Отцы Церкви о ереси, еретиках, безбожниках и колдунах
«Против новшеств в церкви. Отошедшие от всего церковного — что раздетый на морозе, что безоружный среди врагов, что голый и голодный, не имеющий, где главу приклонить... А отступники все свое: много лишнего, случайного, произвольного; надо изменить, отменить, заменить новым. Скажем на это: в Церкви Божией ничего не заведено без нужды. К тому же, учреждаемое учреждалось по благоволению Господа, Главы Церкви, в духе Его и сообразно с обетованиями. Без Господа ничего не вошло в Церковь, ни большое, ни малое; ибо она воистину есть живое тело Его, Им живущее. Стало быть, не шевелись и не затевай новизны, а живи, как все жили и теперь живут по-церковному, усердно исполняя все уставы Церкви. Так, несомненно, Богу угодишь и спасешься, а модничать станешь — Бога прогневишь и душу погубишь».
Святитель Феофан Затворник
«Все еретики, сектанты и раскольники не могут быть в общении с Богом и достигнуть спасения души, хотя бы раздали все свое имущество и хотя бы были замучены за Христа».
Святитель Иоанн Кронштадтский
«Незнание Священных Писаний породило ереси».
Святитель Иоанн Златоуст
«Никакой грех Бога так не раздражает, как раскол; хотя бы и бесчисленные добрые дела раскольники соделали, но ничего они им не принесут. Неменьшие казни раскольники воспримут, чем те, кто Тело Христово рассекли, т. е. которые его распяли».
Святитель Иоанн Златоуст
«Помимо святой Православной Церкви нельзя взойти на небо, — не отлучай же себя от Церкви сомнениями, пререканиями, уклонением в секты или отступничеством.
Наши православные не все знают свое православное учение, колеблются, даже некоторые попадают в разные секты и расколы. Они не знают, бедные, что все ереси и секты основаны на гордости и самовнушении: «Мы спасены». Они все Писание целиком не признают, а выбирают только то, что оправдывает их учение.
Одного только бойся — понимать и толковать слово Божие по своему разуму, через это ты можешь впасть в ересь и вместо спасения погубить навеки душу свою.
К ворожеям и заговорщикам никогда не ходи, потому что они все враги Божии. Лучше согласись умереть телом для настоящей жизни от болезни, и каких бы ни было тесных, тяжких и скорбных обстоятельств, нежели, ходя к ним и получив некое облегчение телесное на малое время, умертвить этим свою душу для будущей жизни и получить за это наказание навеки».
Старец Макарий Оптинский
«Единственные люди, к которым прозорливый старец Алексий относился с большой строгостью, были колдуны и ворожеи. Их он даже не впускал к себе и приказывал передать, что примет только тогда, когда они покаются перед Богом и бросят свое бесовское занятие. Порицал он не только самих колдунов, но и тех, кто обращается к их волхованиям. Ошибочно думать и говорить, что добрые люди, по вере магометане и язычники, спасутся, т. е. вступят в общение с Богом. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения — Искупитель».
Святитель Игнатий Брянчанинов
«Спросите у сектантов: где у них святые угодники, чудотворцы, преподобные? Их нет у них и быть не может; сектанты не признают их и тем самым доказывают, что их вера — не святая, если не являет святых угодников, не освящает людей; не чудотворная, если не имеет своих чудотворцев; не спасительная, так как никого не совершила преподобным; не Христова, потому что не на кресте Христовом основана. Все эти сектантские веры появились от противления Церкви Христовой, от гордости ума; люди в заблуждении своем воображают, что правильнее и лучше понимают и объясняют Евангелие Христово, чем сама церковь Христова».
«От неверующего Писанию отвратись, как от беснующегося и изумленного».
Святитель Иоанн Златоуст
«Что касается твоей детской боязни быть во власти диавола через какую-то колдунью, то этим ты только доказываешь, что понятия твои о Боге, о христианине, о дьяволе — суть понятия деревенской бабы. Если в свиней не смели войти бесы без воли Иисуса Христа, как они войдут в людей?»
«Еретики (которые создали новые веры) позже явились, чем епископы, которым апостолы передали Православную Церковь, где сохраняются дары Господа, где должно учиться истине у тех, у которых есть преемство от апостолов».
Святой Ириней Лионский
«Слова апостола Павла: «Един Бог и едина вера» показывают, что вероисповедание истинное одно — православное, а не многие, в которые кроме Божественной Истины много принесено человеческих мнений».
«Неверующие — несчастнейшие из несчастнейших, ибо должны идти на бесконечные мучения».
Святитель Феофан Затворник