X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Возрождение античных идеалов — главная мотивация архитектуры Ренессанса

Ренессанс, или Возрождение, — период в европейской культуре, пришедший на смену Средне­вековью. Хронологические рамки Возрождения — начало XIV — начало XVII столетия. В переводе на русский язык ренессанс означает заново рожденный. Доминантной идеей эпохи становится возвращение к истокам, архаике. Поэтому неудивительно, что эпоху Ренессанса называют еще Возрождением.

От Бога — к человеу

В противоположность Средневековью, культурное наследие Ренессанса носит исключительно светский характер, теряя тесную связь с Церковью. Появляется интерес к Античности и ее мировоззрению. Главным мотивом становится возвращение к архитектуре периода Античности, стремление возродить формы древнего искусства, особенно — архитектуры Древнего Рима. Центр космоса перемещается с Бога на человека.

Воспитательный дом во флоренции

Человек как личность становится центром вселенной и главной ценностью. Поэтому неудивительно, что первым сооружением Возрождения становится гражданская постройка — воспитательный дом во Флоренции (1421 г.), автором которого является Ф. Брунеллески. Постройка имеет горизонтальную композицию, что впоследствии стало отличительной чертой Ренессанса.

Если средневековое искусство было преимущественно анонимным, то в период Возрождения появляется понятие автора-творца, индивидуального авторского стиля.

Стилевые особенности

Архитектура наряду с иными видами искусства переживает существенный подъем. Вертикальная направленность сооружений Средневековья сменя­ется горизонталью, здания растут вширь. Появляются строго прямоугольные формы. Особое внимание уделяется пропорциям, симметрии, порядку эле­ментов.

Стиль характеризуется простотой форм. Горизонтальные этажи наслаиваются друг на друга. Актуальны и античные элементы — пилястры, пилоны, колонны. Основными архитектурными формами Ренессанса стали геометрические фигуры — куб, квадрат, прямоугольник, шар. Архитекторы пытаются преодолеть тяжеловесность и массивность зданий. Асимметрия готических соборов сменяется полукруглыми арками, куполами и нишами.

санта мария дель фьоре

В Ренессансе органически переплетены классические и средневековые традиции. Однако форма зданий и принципы градостроения эпохи Возрождения отличались от античных.

В это время актуальны большие по размерам купола и своды, декорированные уже не резьбой, а рисунками. В XVI веке настенная живопись уступает в популярности лепным украшениям. Залы храмов преимущественно просторные и высокие.

Стимул развития наук и технологий

Здания возводятся в основном из кирпича. Появляются строительные растворы. Огромной популярностью начинает пользоваться штукатур­ка, которая применяется не только в строительстве, но и в оформлении зданий. Для декорирования используются также медь, олово и бронза.

Если средневековые храмы были несим­метричны, то фасад ренессансных зданий симметричен относительно центральной оси. Постройки устремлены не кверху, к Богу, а к центру, благодаря равномерному расположению колонн и окон. В жилых зданиях часто встречаются карнизы. Расположение окон на каждом из этажей равномерно.

собор св петра в риме

В это время в архитектуре преобладают пурпурный, синий, желтый и коричневый цвета.

Наибольший вклад в развитие архитектуры Ренессанса внесли Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Микеланджело Буонарроти и Андреа Палладио.

Эксперимент Брунеллески. Линейная перспектива:


Забирай себе, расскажи друзьям!
Комментарии