Гордыня как первоначальный грех
Если бы праведному человеку дали прочитать проповедь, то его речь была бы посвящена гордыне. Чем больше верующий человек живет, тем больше он замечает, что многие люди в современной жизни подвержены этому греху. Наблюдая за этим, он все больше убеждается в древнем церковном учении, что все зло взяло свое начало с того момента, когда светлый ангел возжелал первенства и равенства с Создателем, от чего разверзлись небеса при одной лишь гордой и презрительной усмешке.
Нашим современникам кажется, что понятие гордыни как духовной болезни их не касается, но на практике, если оговорить богословское понимание этого тезиса, то так оно и есть.
Это понятие гордыни вплетается в сознание, в поступки, в мысли и в телесную оболочку, сливаясь с телом, впоследствии чего люди воспринимают это как должное, и сами о том не представляют, какой духовный вред им причиняет гордость. Ведь нет ближе той истины, которая стала близкой на деле, имея столь чуждое понятие в теории.
Гордыня, по словам великого знатока человеческого естества Исаака Сирина в его 41-м слове, заключается примерно в следующих словах, которые говорят о том, что тот, кто сумел восчувствовать свой грех, тот, кто своей молитвой способен воскресить мертвого, кто уподобился воззреть самого себя, — тот сподобится увидеть ангелов. И именно к этому самопознанию ведет дорога, рассматривающая наш вопрос, в котором гордыня, тщеславие и самолюбие представляют одно общее — как грех в одной лишь обращенности на себя.
Симптомы этого первоначального греха проявляются в жажде похвалы, нетерпимости упреков, вне прерывающейся ориентации на других на то, что они скажут, подумают или покажут. Оно издали созерцает тех, кто из гневливого делается ласковым, из легкомысленного — серьезным, из рассеянного — сосредоточившимся и из обжорливого — сдержанным. Такими же ориентирами и объясняется грех самооправдания.
Наши жизненные обращения к самовожделению и самосозерцанию обосновались и укоренились в нашей природе, что можно заметить даже в основном инстинкте самосохранения, поражая нашу духовную и телесную жизнь. Как и злокачественная опухоль — как болезнь она начинается от внезапности сотрясения души большим горем или от длительного воздействия удачи или успеха.
Гордыня — очень сильный яд, она отравляет своим присутствием не только добродетели, но и некоторые незначительные грехи, которые после этого обретают совсем ужасные параметры. Мы все, в сущности своей, знаем, что ее первобытность утверждает остальные грехи в их отвердении.
Мы способны отвергнуть ее, беря на себя свой крест и отрекаясь от обид, становлением себя и своих желаний на последнее место. Способны претерпеть болезни и огорчения, молчаливое поношение и полное безоговорочное послушание, ведь именно таким способом мы способны противостоять гордыне. Поборов ее, мы сможем опустить оковы, которыми она нас связывала, и познать истинные ценности в наших жизнях.