Почему матушку Алипию называют киевской Матроной Московской?
Содержание:
В истории христианства запечатлены имена многих святых, уходивших в пустыни, изнурявших себя постом или абсолютным безмолвием. Это подвижники древности. Но даже в ХХ веке можно найти особые примеры праведности. Среди них и матушка Алипия — киевская старица, еще не канонизированная святая.
Когда святые рядом
Все чаще в среде верующих можно услышать невинный ропот: «Нет сейчас старцев…» В жизни современного человека не остается времени и сил для духовного подвига и возрастания.
Истории о святых, уходивших в пустыни или проводивших жизнь в маленьких пещерках и усердной молитве, все чаще рассказываются как красивая быль, далекая от современной жизни.
Устали от мирского — съездите, например, в Киево-Печерскую лавру, там почивают мощи более 120 святых. Для многих из них эти пещеры заменяли роскошные дома и квартиры. Молитва, хлеб и вода, холодная и влажная пещерка — что еще надо монаху для спасения?
Вот только жили эти святые приблизительно в ХІІ-ХІІІ веках. Сейчас все иначе — возразит современный человек. И будет прав.
Но даже в ХХ-ХХІ веках можно найти примеры истинной святости и подвижнической жизни. Особое место среди них занимает Алипия Голосеевская, более известная как матушка Алипия, неканонизированная святая ХХ века.
О ее жизни известно очень мало, зато историй об исцелениях по молитвам к матушке насобирается не на одну книгу.
Она пережила погромы красногвардейцев, репрессии 1930-х и тюрьму, Вторую мировую, плен и концлагерь, постоянное скитание и особые духовные подвиги. За такую жизнь Бог наградил ее даром ясновидения. Она предсказала события в жизни многих людей, катастрофу на Чернобыльской АЭС и дату собственной кончины.
Безбожная власть сделала ее сиротой
Родилась матушка Алипия приблизительно в 1905 году (по иным источникам — в 1910-м) в Пензенской губернии в благочестивой семье. Звали ее в миру Агафией Авдеевой.
О своих родителях она вспоминала мало. От отца ей передалась любовь к постам — Тихон Сергеевич постился так строго, что вкушал только сухари и отвар из соломы. Мама же заботилась о бедных, перед праздниками даже посылая дочку отнести продукты нуждающимся.
Однажды девочка вышла из дому к соседям, а когда вернулась, родителей уже не было в живых. В доме побывали красногвардейцы. Но даже будучи еще совсем ребенком, она целую ночь молилась над погибшими, читала Псалтирь. Это был переломный 1918-й. С этого времени начинается ее путь странничества. Тогда маленькая Агафия прошла сотни и тысячи километров, побывала в разных святых местах, которые особо усердно закрывала советская власть.
Апостол Петр в биографии матушки Алипии
В 1930-е годы, как и многие верующие, оказалась в тюрьме. Люди в камерах ждали не освобождения, а расстрела. Когда в одной комнатушке их осталось только трое — Агафия и священник со своим сыном, то батюшка решил отслужить панихиду. По себе и сыну. Агафье же сказал, что она выживет.
И действительно, совершилось не что иное, как чудо. Ночью дверь девушке открыл… апостол Петр и вывел ее к морю. Никто до сих пор не может сказать, что за тюрьма и какое море это были, но от пребывания в заключении у матушки Алипии остались опыт особого присутствия Бога, удивительной помощи первоверховного апостола и многочисленные шрамы на локтях, ведь идти ей пришлось 11 дней и ночей, без воды и еды, карабкаясь по скалам.
Вместо кельи — дупло старого дерева
Во время Второй мировой Агафия попала в плен, где много молилась о плененных женщинах, которых дома ждали дети или немощные родители. Матушка выводила их за колючую проволоку, а однажды и сама ушла, пересекла линию фронта и отправилась в Киев.
В то время закрытую большевиками Киево-Печерскую лавру открыли немцы, здесь и нашла место для служения странница Агафия. Ее духовником был отец Кронид, который вскоре стал настоятелем монастыря. Благодаря ему Агафия стала Алипией — во время принятия пострига ее нарекли в честь печерского иконописца — святого Алипия.
Также отец Кронид благословил ее на особый духовный подвиг, о котором современные люди даже никогда не слышали. Три года молодая монахиня прожила в дупле дерева.
А сейчас представьте, как это выглядело: хрупкая матушка Алипия в дупле старого дерева в монастырском дворе. Здесь уже не идет речь о том, что твердо или неудобно спать — здесь даже выпрямиться во весь рост невозможно. А если еще добавить погодные условия, суровые зимы, ветер и снег?
Наверняка на такие подвиги не благословляли даже бывалых монахов, но молодую монахиню, которую из тюрьмы вывел сам апостол Петр, благословили. Лишь когда было невыносимо холодно, ее пускали погреться в коридоре монастырского корпуса.
Подвиг юродства и помощь людям
После трех лет в дупле матушку Алипию благословили на путь юродства. Юродствующих еще называли блаженными, людьми Божьими, ведь они настолько предавались в руки Божьи, что полностью отсекали свою волю.
Матушка настолько отреклась себя, что даже говорила о себе в мужском роде: я был, видел, служил, пережил…
Многим людям она говорила не напрямую, а какими-то иносказаниями или даже, на первый взгляд, полнейшими алогизмами. Но тот, кому эти слова были адресованы, понимал смысл обличения.
Например, к ней приехали три парня. Одному из них монахиня сказала: «Грех выходить замуж». Молодого человека так и передернуло. Оказывается, его мучил содомский грех.
После закрытия лавры в 1960-х годах жила в одиноком домике в Голосеевском лесу и регулярно посещала Вознесенский храм на Демеевке.
Чтобы скрывать свои духовные дары, «прикидывалась» безумной. Зимой и летом ходила в одной и той же одежде (на голове у нее всегда была меховая шапочка).
Но вместе с тем постоянно молилась, носила вериги, помогала людям. Чтобы не привлекать к себе лишнего внимания, делала это либо во время трапезы, либо давала больному специальную мазь. Хотя на самом деле исцеляла молитва благочестивой матушки Алипии.
Особое внимание уделяла милостыни, гостеприимству и молитве об усопших. В домике, где она жила, собиралось много людей. По возможности она принимала всех, кормила, а кому надо — даже помогала деньгами. В храм же частенько отправлялась с хлебом, который несла на панихиду.
Сбывшиеся пророчества голосеевской старицы
За такое искреннее служение Богу и людям Господь многое открыл матушке Алипии. Трудно собрать и описать все те случаи, когда ее слова или действия касались конкретных людей. Но есть и те события, которые влияли на жизнь многих. Некоторые слова пока остаются загадкой или ждут своего времени.
Например, монахиня наперед знала о Чернобыльской катастрофе. Еще зимой 1986 года она повторяла: «Горе идет!». Говорила, что под землей горит. Но описать весь механизм катастрофы словами она не могла, ведь имела скудное образование — умела читать на русском и церковнославянском.
По свидетельствам очевидцев, 25 апреля монахиня не находила себе места. Она ходила по двору и молилась от всего сердца: «Боже, пощади народ!». Когда информацию о катастрофе еще тщательно скрывали, 26 апреля она просто советовала людям плотно закрывать окна.
Чтобы обезопасить еду от радиации, советовала осенять ее крестным знамением и читать «Отче наш» и «Богородице Дево…»
Сестрам Флоровского монастыря в Киеве она указала на возрождение еще одной монашеской обители — Голосеевской пустыни. Это было в 1988 году. А в 1993-м монастырь начали восстанавливать. В 2006 году мощи старицы перенесут в часовню на территории Голосеевской пустыни.
Также Бог открыл матушке Алипии и дату ее смерти. Как бы невзначай она спросила свою келейницу, какой день будет 30 октября 1988 года. Как оказалось, воскресенье. При жизни монахиня неоднократно останавливалась на этой дате.
Невероятные факты из жизни монахини
Когда читаешь жизнь монахини Алипии Голосеевской, трудно поверить, что она жила в ХХ веке и умерла лишь 28 лет назад.
Современному человеку немыслимым кажется то, что можно три года прожить не в комфортабельной квартире, а в дупле старого дерева. Или никогда не иметь паспорта и прописки. И это в советское время!
А еще матушка была против того, чтобы ее фотографировали или тем более снимали на видео. Поэтому до нашего времени дошла фактически одна фотография монахини и редкие фрагменты видео, сделанного детьми.
Никто не знает точно, когда родилась матушка Алипия. Зато 30 октября, в день ее смерти, тысячи верующих приходят, чтобы помолиться у мощей еще не канонизированной святой. Более того, если у прославленных святых один день памяти, иногда два, то у голосеевской старицы — целых 12! Каждое 30-е число каждого месяца. Ведь так захотели верующие, которые приезжают к матушке, чтобы поблагодарить за помощь или попросить о молитве.
Причем просьбы эти самые разные. Первые получают исцеление в болезнях, вторые — облегчение в финансовых вопросах, третьи — разрешение бесплодия… По вере и молитвам матушки действительно происходят чудеса.
Некоторые православные сравнивают ее с Матроной Московской, даже называя ее второй Матроной или киевской Матроной. Это свидетельство глубочайшего народного признания.
Хотя на самом деле их жизненные пути во многом расходятся. Но есть и общее. Обе праведницы жили в одну и ту же безбожную эпоху. Обе спасались не в безлюдной пустыне, а среди людей. Две праведницы были прозорливыми, давали советы, а иногда и обличали приходящих.
Сегодня и святой Матроне, и матушке Алипии верующие несут цветы и свои изболенные молитвы. Но объединяет двух стариц любовь к Богу, искреннее служение и то, что называют жизнью во Христе.
О жизни старицы Алипии рассказывает и этот фильм: