X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Ночь жизни в 5-й молитве Василия Великого

…И даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю

настоящаго жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго

и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и

Спаса нашего Иисуса Христа, воньже со славою Судия всех

приидет, комуждо отдати по делом его; да не падше и

обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся

готови, в радость и Божественный чертог славы Его совнидем,

идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость

зрящих Твоего лица доброту неизреченную…

Каков главный смысл этой молитвы? О чём мы просим прежде всего? Главная идея молитвы — идея Страшного суда, это молитва о том, как человеку прийти на Страшный суд. Святитель Василий Великий называет жизнь ночью, а день наступает с пришествием Христа. Это молитва эсхатологического звучания, призывания Царства Небесного. Священное Писание заканчивается словами: "Ей, гряди, Господи Иисусе…" В молитве "Отче наш" мы призываем: "Да приидет Царствие Твое…", и основная мысль молитвы Василия Великого заключается именно в этих словах молитвы "Отче наш", только выражена она с очень глубоким богословским осмыслением.

Прежде всего в начале этой молитвы святитель богословски говорит о свойствах Бога. Существует два способа богословия: катафатический, положительный (то есть то, Кем Бог является), и апофатический, отрицательный (то есть то, Кем Он не является). Так мы говорим то, что знаем о Боге. Дионисий Ареопагит говорил, что Бог — это Мрак, потому что мы знаем о Боге только то, что около Бога. И чем больше подвижник приближается к Богу, тем больше он понимает, что он ничего не может о Нём сказать, — мрак Божественного неведения. А знаем мы о Боге всё-таки то, что Он о Себе открывает: Он вечен, Он вездесущ. И с этих понятий начинается молитва; называются Им открытые и нами познанные Его свойства: Безначальный и т. д. Далее идёт почти всем непонятная фраза: "...у Негоже несть пременение, или преложения осенение", что значит: «...в Котором нет изменения, даже тени перемен». Это как раз богословие апофатическое.

Из этой молитвы совершенно очевидно, что христианин каждый день встречает пришествие Господне, каждое утро готовится к встрече с Богом; каждый день для христианина может быть днём его Страшного суда. Чаще всего мы её просто не понимаем до конца и смысл её остаётся для нас нераскрытым, а она об этом именно и говорит. Надо к молитве отнестись очень трезвенно: мы должны чётко понять, что сейчас мы начинаем день, идём встречать Бога, встретимся с Господом, можем прийти на Страшный суд. Это к тому же и очень поэтическая молитва; Василий Великий был настоящим поэтом.

Мы ждём день, когда придёт Судия и всем воздаст по делам, и поэтому будем бодрственно выходить встречать Господа.

Протоиерей Алексий Уминский. О молитве. Утреннее и вечернее правило 

Источник: http://www.na-gore.ru/articles/uminsky_o_molitve.htm


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Как следует читать утренние молитвы?
Утренние молитвы
Комментарии