Наследственность духа
Самые интересные рефераты, конечно, в медицинских вузах: там людям пишут о людях – и любопытно, и полезно. Простодушный очень хотел написать нечто значительное, поэтому тщательно выбирал тему, чтобы было «много изюма».
Что интересует всех и в чем участвуют все – это род, продолжение рода, и раз каждый из нас уже имеет свою родословную – значит, это важно. При этом учитывая, что родителей не выбирают, да и родину тоже — это не обсуждается. Простодушный с детства любил и родину, и родителей: папа с мамой – самые лучшие, а бабушки и дедушки если бы еще и молчали, могли бы стать святыми (точнее праведниками). Сейчас родословную можно легко заказать у предприимчивых специалистов из соответствующей конторы, а при желании и переписать ее. Хочешь обнаружить у себя дворянские корни или получить известную фамилию – надо платить. Еще доплачиваешь – ты оказываешься из рода Рюриковичей – это у нас. У евреев за деньги попадаешь в род Давида и отца Иакова, у мусульман тоже ясно.
Простодушный, как человек верующий и пока не обремененный медицинскими знаниями, хотел по-честному двинуть науку. Но как исследовать тему непростой зависимости генетической предрасположенности от родословной и при этом не задеть национальный вопрос и богатых не обидеть: всё же первый реферат на первом курсе – это ответственно. Итак, дух, душа, тело – три знакомых всем понятия, хотя медицина лечит только тело. Наследственность – печать прародителей. Душа дается каждому при рождении – тут тоже всё ясно. А вот дух и всё что с этим связано, наследственность духа – это достойная для исследования тема. Выбор Простодушному казался несложным, но преподаватели уклонялись от руководства, а материала даже в Интернете маловато… Поэтому пришлось браться самому, иначе в медицине и в науке в целом останется пробел, решил наш герой. Скромность – не основная черта Простодушного. «Не переписывать же в тупую чужие мысли», – рассуждал он. И наш студент начал задавать себе вопросы и отвечать на них честно, как в истории болезни.
По избранной теме единственный, кто всё проанализировал и обобщил, – епископ святитель Лука Войно-Ясенецкий, он же профессор по хирургии, который делал до 1000 операций в год любой сложности в любых условиях и даже перочинным ножом – и все выживали, то есть 100 процентов. Видимо, работая в таком режиме, от недостатка времени епископ написал всего два учебника: «Очерки гнойной хирургии» для медработников и «Дух, душа, тело» для интеллигенции, которая верит от ума, где раскрыл и показал взаимосвязь духа, души и тела, включая вопрос о наследственности духа. Он приводит такой пример: «В двадцатых годах прошлого столетия в Америке жила молодая женщина, чрезвычайно развращенная. Приговоренная уже в ранней молодости к повешению, она избежала наказания – вышла замуж и имела много детей. Через 60 лет число ее потомков по прямой линии достигло восьмидесяти. Из них 20 подвергались карам закона за преступления, а остальные 60 состояли из пьяниц, помешанных, идиотов, нищих…» То есть получается, как в поговорке: «У свиньи не родятся бобрята, все одни и те же поросята».
Наследственность духа – может, это и есть неизвестная тайна семейной жизни – или нет? Известный пример присутствия духа – христианская семья Бернулли. За двести лет их род взрастил 10 величайших математиков своего времени, из них три гениальных. Уравнения Бернулли в математике, физике, механике и гидродинамике – это творческие достижения разных людей одного рода. То есть в одной семье – два десятка профессоров! Оценить их вклад в мировую науку и жизнь в целом просто невозможно: это дифференциальное и интегральное исчисление, аналитическая геометрия и теория вероятности, включая вариационное исчисление… Весь мир пользуется в своих расчетах идеями этих ученых, целые разделы математики берут начало из их формул и законов; они лежат в основе такой современной дисциплины, как математический анализ. Столько ученых и открытий, как-то многовато для одной семьи. А может, правильно бабушка говорит про нашу родню — ленивые и нерадивые, вспоминал Простодушный. Но что для нас чужая история, когда «дым отечества нам сладок и приятен»?
До умиления легко читать, как у нас жили на Руси лапотной и богомольной: во-первых, хранили и сохранили святой дух христианства в семьях и государстве, и дух патриотизма, когда «За веру, царя и Отечество». Это больше, чем у всей сытой Европы. Только Смоленская земля родила миру более ста адмиралов и генералов, известны целые морские и военные династии смоленских дворян Кутузовых, Рыковых, Воеводских, Верховских, Керновых, Белавенцевых, Колтовских и, конечно, Нахимовых, Касатоновых; оттуда и старинные фамилии, а Федор Ушаков, племянник преподобного Федора Ушакова, пребывают вместе в Санаксарском монастыре, а Суворов! Любая летопись православных святых начиналась так: «У благочестивых родителей…», а в иных православных родах, которые веру хранили и несли более всего, — таких как род Иоанна Кронштадтского, — на протяжении трех веков служили Господу иереи, дьяконы… Вот это наше родное. Более 60 святых князей правили на Руси. Даже представить трудно, но именно наши святые до сего времени служат христианам, которые обращаются к ним с молитвой, для ходатайства перед Господом Иисусом Христом. Начиная с киевских святых: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Александр Свирский, Серафим Вырицкий, и святых, которых мы не знаем, а у нас святых много… Осознание того, что все они — наши предки, наполняет нас законной гордостью. Далее от частного к общему: у христиан с духом всё просто и понятно, «по вере вашей дано будет вам», а иерархия земная примерно такая: преподобные, чудотворцы, святые, монахи молитвенники и исповедники, иноки, праведники, затем идут подвижники и благочестивые миряне и остальные носители разного духа, обыкновенные люди, от кого мы и произошли…
История человечества доходит до потопа и второй раз начинается с Ноя. Если Ной был единственный праведник на земле, а у него было три сына, от них всё население земли. Стало быть, и мы либо от Сима, либо от Иафета — хотелось верить Простодушному. Третьего звали Хам (хам и есть) — нашел повод и посмеялся над отцом, и изменилась история человечества, как у нас в поговорке: «В семье не без урода»… Дети, получается, даются либо в награду, либо в наказание… до седьмого колена. А может, можно что-то изменить? Неужели библейская история нас не учит?
А если ближе к теме, то люди являются носителями духа и наследственности в части генной памяти. По существу вопроса не сказать лучше Серафима Саровского: «Стяжайте Дух Святый». Ведь написано в Библии: «Дух живет, где хочет»; подразумевается Святой Дух. Значит, если человек может быть храмом Духа Святаго, то генетики и медики должны об этом знать! Но, увы, многое существенное и сокровенное, что есть в Святых Писаниях, особенно в Новом Завете, не нашло своего отражения в науке и медицине! Такие категории, как дух и душа, в медицине присутствуют номинально и только в околомедицинской литературе. Если люди в белых халатах что-то не могут объяснить, то объясняют это генетической предрасположенностью человека. А генная инженерия утверждает, что на генном уровне только всё записывается, не более того, так что промежуточный вывод напрашивается сам: генетическая память вступает в права в человеческом роду только тогда, когда нет места духовной памяти, и наоборот.
Наследственность духа — это пока еще не теоретическое понятие, а изменение наследственности по молитвам в генетике вообще не обсуждалось…
«Много может молитва праведника» — знакомое выражение пришло на ум… «Всемилостивый Господь может пресечь наказание на детях, если будет показано истинное покаяние и молитва к Нему, Отцу Небесному, о прощении. Мать святого Фанурия была непорядочной женщиной, однако сына наказание за грехи матери не постигло. Его не только не постигло наказание, но он стал святым. Фанурий, понимая, что мать грешна, непрестанно молился Богу о ней. Когда Господь простит умерших грешников, тогда их грех не ляжет тяжким бременем на плечи потомков. В этом и есть смысл молитвы за умерших» (из писем святителя Николая Сербского). То есть необходима молитва за усопших родственников — опять возвращаемся к понятию духовного мира человека, через который он соединен с родителями. А дети и наследственность могут изменяться, если только молиться, так как одним Духом дается и то и другое….
Далее важно исследовать и включить зарубежный опыт по данному вопросу, а то скажут, что опять верующие одеяло истории на себя тянут! Англичане, которых трудно уличить в православии да и в христианстве тоже, провели исследование по генеалогии своих убийц. Род их вымирает в последующие лет сто, то есть мужская линия исчезает. Отсюда печальный вывод: алкоголики, наркоманы, проститутки и проч. — это как отмирающие ветки на человеческом древе жизни, и в назидательном наклонении давно известно, еще с Ветхого Завета:
«В семени их (праведников) пребывает доброе наследство; потомки их — в заветах; семя их будет твердо, и дети их — ради них; семя их пребудет до века, и слава их не истребится...» (Сир. 44: 10—12).
«Господь не истребит семени возлюбившего Его» (Сир. 47: 24).
«Дети ее (жены, которая произвела детей от чужого мужа) не укоренятся, и ветви ее не дадут плода» (Сир. 23: 34).
«Потомки нечестивых не умножат ветвей...» (Сир. 40: 15).
«Жены их (нечестивых людей, презирающих мудрость и наставление) несмысленны, и дети их злы, проклят род их» (Прем. 3: 12).
«Дети прелюбодеев будут несовершенны и семя беззаконного ложа исчезнет» (Прем. 3: 16).
«А плодородное множество нечестивых не принесет пользы, и прелюбодейные отрасли не дадут корней в глубину и не достигнут незыблемого основания; и хотя на время позеленеют в ветвях, но, не имея твердости, поколеблются от ветра и порывом ветра искоренятся; некрепкие ветви переломятся, и плод их будет бесполезен, незрел для пищи и ни к чему не годен; ибо дети, рождаемые от беззаконных сожитий, суть свидетели разврата против родителей при допросе их» (Прем. 4: 3—6).
И вместо послесловия в реферате стоит сослаться на Новый Завет, гл. 15 Евангелия от Иоанна. Иисус Христос сказал: 1. «Я есть истинная виноградная лоза, а Отец мой виноградарь. 2 Всякую ветвь, не приносящую плода, Он отсекает (вот и всё то, что в простонародье называют: судьба такая, или — от судьбы не уйдешь); а всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода».
Авторский вопрос: почему в рефераты, курсовые и дипломные работы нельзя включать ссылки из Библии? Может, потому, что медики понимают и принимают только то, что сами пишут? Но история человечества включает в себя медицину, а не наоборот!
Вадим Колупаев