михаила Прокопьевича и Варвары Андреевны Романюк.
3. Икона святого великомученика Георгия Победоносца в доме большевика, но верующего человека Василия Ананьевича Беликова. Икона была приобретена его матерью, богобоязненной женщиной, 16 лет назад. Ее образ был отчеканен на жести. После обновления икона стала блестеть, как будто только что была изготовлена на фабрике; остались только кое-где ничтожные пятнышки, показывающие, какой икона была до обновления. Обновление иконы произошло в тот момент, когда хозяин молился. Икона висела в переднем углу. Во время молитвы хозяин заметил яркий блеск, причем обновление иконы последовало в течение суток. О просветлении иконы он никому не говорил, кроме своей матери, боясь различных кривотолков. До обновления икона была совершенно темная, покрыта пылью и засижена мухами.
Весной 1925 года произошло обновление Иверской иконы Божией Матери у Василия Александровича и Марии Михайловны Ушановых, проживающих в Харбине. Обновление сопровождалось особенным, необыкновенным знамением. Сами владельцы иконы описывают это знамение следующим образом. В. А. Ушанов, придя домой, по обыкновению направился помолиться перед иконами в другую комнату. В комнате горела лампада. Перейдя через порог, он почему-то начал читать «Воскресение Христово видевше...» и увидел «полон угол огня»... Это явление вызвало у него смущение, он испугался, не стал молиться и вышел из комнаты, но о случившемся никому ничего не сказал. В среду перед Троицей дети заметили белое пятно по подбородку лика Божией Матери. Затем постепенно стали просветляться все черты лика, как Божией Матери, так и Спасителя. В течение двух месяцев просветлели пречистые руки и ноги Божией Матери и Спасителя. Явление света, виденное В. А. Ушановым, повторилось 16 августа. Около 9 часов вечера вдруг увидели в углу, где иконы, несколько раз вспыхивавший свет голубого и белого цвета. Вспышки света повторялись до 25—30 раз.
Сегодня также наблюдается тенденция повсеместных знамений от икон, начало которых можно отнести к 1991 году. Как и в прежние века, знамения от икон чаще всего даются в дни Великого поста — время сугубого покаяния и сокрушения о грехах. Нередко они соотносимы с двунадесятыми праздниками, памятью конкретной Богородичной иконы или святого.
В наши дни благодатная роса или миро часто выступает не на одной, а на нескольких иконах храма, на киотах, распятиях. Бывает, влага появляется и набухает на стекле, покрывающем образ, или выступает на самой иконе под ним. Древность или новизна иконы, ее материал не имеют значения: мироточат изображения на дереве и бумаге, стекле и металле, источают миро фотографии и репродукции икон (в том числе на настенных плакатах, карманных календариках, изображения икон в богослужебных книгах и др.).
Вот один из примеров. На первой седмице Великого поста 1996 года в храме села Нижняя Байгора Воронежской области мироточит Иверская икона Божией Матери: 24 февраля, в канун Прощеного воскресенья, миро от образа текло потоком, так что под икону положили полотенце, а храм наполнился неизреченным благоуханием. В Чистый понедельник миро истекало из-под венца и от чела Богоматери; во вторник — каплями по всей иконе; в среду — икона высохла, а из очей Владычицы полились слезы.
Обновления и мироточения чаще наблюдаются в восстанавливаемых или вновь открываемых церквах и обителях. Например, в Санкт-Петербургской епархии в 1990 году они происходили в переданных Церкви монастырях (Иоанновском и Новодевичьем), монастырских подворьях (Валаамском и Зеденецком), в нескольких приходских храмах — вскоре после того, как их здания были возвращены Церкви и в них начала возрождаться богослужебная жизнь.
В Кирсанове в конце 40-х годов на фронтоне Успенского собора чудесным образом обновилась роспись — изображения святителя Николая Угодника и Успения Божией Матери. Давно отцветшие краски засияли как новые. Свидетелем тому был весь город: красавец собор возвышался в центре.
В начале 50-х годов на апсиде Тихвинской церкви бывшего Кирсановского Тихвино-Богородицкого женского монастыря появилось изображение — икона «Покров Божией Матери». Примечательно, что церковь эта снаружи расписана никогда не была.
Как явленный образ ни закрашивали, ни забеливали, он все равно проступал — и в нем отчетливо виделась Богородица. В Нее стреляли из винтовки, а затем всю икону сколотили зубилом вместе со штукатуркой. До сих пор сохранился контур склонившейся над людьми Матери Божией.
Многочисленность знамений в конце XX века связана с духовными и историческими процессами, сопровождавшими переломную эпоху. Так, 1991 год стал, без сомнения, решающим в судьбе России. Начался распад собиравшегося веками единого государства. Огромная страна оказалась ввергнутой в серьезные испытания.
В самом начале этого периода неожиданно были обретены мощи двух великих российских святых, чьи пророчества и чудеса прямо связаны с грядущим России, — преподобного Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского. Произошло это в Императорском Казанском соборе Санкт-Петербурга.
А на Светлой седмице 1991 года источала благоуханное миро икона Божией Матери «Державная» из Николо-Перервинской обители в Москве. Летом в одном из старинных храмов Вологды текли слезы из очей Господа на образе Нерукотворного Спаса. 18 августа в Грузии заплакала старинная икона Богоматери. На август приходится наибольшее количество знамений, совершившихся в 1991 году.
18 ноября 1991 года произошло удивительное событие: хулиганы бросили в окно Малого собора московского Донского монастыря зажигательную бомбу. Собор был поврежден. Но когда проводились восстановительные работы, 19 февраля 1992 года, здесь были обретены мощи святого Патриарха Тихона.
В Смоленске — древнем городе-крепости с великими святынями, чудотворными образами, который исконно охранял Русь от нашествий с Запада, 22 ноября 1991 года в Успенском соборе источила слезу Казанская икона Божией Матери. Знамениями от икон на Северном Кавказе отмечено начало кровопролитной первой чеченской войны: 27 мая 1994 года обновилась икона святителя Николая в Ставрополе, а 9 июня, в праздник Вознесения Господня, в присутствии сотен богомольцев в церкви станицы Зеленчукской заструились слезы из очей Богоматери на двух иконах — «Иверской» и «Скоропослушницы».
Во время страшных событий в г. Буденновске (раньше этот мирный ставропольский город носил название Святой Крест) многие люди в небе над больницей, где были захвачены заложники, видели Пресвятую Деву, молящуюся перед Крестом. Это великое чудо, явление Матери Божией, произошло в июне 1995 года. На основании свидетельств очевидцев Ставропольский митрополит благословил написать икону Божией Матери, получившую название «Свято-Крестовская».
Некоторые чудеса в начале 90-х годов XX века были связаны со святыми покровителями России — царственными мучениками. В начале XX века, незадолго до ареста и убийства последнего российского императора и его семьи, древняя чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, родовая святыня дома Романовых, внезапно почернела (она пребывает в таком виде и по нынешнее время). В сентябре 1994 года в Царском Селе замироточил Феодоровский образ. Многие верующие связали это чудо от иконы — покровительницы царского дома, с захоронением останков в Петропавловском соборе великого князя Георгия Александровича, оскверненных кощунственной эксгумацией в июле того же года, которое происходило в тот же день.
Несколько чудес произошло в петербургском храме Богоявления, построенном и освященном в память чудесного спасения наследника, цесаревича Николая Александровича, при нападении на него японского самурая на Фоминой неделе 1891 года. После возвращения храма епархии в 1992 году без человеческого вмешательства постепенно обновилась настенная живопись, причем этот процесс начался с картины «Уверение апостола Фомы». В 1998 году епархиальной комиссией зафиксировано чудесное обновление иконы Рождества Христова. Чудо произошло вечером 14 марта, в канун праздника Державной иконы Божией Матери.
31 января 1997 года в доме прихожанки г. Воскресенска Московской области замироточила прозрачным благоухающим миром небольшая бумажная икона царя-мученика Николая Александровича и святого равноапостольного князя Владимира. А в 1998 году началось мироточение широко известной ныне иконы государя Николая Александровича.
Из книги Н. Гришечкиной «Чудотворные иконы на Руси»