X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

«Монах и бес»: смешное кино о серьезном

Содержание:

В сентябре этого года в прокат вышел новый фильм Николая Досталя под названием «Монах и бес». Картина уже успела получить лестные отзывы, а также Гран-при фестиваля православного кино «Покров»-2016, который проходил с 9 по 12 октября 2016 года в Киеве. Сможет ли она достичь успеха «Острова» Павла Лунгина? Нам кажется, что это только вопрос времени. Впрочем, фильм у зрителя вызывает разные мнения. Мы предлагаем вам составить свое, посмотрев картину. А эта статья, надеемся, немного поможет сделать просмотр еще более интересным.

Афиша фильма

История создания фильма

Идея создания «Монаха и беса» родилась у его режиссера в 2011 году. Когда он посещал Нило-Сорскую пустынь, то узнал о подвизавшемся здесь некогда монахе Иване Семеновиче Шапошникове. Он захотел снять картину, в центре которой будет подобный персонаж. С этой идеей Досталь обратился к сценаристу Юрию Абрамову.

В 2012 году у них уже был готовый сценарий. Отправной его точкой, по словам сценариста, был вопрос Может ли черт стать человеком? Однако поиски средств затянулись, поэтому съемки были завершены только в 2016 году. При этом режиссер все время отказывался от работы над телевизионными сериалами, которая бы принесла ему гораздо больше денег.

Главный герой фильма

Сюжет картины

Хотя картина получила главный приз фестиваля «Покров», ее, пожалуй, нельзя в полной мере назвать только лишь православным фильмом. Здесь есть место художественному вымыслу и догадкам, которые не вписываются в традиционное учение Церкви, хотя и не противоречат сильно ему. Но это только дает дополнительный повод для собственных поисков и размышлений.

Действия происходят в России первой половины XIX века, во времена царствования Николая I. В одну из монашеских обителей приходит монах, одержимый бесом. После этого здесь начинают происходить разные необычные явления. Силой бесовской монах творит чудеса, за что некоторые начинают почитать его за святого. Сам царь Николай I, герой которого также появляется в «Монахе и бесе», после случая с чудесной починкой английского рессора уверовал в его святость.

Игумен, желая избавиться от невыгодного монаха, привязывает его к плоту и отправляет по реке. Плот дважды возвращается против течения. Тогда злополучного насельника обители ссылают на послушание в далекий скит. Здесь-то и начинает происходить самое интересное. Бес отделяется от монаха и сам, приняв человеческий образ, начинает его искушать. Чем все это закончится, можно узнать, посмотрев фильм до конца.

Связанного монаха несут

Между комедией и драмой

Говоря о жанровой принадлежности картины, для официального релиза ее окрестили «фантастической комедией», очевидно, рассчитывая привлечь больше аудитории и получить положительные отзывы зрителя. Фантастический и юмористический элемент действительно присутствуют в «Монахе и бесе». Однако за этим жанровым определением полностью скрыта серьезная составляющая фильма.

Сам режиссер более склонен называть ее «трагикомедией». Она раскрывает очень важную тему: борьбы и сосуществования добра и зла в человеческом сердце. Тонкий и неподражаемый юмор здесь часто переходит в весьма едкую обличительную сатиру. Стоит также отметить, что несмотря на присутствующий фантастический элемент, этот фильм можно назвать более чем реалистичным. В нем показана духовная жизнь, в том числе и монастырская, без каких-либо прикрас, во всей своей сложности и противоречивости.

На съемках фильма

Где проходили съемки?

Съемки православного фильма проходили в России и Иордании. Монастырские сцены снимались в Кирилло-Белозерском заповеднике Вологодской области. Причем когда были съемки в Кириллове, возле храма случилась казусная ситуация: прихожане вышли с протестом против них. Дело в том, что название картины вызывало у них негативное отношение, но зато потом, когда им разъяснили, о чем фильм, все было улажено.

Запланированные съемки в Израиле и Иерусалиме пришлось ограничить только городом Петра в Иордании и Мертвым морем. Все остальные «иерусалимские» сцены снимали в Крыму. Причина — нехватка средств. По той же причине пришлось ограничить и количество спецэффектов только самыми главными.

Монах и бес из фильма

Образы главных героев

Главным героем ленты «Монах и бес» является странствующий из обители в обитель монах, который называет себя «Иван, Семенов сын». Его роль сыграл актер «Сатирикона» Тимофей Трибунцев, который уже снимался в некоторых картинах Николая Досталя (сериалы «Штрафбат», «Раскол»). Изначально режиссер планировал на эту роль другого актера, но снимать с ним не сложилось, а Тимофей Трибунцев как раз оказался свободен и идеально подошел к этому образу.

Как мы уже упоминали, одним из прототипов главного героя стал насельник Нило-Сорского монастыря Иван Семенович Шапошников. Некоторые его черты, например, хромоту и дар прозорливости, создатели православного фильма непосредственно перенесли на своего героя. Кроме того, известно, что Иван Шапошников каждую ночь боролся с бесом, отчего лицо его утром оказывалось все в царапинах.

Еще одним прототипом главного героя фильма, победителя фестиваля «Покров», Досталь называет святого Иоанна Новгородского. Из его жития праведника известно, что он однажды поймал беса в святой воде в рукомойнике. В благодарность за освобождение бес пообещал свозить Иоанна на себе в Иерусалим (сразу вспоминается Вакула у Гоголя, который также заимствовал сюжет из этого жития).

Роль беса по прозвищу Легион сыграл тоже малоизвестный актер Георгий Фетисов. Это первая его главная роль в большом кино. Режиссер специально выбирал актеров не слишком узнаваемых, чтобы избежать аналогий с предыдущими сыгранными ролями. Он считает, что в «Монахе и бесе» этот выбор полностью оправдался, обе роли получились удачными.

Роль игумена монастыря сыграл Борис Каморзин. На роль Николая I подошел Никита Тарасов, который похож на него даже внешне. Его советника Бенкендорфа исполнил Сергей Барковский. В картине также снимался Роман Мадянов, герой всех режиссерских работ Досталя.

Создатели картины на презентации

Создатели о фильме

Коротко режиссер охарактеризовал картину «Монах и бес» такими словами:

Это фильм о том, как человек победил черта. Своей праведностью, терпением и покорностью Божьей воле монах Иван Семенович в конце концов сделал так, что бес потерял дьявольскую силу. И бес становится человеком, а добрый человек – святым.

И бесы веру укрепляют и о Боге вопиют, — такими словами он оправдывает и объясняет главный замысел православного фильма. Он не рассчитывает на громадный успех, однако в целом картиной остался доволен, особенно удачным выбором актеров на главные роли.

Свою работу Николай Досталь не считает фестивальной, так как вряд ли она будет так же понятна нероссийскому зрителю. Даже осуществить перевод с субтитрами будет довольно сложно. Здесь очень много фольклорных элементов, специфических поговорок, хотя для полноценного перевода им все же удалось найти одного бостонского поэта. Режиссер был бы вполне рад награде с формулировкой За разрушение барьеров между фильмами для всех и кино для избранных, которую он получил когда-то за свою работу «Облако-рай».

Сценарист фильма «Монах и бес» Юрий Абрамов так характеризует главный ключ, в котором был написан сценарий:

Я противник веры в образе «Мерседеса». Дорогая машина, отрегулированная подвеска, шикарное внутреннее оформление; в ней едешь, заплываешь жиром и благополучием, а потом попадаешь в геенну огненную... Мы должны верить в Бога и не ждать «Мерседеса» в качестве награды за веру.

В успешности картины он не сомневается, поскольку сюжет ее считает уникальным. Однако говорит, что вряд ли следующим будет писать сценарий для очередного православного фильма, так как сейчас это входит в моду, становится своеобразным трендом.

Блаженнейший Онуфрий

Отзывы зрителей

Среди зрителей новинка кино получила самые разнообразные отзывы, в том числе и на «Покрове». Интересно, что в интервью на открытии фестиваля Предстоятель Украинской Церкви Блаженнейший Онуфрий прокомментировал фильм следующими словами: Я такое кино каждый день вижу…

В целом же никаких запретов со стороны духовенства «Монах и бес» не имеет. Картина снималась по благословению митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия. Еще до выхода на большой экран она была показана многим авторитетным священникам и серьезных возражений ни у кого не вызвала. Поэтому обвинения в ереси не имеют никакого основания. К тому же нужно понимать, что это художественное произведение, а не богословская дискуссия.

Мнения широкой аудитории, вместе с тем, разделились. Кто-то считает фильм понятным только узкому кругу верующих людей, другие, напротив, уверены, что православным его как раз смотреть не стоит. Впрочем, каждый может выразить свое впечатление, посмотрев картину.

Мы же предлагаем вашему вниманию небольшой сатирический отрывок с исповедью монаха:


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
5 православных фильмов, которые стоит посмотреть каждому
Православные фильмы на века: от Тарковского до Лунгина
Почему каждому стоит посмотреть фильм «Остров»?
Фильм Остров: почему его стоит увидеть каждому?
Комментарии
татьяна
2017-07-18 14:03:00
Фильм обалденный!!!Не скучно смотреть и три и пять раз будет!Всем советую,а православным тем более))) Глубина!Позитив!
3
Лайк
Ответить