X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Семейное (родовое) бессознательное. Системные семейные расстановки

Вопрос семейного (родового) бессознательного интересует меня как психолога, активно работающего с этой сферой, и по этой причине я предлагаю вам рассмотреть различные подходы школ зарубежной и отечественной психологии к феномену семейного бессознательного. Феномен семейного (родового) бессознательного в основном был рассмотрен в рамках глубинной психологии, таких подходах, как психодинамический, аналитический, трансперсональный, трансгенерационный и т. д.

З. Фрейд — первый, кто обратил внимание на феномен бессознательного, в том числе и на его родовой аспект.

К. Юнг (1963) расширил представление о семейном (родовом) бессознательном. Он ввел понятие коллективного бессознательного, передаваемого в обществе от поколения к поколению, данного от природы и существующего вне всякого вытеснения и личного опыта, называемого архетипом. В основе поведения людей лежат определенные архетипы коллективной души, некие силы, которые властвуют над досознательной душой ребенка. За конкретным отцом или матерью стоят магические фигуры, вечные образы Отца и Матери. Архетип является в наиболее обобщенном смысле сгустком энергии коллективного бессознательного, формой энергии, несущей в себе протосценарий типовых ситуаций.

«Отцом» понятия «родовое бессознательное» стал Л. Зонди (1937). В своей попытке установить мост между генетикой и глубинной психологией он создает учение под названием «судьбоанализ». Судьбоанализ — это направление в глубинной психологии, которое изучает и помогает сделать сознательными бессознательные притязания рода (предков) личности, или, иными словами, учение, которое помогает самому индивиду осознанно выбрать свою судьбу.

Свою теорию Л. Зонди рассматривает в качестве дополнения к теории психоанализа З. Фрейда и аналитической психологии К. Юнга. Так, если Фрейд открыл индивидуальное бессознательное, выражающееся преимущественно в симптомах, а Юнг открыл коллективное бессознательное, универсальным языком которого является символ, Зонди дополнил родовым бессознательным, которое проявляет себя в выборах человека.

В соответствии с теорией родового бессознательного каждый человек испытывает влияние фигур предков в своих переживаниях, поведении и особенно в своем выборе.

«Под притязанием предков судьбоанализ понимает стремление фигуры предка полностью повториться в той сфере экзистенции, в которой она один или несколько раз проявляла себя в истории рода». Фигуры предков, которые все мы носим в своем бессознательном, воплощают в себе позитивные (таланты, дарования) или негативные (опасности, болезни) возможности судьбы, связанные с более или менее сильной потребностью в манифестации. «Каждый предок со своими специфическими притязаниями и формой жизни имеет значение для потомков в качестве «образа или фигуры». Каждый предок фигурирует в нашем родовом бессознательном в качестве особой возможности судьбы».

Кроме этого, Л. Зонди интересным способом разрешил вопрос трансгенерационной передачи выборов судьбы последующим поколениям. Он считал, что «переносчикамис и «носителями» судьбы являются гены. «Каждый человек несет в своем генотипе определённое количество скрытых наследственных факторов. При смешении отцовских и материнских генов между наследственными факторами разыгрывается борьба за формы манифестации».

Он называет эту конкуренцию наследственных факторов примордиальной борьбой генов, или «борьбой предков». Предки как бы борются друг с другом посредством своих генетических представителей за право открыто проявиться, т. е. манифестировать в потомках. Каждый предок (ген) стремится проявиться в потомке в своей изначальной форме. Доминантные гены представляют более сильные, а рецессивные – более слабые притязания в генофонде индивида.

В отечественной психологии создателем методологии изучения сознания является В. Козлов, доктор психологических наук, работающий в рамках интегративного подхода. В своих работах он говорит о базовом конфликте между «Я» и «не-Я», жесткой идентификации со своей личностью, своим эго, своим опытом и стремлением полностью уничтожить эту привязанность, быть над определенностью, в вечности, в пространстве «не-Я».

Одним из проявлений этого конфликта В. В. Козлов считает «структурирование бессмертия при жизни». Этот аспект касается свободы от времени и в традиции называется просветлением. Получая опыт вневременного существования, человек отождествляет себя с чистым сознанием. Также этот конфликт проявляется в стремлении индивидуального сознания раствориться в групповом сознании.

Все мы существуем в некотором ограниченном пространстве своего «Я», личностном одиночестве, с другой стороны, с самого глубокого детства у нас есть стремление трансцендировать свою индивидуальность. Стремление трансцендировать свое одиночество, приобрести состояние целостности в другом или в других является базовым стремлением человека.

Люди ищут ощущение слияния, трансцендирования себя, растворения в другом. Основным свойством семейного (родового) бессознательного является выход за рамки индивидуального опыта человека и существование в пространстве всей памяти рода. Мы трансцендируем себя с группой предков как проявление извечного конфликта слияния и отторжения.

С одной стороны, мы хотим быть индивидуальностями, с другой — страстно хотим слиться с группой. 

Виктория Танайлова,  психолог


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Родовой грех: дети отвечают за пороки родителей?
Родовой грех — это не наказание за грехи родителей
РПЦ о наследственных заболеваниях
РПЦ о наследственных заболеваниях
О православной индульгенции
О православной индульгенции
Наследственность духа
Наследственность духа
Показать еще
Комментарии