X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

5 православных фильмов, которые стоит посмотреть каждому

Содержание:

Многие образованные люди сегодня отказываются от телевизора и предпочитают читать интересные книги. Современное телевидение действительно отупляет, но хорошие киноленты к этому не относятся. Они духовно обогащают человека, мотивируют задуматься и даже измениться. Посмотрите качественное православное кино — и вы в этом убедитесь. Предлагаем нашим читателям подборку из пяти художественных кинолент — от Тарковского до Лунгина.

Остров (2006)

Режиссер: Павел Лунгин

Длительность: 1:54:52

Мы так или иначе наслышаны о старцах, но представить себе, как выглядит или выглядела их повседневная жизнь, очень тяжело.

Православный фильм Павла Лунгина «Остров» рассказывает о судьбе юродивого Анатолия, уже более 30 лет проживающего в монастыре где-то на Севере. Он прозорливый, но за своими чудачествами пытается скрыть дар.

Люди, приезжающие к «прозорливому батюшке», принимают его за келейника старца. Отец Анатолий якобы ходит к старцу за советами, на самом же деле скрывает от всех свои дары. Он обличает беременную девушку, приехавшую получить «благословение на аборт», вдове рассказывает о том, что ее муж попал во время Второй мировой в плен и сейчас находится во Франции. Молитвой исцеляет мальчика на костылях и бесноватую дочку адмирала.

Как настоящий юродивый, отец Анатолий очень мудро обличает своих братьев. Его жизнь удивляет своей скромностью: спит в коптерке, прямо на угле, без постели, почти никогда не обедает вместе с братией, наедине просит Бога о прощении. В чем? Есть у отца Анатолия один грех, который не дает покоя. Не будем спойлерами, лучше сами посмотрите православный фильм «Остров», в котором главные роли исполнили Петр Мамонов (старец Анатолий), Виктор Сухоруков (настоятель монастыря — отец Филарет), Дмитрий Дюжев (монах Иов).

Фильм мотивирует задуматься над собственной жизнью.

Поп (2009)

Режиссер: Владимир Хотиненко

Длительность: 2:03:34

Режиссерская работа Владимира Хотиненко приоткрывает завесу над историей Церкви во время войны. В 1941 — начале 1944-го священники Прибалтики пытались возродить религиозную жизнь — действовала так называемая Псковская православная миссия.

Через историю одного сельского священника раскрывается судьба людей на оккупированных территориях. Война, разруха, у кого-то немцы убивают последнюю корову, в одной семье расстреливают девушку, сопротивлявшуюся насилию. Местный священник отец Александр вместе с матушкой содержат и воспитывают осиротевших детей. Среди них и девочка из еврейской семьи, уверовавшая и желавшая креститься (ее сыграла Лиза Арзамасова).

Но с приходом немцев связаны не только бедствия. Благодаря им возрождаются православные храмы. Христианская жизнь в селе налаживается, но ненадолго. Власть поменяется, и священнику придется пройти 30-летнее испытание в лагерях…

Фильм Хотиненко — это русское православное кино в рафинированном виде (христианская тематика тесно переплетается с историей Великой Отечественной войны). Но историки критикуют Хотиненко за поверхностность и тенденциозность. Зато широкому кругу зрителей, в первую очередь верующих, фильм понравился. Во многом благодаря глубоким переживаниям и хорошим актерам (Сергей Маковецкий, Нина Усатова, Лиза Арзамасова, Кирилл Плетнев, Анатолий Лобоцкий).

Излечить страх/Лука (2013)

Режиссер: Александр Пархоменко

Длительность: 1:47:10

Врач. Художник. Священник. Епископ. Святитель. Лука Крымский, в миру — Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877-1961 гг.), в советское время известный как профессор, доктор медицинских наук, автор «Очерков гнойной хирургии» и лауреат Сталинской премии. Но это только одна сторона медали.

С другой стороны — православный святой, жертва сталинских репрессий, 11 лет пробывший в ссылках, епископ Православной Церкви, автор богословских трудов «Дух, душа и тело» и «Наука и религия».

Его жизнь, насквозь пропитанная антонимичной иронией, светским признанием и отвержением атеистической системы, выглядит словно православное кино.

Семейный врач и отец четырех детей после смерти жены становится священником и принимает монашеский постриг. Родившийся в солнечном Крыму, отбывает ссылку в Заполярье. За достижения в медицине получает Сталинскую премию, а за религиозные убеждения — путевку в сталинские лагеря. В своей медицинской практике излечивает многих от тяжелых глазных болезней, а сам в последние годы архиерейства теряет зрение, но все равно продолжает служить.

Невзирая на количество видеоработ о жизни святого и хирурга, именно кинолента Александра Пархоменко, в которой главные роли сыграли Виталий Безруков (святитель Лука) и Екатерина Гусева (преждевременно скончавшаяся жена Войно-Ясенецкого), заслуживает всеобщего внимания.

В первую очередь этот православный фильм высоко оценивается верующими, но «сомневающимся» и неофитам он также будет интересен.

За имя Мое (2005)

Режиссер: Мария Можар

Длительность: 0:27:45

Иногда кажется, что за 27 минут переживаешь полжизни. Если вам знакомо это чувство, то вы наверняка видели православный фильм «За имя Мое». Эта кинолента описывает жизнь послевоенного села. В центре действия — маленькая девочка-сирота. Она — дитя концлагерей. Мама родила ее от немецкого полицая во время заключения, а сама вскоре умерла.

Пятилетняя девочка не понимает, за что столько ненависти к ней: местные дети ее дразнят и избивают. Только священник, отец Александр, приютил ребенка. Когда батюшка спросил девчонку, как ее зовут, она искренне ответила: «Фашистка» (так ее дразнили ребятишки). По имени ее никто не звал.

После этого священник окрестил ее Анной — в честь мамы. Девочка впервые почувствовала, что ее любят и о ней заботятся: кормят, шьют платья, делают куклу из соломы…

Но приходит день, когда за священником приезжают. Отец Александр все спокойно принимает. Чтобы успокоить женщин, говорит, что едет за наградой. За какой наградой-то может ехать священник в то время? Но батюшка не обманул. За какой наградой? Если вы еще не догадались, вспомните, как называется этот православный фильм.

Название напоминает евангельское предостережение апостолов, которых ждут гонения:

…и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется (Мф. 10:22).

Найдите в своем расписании 27 свободных минут и обязательно посмотрите фильм. Несмотря на некоторые ляпы и несоответствие исторической эпохе, аскетичность съемки и отсутствие известных актеров, лента заслуживает внимания. Сразу и не скажешь, что это не фильм маститого режиссера, а курсовая работа студентки ВГИК Марии Можар.

Андрей Рублев/Страсти по Андрею (1966)

Режиссер: Андрей Тарковский

Длительность: 3:26:50 (полная версия)

Уже исполнилось 50 лет после выхода шедевральной ленты Андрея Тарковского, что стала лицом православного кино и мирового кинематографа.

Тарковскому удалось снять не просто историческую драму, а фильм на века. Перед глазами читателя открывается мир средневековой Руси и мировоззрения главного героя. Достоверных фактов из жизни удивительного иконописца до наших дней дошло очень мало, но Тарковский пытается максимально раскрыть образ героя.

Из монологов Рублева (сыграл Анатолий Солоницын) мы слышим размышления о любви и святости, правде и грехе, временности и вечности.

На отдельные цитаты можно разобрать диалог Андрея Рублева и Феофана Грека (Николай Сергеев). А сцена распятия Христа, сознанием Андрея перенесенная из далекого Израиля в русскую заснеженную глубинку, вызывает, как минимум, глубокое эмоциональное переживание. Те, кто видел фильм, понимают, о чем речь. А тем, кто еще только собирается посмотреть, не станем спойлерить. Вы не пожалеете о потраченных трех часах.

Эту ленту вы наверняка увидите в любом списке православных фильмов. Но «Андрея Рублева» знают и ценят независимо от страны или религиозной принадлежности. Профессионализм и любовь к своему делу чувствуются в каждой мелочи. Кроме Солоницына и Сергеева, в фильме также снимались Иван Лапиков, Николай Гринько, Николай Бурляев, «засветились» Ролан Быков и Юрий Никулин.


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Почему каждому стоит посмотреть фильм «Остров»?
Фильм Остров: почему его стоит увидеть каждому?
«Монах и бес»: смешное кино о серьезном
Монах и бес: от смешного до серьезного один шаг
Комментарии