X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Христианская любовь, или От помощи до вреда — один шаг

Содержание:

О том, что нужно помогать своему ближнему, знают все православные христиане. Так поступал Христос, Он проявлял милосердие и любовь ко всем. Наглядный пример этого подает нам евангельская история о добром самарянине.

помощь_благотворительностьНа пути некоего человека попались разбойники, которые избили его и ограбили. По этой же дороге ехали разные люди, но им не было никакого дела до раненого. Только один добросердечный самарянин сжалился, перевязал его раны и посадил на своего осла, чтобы довезти до гостиницы. Проявив к нему заботу, христианскую любовь, самарянин также договорился с хозяином отеля (и заплатил два динария), что последний присмотрит за больным.

Эта притча дает каждому понять, что ко всем надо относиться с милосердием. Но разве вам не приходилось сталкиваться с тем, как попытка помочь только приносила вред? Хотели как лучше, а получилось как всегда — народная поговорка возникла не на пустом месте.

Умеренная помощь или чрезмерная опека?

Такое можем неоднократно наблюдать в семейных отношениях. Мама и папа настолько любят своего ребенка, что пытаются все время что-то делать за него, ограждать от всех проблем, выбирать профессию, обеспечивать. И когда в 30 лет им приходится наблюдать за беспомощным, неустроенным в плане семьи и карьеры сыном, они не могут осознать, где допустили ошибку.

«Что пошло не так? Мы ведь так любим своего сына, всегда помогаем ему...» — жалуется мама. А не так пошло с того времени, когда родители начали проживать не только свою жизнь, но и ребенка. Вместо воспитания его в нормальных условиях, умеренной строгости, христианских добродетелях, они превратили его в беспомощное существо. Разве это плод любви?

Подлинная христианская любовь заключается не только в том, чтобы помогать, а и не вредить. Можно один раз помыть посуду, когда дочка действительно не успевает после себя убрать. Но если это уже переходит во вредную привычку, успейте это отсечь.

Чтобы помощь бездомным была не во вред

Когда видите человека на улице, попытайтесь ему действительно помочь, а не откупиться звяканьем копейки в стаканчик.

помощь_бездомнымЕсли «подать Христа ради» просит явный алкоголик, то поможете ли вы ему деньгами? Скорее всего, сделаете только хуже. Когда у вас просят на хлеб люди, в искренности которых вы не уверены, предложите сами купить им булочку или сразу принесите еду. Тот, кто действительно просил на хлеб, останется счастливым и благодарным.

С бездомными людьми нужно быть очень осторожными. В каком смысле? С предложениями о помощи. Преподобный Варсонофий Великий учил:

Когда увидишь, что кто-нибудь упал в яму, не давай ему руки твоей, а протяни посох. Если он захочет выбраться, ты поможешь ему, если же он, наоборот, будет тащить тебя к себе, просто отпусти посох. А если ты подашь ему руку, он с легкостью стянет в яму и тебя

То есть надо сначала разобраться, нужна ли человеку ваша помощь. Готов ли бездомный меняться, если появится такой вариант? Или жизнь на улице, без привязанности к постоянной работе и обязанностям, ему привычнее? Обязанность за свой выбор и его поступки каждый должен брать на себя.

Кому-то эти слова покажутся перечеркиванием притчи о добром самарянине, но это совсем не так. Милосердный человек не забрал своего ближнего жить у него дома. Он позаботился о том, чтобы вернуть человека в первичное состояние.

О христианской любви и милостивых православных

В свое время глубокое впечатление произвел рассказ о семье людей с инвалидностью. Они сами себя обеспечивали и ни у кого ничего не просили.

Однажды в их жизнь вмешались «милостивые христиане» и решили, что этим людям обязательно надо помогать. Сначала сделали ремонт, потом позаботились о питании, одежде, уборке. Через совсем короткое время люди, которые раньше сами на себя трудились и обеспечивали, превратились в немощных инвалидов.

«Добрые православные» уже не имели ни времени, ни финансовых ресурсов, чтобы обеспечивать эту семью, а сами пострадавшие тоже потеряли прежние навыки.

Справедливо пишет игумен Нектарий (Морозов):

Бывает так, что человек кому-то помогает, а в результате начинают страдать и он сам, и его семья, и его друзья. От неосторожной помощи можно дойти до разрушения собственной жизни — и такая помощь вряд ли оправдана

Чего в истории семьи с особыми потребностями больше: заботы или вреда? К сожалению, второго. Если эти «добрые православные» действительно хотели помочь, им нужно было найти тех людей, которые бы искренне в этом нуждались.

Христианская любовь не способна развращать детей

В воспитании детей очень важно соблюдать правило «протягивания посоха». Не обязательно во всех ситуациях делать выбор вместо сына или дочери, постоянно зарабатывать, чтобы чада ни в чем не нуждались. Обычно те дети, которые прошли через испытания, больше ценят заработанный опыт, а не капризно бьют ногой в пол с требованиями купить им новые «шмотки» или девайсы.

родители_и_дети_1Игумен Нектарий также указывает на то, что не стоит превращать свои благие намерения в медвежью услугу. Из-за чрезмерной опеки развращается много детей.

Поэтому перед тем как восполнить запас «хороших дел», удостоверьтесь, добрыми ли они будут в действительности. Вседозволенность и свешенные ножки на родительской шее — это совсем не христианские любовь и милосердие.


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Как избежать несчастной любви?
Тайна любви заключается в Боге
Надо ли любить себя — православный взгляд
Надо ли любить себя
В тяжелые минуты Господь несет человека на руках — притча
В тяжелые минуты Господь несет человека на руках  — притча
Болезнь, призывающая к любви
Болезнь, призывающая к любви
Комментарии