Крестопоклонная неделя, или Почему Иисус Христос умер на кресте?
Содержание:
Третья неделя (воскресенье) Великого поста называется Крестопоклонной. В этот день на богослужении в центр храма выносят Крест, которому и поклоняются верующие. Как сложилась такая традиция?
Почему третье воскресенье Великого поста — Крестопоклонное?
Три недели — это уже половина Святой Четыредесятницы. Но верующим предстоит пройти весь этот путь, пережить события Страстной седмицы и встретить Светлое Христово Воскресение.
Это нелегкая дорога, исполненная искушений и духовных подвигов. Чтобы как-то подбодрить постящихся, придать им сил, в центре храма и ставят Животворящий Крест.
Преподобный Иоанн Дамаскин использует интересный образ. Постящиеся — это путники. И если обычные путешественники, когда устанут, ищут раскидистое дерево, под которым можно отдохнуть, то православные на пути к Небесному Иерусалиму — Пасхе — находят на полпути «древо крестное». Оно как раз и придает сил двигаться дальше. В этом и смысл Крестопоклонной недели.
Православные с благоговением совершают поклоны и поют:
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим
Почему Христос принял самую позорную смерть?
Но многие неверующие или же только приходящие к вере недоумевают: разве распятие действительно имеет такую силу? Ведь оно напоминает о самых печальных в истории христианства событиях — смерти Христа.
Парадоксально: в Риме крест как орудие казни считался символом позора. Умереть распятым означало не просто умереть, а умереть низко и позорно. Поэтому такая смерть постигала наиболее презираемых в обществе преступников.
И вот именно на такую смерть посылает Небесный Отец Своего единственного Сына. И именно на такую кончину соглашается Христос.
Иисус, Которому по природе вообще был чужд, противен и неестественен любой грех, распинается на кресте.
Воплотившийся Бог умаляет себя настолько, что не просто умирает, но придается самой низкой и самой мучительной кончине.
Зачем? Чтобы освободить человека от власти первородного греха. Чтобы искупить все человечество, даровать ему надежду на вечную жизнь.
Об этом верующие вспоминают в Крестопоклонную неделю и об этом поют в пасхальном тропаре:
…Смертью смерть преодолел…
От древа искусились и древом спасаемся
В богословском понимании смерть означает отделение человека от Бога.
Когда Адам и Ева вкусили запретный плод, они отпали от Господа — Источника Жизни. Еще один парадокс: в Эдемском саду Адам и Ева стали смертными, вкусив плод от Древа познания добра и зла. Христос воссоединяет связь человека и Бога тоже посредством древа. Вот только на этот раз — Крестного.
Именно поэтому внизу распятия изображается череп. Согласно преданию, Христос был распят на Голгофе именно на том месте, где и похоронен Адам. Кровь Иисуса омыла череп Адама, что символизировало восстановление связи между человеком и Богом. Смерть преодолена.
Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов
, — так говорится в одной из стихир Крестопоклонной недели.
Бессмертному Богу пришлось принести очень огромную жертву ради спасения человека. Он умер самой позорной смертью и сошел в ад, чтобы человек имел возможность достигнуть святости и вечно пребывать в раю.
Вот поэтому Крест — это символ нашего спасения. Напоминание о том, на какую жертву ради нас пошел Христос.
И когда обессиленный повседневной суетой человек проживает 20 дней Великого поста, Церковь подкрепляет его духовно и устанавливает Крестопоклонную неделю. Распятие посреди храма напоминает нам о Божьей любви, милосердии и смысле человеческой жизни.
Крестопоклонная неделя — напоминание о Воскресении Христа и осуждении дьявола
Когда мы смотрим на распятие Христа, вынесенное в центр храма, на скорбь Богородицы и любимого ученика Иисуса — Иоанна Богослова, мы понимаем, что этим трагическим событием история христианства не заканчивается. Если есть распятие, значит, будет и Воскресение.
Иоанн Дамаскин описывает всю глубину этого торжества:
Всякое деяние и чудотворение Христово — весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа
Вот почему орудие смерти Христа и спасения человека так почитается среди христиан и настолько ненавистно дьяволу.
Если для православного крест — это напоминание о вечности и бессмертии, то для лукавого — о том, что он проиграл. Как говорится в Евангелии от Иоанна: князь мира сего осужден.
Конечно, в пределах земной жизни бесы еще искушают человека, особенно в пост, когда верующий пытается освободиться от бремени грехов. Но мы имеем защиту — Крест Господень, торжественно вынесенный в Крестопоклонную неделю в центр храма, крестик на груди и крестное знамение, соединенное с молитвой.
О поклонении Кресту и смысле третьего воскресения поста рассказывает епископ Дионисий: