X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Неделя о мытаре и фарисее. Особенности богослужения

Неделя мытаря и фарисея (греч. Κυριακή Τελώνου και Φαρισαίου) — первое из четырёх воскресений подготовки к Великому посту в православных церквах, начало богослужений с использованием Постной Триоди.

 

Если мы заглянем в календарь неделей раньше, то обнаружим, что после обычного указания на евангельский отрывок (Лк. 19, 1—10) стоит «О Закхее». Обычно в календаре мы не видим указаний на содержание отрывка из Писания. Почему Церковь считает нужным напомнить нам о мытаре Закхее именно в этот день? Воскресение, в которое читается отрывок о Закхее, является первым из пяти, подготовляющих нас к Великому посту. Церковь подводит нас к посту постепенно, поэтому единственной особенностью воскресной литургии в тот день является специальное евангельское чтение, являющееся соединительным звеном между годовым кругом и великопостным циклом воскресных евангельских чтений. В это воскресенье на литургии тоже назначено особое евангельское чтение – притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10—14). Но на этот раз уже и богослужение имеет особенности.

 

Постная Триодь

 

В церкви в этот день впервые открывают книгу, которая почти целый год без дела пылилась на полке. Вскоре она станет главной книгой, определяющей порядок всех богослужений. Название этой книги – Постная Триодь. Оно происходит от греческого слова «триодион» – три оды, что означает трипеснец (три песни). Название восходит к трехчастным молитвенным торжественным поэтическим произведениям, составляющим основу этой книги. Изменения, которые вносит Постная Триодь в этот день, небольшие по объему, но существенные по содержанию. В обычное воскресенье большая часть службы прославляет Воскресение Христово; другая же часть богослужения всегда посвящена памяти святого или святых, попадающих по календарю на этот день. Триодь, вступая в свои права в Неделю о мытаре и фарисее, оставляет почти без изменений воскресную часть богослужения, а память святого указывает перенести на другой день. Вместо текстов святому Триодь предлагает песнопения, посвященные евангельской притче.

 

В начале вечерни как часть основного цикла стихир, перед пением гимна «Свете тихий» звучит короткая пламенная стихира, фактически состоящая из двух призывов: «Не помолимся фарисейски, братие <…> Смирим себе пред Богом…» Устав требует петь эту стихиру дважды, тем самым подчеркивая ее значимость. Вторая стихира повествовательная и более подробная. Фарисей, «тщеславием побеждаем», предается многословной похвальбе и велеречиям. Преподобный Андрей Критский в своем каноне, который читается в первую седмицу Великого поста, метко характеризует высокопарную манеру речи фарисея: «Сей же величашеся вопия: «Боже, благодарю Тя!» – и прочие безумные глаголы». Про мытаря сказано, что он «ничтоже вещав». Звучит это довольно странно, т. к. из Евангелия мы знаем, что мытарь повторял: «Боже, милостив буди мне грешному». Уже в словах следующей фразы: «В сих воздыханиих утверди мя, Христе Боже…» – мы видим ответ на эту загадку. Автор стихиры и здесь подчеркивает разницу в манере молитвы мытаря и фарисея.

 

Не вещание, а воздыхание

 

Молитва мытаря – не вещание, а воздыхание. Это именно та молитва, которой мы должны научиться, чтобы вместе с мытарем «сподобиться дарований», а не «лишиться благих», как фарисей. Таким образом, с первых строк своей книги преподобный Феодор Студит и его брат святитель Иосиф, арихиепископ Солунский, составители Триоди, преподают нам урок смиренной постовой молитвы.

 

В следующей стихире «Вседержителю Господи» нам дают еще один, предметный урок – о могуществе покаянных слез, кроме притчи о мытаре и фарисее отсылая нас еще к двум библейским эпизодам. Несмотря на то что в тексте стихиры перед нами предстает слезная покаянная молитва мытаря, образ фарисея неотступно присутствует в каждой из вспоминаемых ситуаций. Езекия, будучи смертельно больным (4Цар., 20), своим слезным покаянием умилостивил Господа, и Господь, его «от врат смертных возведоша», даровал ему 15 лет жизни и благополучие его царству. Однако Езекия сам вскоре обратился к фарисейскому тщеславию, чем посеял гибельное зерно, всходы которого привели к уничтожению иудейского царства и вавилонскому плену всего еврейского народа. В этом грозное предупреждение для всех нас: слезное покаяние – не вдохновенный порыв, а постоянный труд, иначе в любой момент, сами не подозревая, мы из мытаря превращаемся в фарисея, со всеми сопутствующими такому горделивому состоянию духовными опасностями. Именно в напоминание об этом Церковь установила, что молитва мытаря является самой первой молитвой каждого нашего дня. Другой эпизод, о котором напоминает нам текст стихиры, – слезное покаяние грешницы в Лк. 7, 36—50. Свидетелем омовения слезами ног Спасителя был фарисей, в доме которого находился Христос. Фарисей был не очень гостеприимен и осуждал в помыслах и женщину, и Христа. Господь же принял покаяние женщины и «грешную от многолетних согрешений избавил».

 

Перед молитвой «Ныне отпущаеши» звучит еще одна стихира покаянной тематики, последняя на вечерне – «Отягченныма очима моима». Значимость этой стихиры в том, что из свидетелей библейских событий, случившихся в далекие времена, она превращает нас в непосредственных участников покаянной слезной молитвы, которая происходит прямо сейчас, в данный момент. Эта стихира служит мостиком к песнопению утрени «Покаяния отверзи ми двери», являющемуся лейтмотивом всего Великого поста.

 

Юрий Пидопрыгора

Источник: http://www.oposte.ru/publications/monitoring/?ID=3


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Ночь жизни в 5-й молитве Василия Великого
Главная мысль  5-й молитвы Василия Великого
Почему молитву Святому Духу читают вначале?
Молитва Святому Духу
Молитва «Царю Небесный» открывает двери души для спасения
Молитва Царю Небесный
Кто автор молитвы мытаря
Кто стал прообразом мытаря в притче о мытаре и фарисее?
Комментарии