Архитектура Византии
С переносом императором Константином своей резиденции в Грецию после разделения Римской империи начинается новая эпоха — эпоха Византийского государства. Его столицей становится город Константинополь.
Историю архитектуры Византии традиционно разделяют на три периода: ранний (V—VIII века), средний (VIII —XIII века) и поздний (до XV века). Наивысший расцвет Византия переживает в период правления Юстиниана, 20—60 годы VI века.
Продолжая богатые античные традиции, Византия переняла также наследие покоренных народов, поэтому характерной чертой византийской культуры становится синтез античной и восточной культур.
С самого начала существования Византия стремилась превзойти Рим в роскоши и величии, для чего собрала самых талантливых художников.
Ярким примером византийского искусства можно считать церковь Святых Апостолов, церковь Святой Ирины в Константинополе и многие другие.
Переход от Античности к Средневековью вызвал существенные изменения в культуре. Центром космоса становится уже не человек, а духовная жизнь. Главную роль начинают играть те виды искусства, которые связаны с церковными и государственными аспектами жизни. На первый план выходят иконопись, книжная миниатюра церковного направления, настенные росписи. Ценность человека как личности умаляется. Искусство становится глубоко религиозным.
Архитектура византийского периода представлена главным образом сооружениями, подчеркивающими могущество государства и церкви: триумфальными арками, храмами, дворцами.
Одним из важнейших достижений архитектуры Византии стали купольные композиции храмов. Именно в это время монастыри начали рассматриваться как особый тип архитектурных сооружений.
От Рима Византия унаследовала арочно-сводчатые конструкции, однако бетонную технику византийцы не переняли, отдавая предпочтение кирпичу и камню. Купола, своды и аркады не перегружались декоративными элементами. Стены украшались фресковой, мозаичной живописью или цветными мраморными плитами. Резные элементы были неглубокими, чтобы избежать разрушения стен.
Огромной популярностью на колоннах пользовался мотив аркады — ряда одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на столбы. Ствол колонны чаще всего был гладким, монолитным, капитель — венчающая часть колонны — стала более массивной. Преобладают легкие геометрические узоры; форма и резьба — различны. Купол имел множество проемов, за счет чего создавался эффект парения залитого солнечными лучами купола над храмом.
Интерьеры византийских храмов характеризуются богатством и разнообразием, однако присущие стилю воздушность, гигантские масштабы и пространственность не оказывают дискомфорта и давящего ощущения. Широко использовались мозаичные изображения на золотом фоне, фрески, рельефные иконы, декоративная резьба. Пользуются популярностью орнаменты как античного, так и восточного направления. Богатые канделябры, серебряные паникадила и лампы создавали неповторимый внутренний мир византийского храма.
Апогеем развития арочно-сводчатых сооружений является купольная базилика константинопольского собора Святой Софии, построенного греческими архитекторами Анфимием и Исидором в 532—537 годах. Это сооружение стало образцом для будущих поколений и оказало огромное влияние на дальнейшее развитие архитектуры.
Гигантский купол, колонны из белого мрамора и мерцающие мозаики на стенах воплощают величие и Божественное начало.
Изменения в облике храма связаны прежде всего с коренными изменениями в религиозных воззрениях. Теперь храм служил не местом для хранения статуи божества, а помещением для собрания и поклонения верующих. Внутреннее оформление стало гораздо важнее внешнего.
Возводились храмы в основном из кирпича, скрепленного раствором. Своды облицовывались стеклянной мозаикой, стены и полы — мрамором. Храмы были большими по размеру. Особенностью византийского храма становится купол для покрытия здания. Купол был известен еще римлянам, однако он помещался на круглом основании, византийцы же соединили прямоугольную или квадратную постройку с круглым основанием купола. Первые купола имели более плоскую форму.
Византийская архитектура объединила в себе противоположные тенденции и направления, став невероятно сложным искусством. Здесь мы встречаем и абстрактные восточные орнаменты, и римское величие, и новую архитектуру храмов с ее богатыми мозаичными достижениями. Изысканная декоративность, стремление к зрелищности и глубокая религиозность слились воедино в архитектуре Византии.
Влияние искусства Византии распространилось на все страны, которым пришлось тем или иным образом с ней соприкоснуться. Отпечаток византийского стиля носят на себе храмы Сицилии (собор Монреале, Марторана, Палатинская капелла), Венеции (собор Святого Марка), некоторых городов Германии (капелла при Ахенском соборе), Франции (церковь Святого Фронта). Наибольшее же влияние архитектура Византии оказала на Грузию, Армению, Сербию и Россию — страны, которые переняли культурное наследие византийцев вместе с религией.
Синкретичный и неповторимый, глубоко религиозный и в то же время невероятно богатый византийский стиль оказал несомненное влияние на дальнейшее развитие архитектуры.