X
ФИЛЬТРЫ:
цитаты

Преподобный Исидор Пелусиот об искушениях


  1. «Стой непоколебимо, и постигшие тебя искушения останутся бездейственными, а замышляемые исчезнут прежде, нежели испытаешь их; потому что непреклонность духа соделает ухищрения неисполнимыми».
  2. «Если Христос Бог, ради нас вочеловечившийся, возведен бысть в пустыню искуситися (ср.: Мф. 4, 1), то чему же дивишься, что борешься с искушениями? Посему имей в мыслях единственно победу Христову, одержанную законно, потому что тщеславие преодолено, гордыня подавлена, сребролюбие истреблено, и противник, не возмогши уязвить своими стрелами, посрамлен. По праву мужайся и ты и, приобретя бесстрастие, преодолевай твердость язвящих душу мечей. И тебе после этой борьбы будут служить Ангелы, не рабские оказывая услуги, потому что служить так обязаны единому Богу, но увенчивая тебя, как победителя, ибо такова награда мужественно совершающему настоящий подвиг».
  3. «Не впадать в искушение, может быть, и невозможно, не быть же препобежденным  возможно. Посему, как многие из людей, будучи погружены в невежество, в бедах бывают безутешны сердцем, так управляемые целомудренным помыслом отражают от себя беды не только тем, что переносят их мужественно, но и тем, что помышляют о венцах».
  4. «Выше искушений становится тот, кто обучается не отклонять их от себя, но переносить встречающееся с ним. Ибо искушения, будучи неодолимыми, одолеваются терпением и мужеством умеющих переносить, что ни случится. Лучшее же врачевство от того, что не от нас, то любомудрие, которое в нас, и одолением неодолимых нужд служит в трудных обстоятельствах мужество, а в счастливых  умеренность. А если подает руку помощи и Божия сила, еще удобнее перенесем все, что ни встретится».
  5. «Мы, если впадем в искушения, не будем роптать на Божие долготерпение, но Его паче держаться, как обретающего исходы в самой неисходности и удобные средства при всей затруднительности».
  6. «Сострадательностью и кротостью старайся облегчать бедствия впадших в искушения, кротким словом усильно приводя их в благодушие и исторгая корень уныния. Ибо если узнают от тебя, что искушения хотя и насланы были на них справедливо, но соделают облегчение падений, и хотя попущены на не сделавших ничего худого, но доставят им венцы,  не только не дадут в себе место унынию, но еще исполнятся радости».
  7. «Многие казавшиеся мужественными и благородными не вынесли даже приражения и первого удара искушений. Почему обличенные, что, только по-видимому, а не самым делом возбудили в зрителях мнение о своем мужестве, поникли челом. Потому-то, как думаю, попускаются искушения на иных, мнимо великих и непобедимых, чтобы они уврачевали это о себе понятие, и обратились к смиренномудрию. Немалая польза для души истребить высокое о себе мнение тем, которые не могут вынести, не говорю подвига, но даже испытания. Ибо побежденный, по одержании многих побед, может быть извинителен еще, а кто пал при первом на него нападении, тот представляет в себе доказательство крайней немощи, лучше же сказать  лености».
  8. «Искушения доставляют часто душе избавление и освобождение от мучительных и грубых страстей. Ибо как в рассуждении трех отроков, огонь не только не коснулся их самих, но послужил к разрешению уз, пределом своей деятельности возымев истребление железа, так и искушения, пресекая леность и возводя к трезвенности, многих людей освобождают от уз греха».
  9. «Искушение состоит не в том, чтобы думать о себе, будто бы впал в искушение, но в том, чтобы быть им побеждену».
  10. «Невозможно не впасть в искушение, возможно же преодолеть оное. И в том и в другом поручителями и свидетелями нам все святые, которых пронзили столь многие тучи искушений, что целую почти здешнюю жизнь были они в подвиге. Итак, никто из них не был услышан,  скажет кто-либо. Были они услышаны. Но быть услышанным значило не то, чтобы не впасть в искушение (это невозможно), но чтобы, впадшему, сойти с поприща не только невредимым, но даже в венцах».
  11. «Хотя искушение кажется нескончаемым, надобно полагать ему конец; мудростью и добродетелью, а не отчаянием прекращает его человек когда привыкает мужественно переносить встретившееся. Ибо если дело сие и тяжело, то добродетельный облегчает тяжесть благоразумием, умея равнодушно переносить скорби».

Читайте также на нашем сайте:
Старец Николай Гурьянов о благодарном сердце
«Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается»
Симона Вейль
Из двух людей, которые лично не убеждались в существовании Бога, ближе к нему тот, кто его отрицает.
Мысли преподобных старцев об искушениях
Преподобный авва Серапион: «Спаситель допустил диавола с искушением, чтобы Своим примером научить нас, как мы должны побеждать искусителя, именно теми же способами, какими Он отразил искусителя...»
Святитель Иоанн Златоуст об искушениях
Святитель Иоанн Златоуст: «Не будь искушения, не было бы и венца...»
Комментарии