Святая Троица
Святая Троица — Бог, единый по существу и троичный в лицах (ипостасях); Отец, Сын и Святой Дух.
Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой — единый и единственный Бог, познаваемый в трех равнославных, равновеликих, не сливающихся между собою, но и нераздельных в едином существе лицах, или ипостасях.
Образы Святой Троицы в материальном мире
Как же Господь Бог может быть одновременно Один и Троица? Не надо забывать, что к Богу неприложимы привычные для нас земные измерения, в том числе категория числа. Ведь исчислять можно только предметы, разделенные пространством, временем и силами. А между лицами Святой Троицы нет никакого промежутка, ничего вставного, никакого сечения или разделения. Божественная Троица есть абсолютное единство. Тайна троичности Бога недоступна человеческому разуму. Некоторыми видимыми примерами, грубыми аналогиями ее могут служить:
— солнце — его круг, свет и тепло;
— ум, рождающий неизреченное слово (мысль), выражаемое дыханием;
— сокрытый в земле источник воды, ключ и поток;
— присущие богообразной человеческой душе ум, слово и дух.
Единая природа и три самосознания
Будучи едиными по природе, лица Святой Троицы различаются лишь личными свойствами: нерожденность — у Отца, рождение — у Сына, исхождение — у Святого Духа. Отец — безначален, не сотворен, не создан, не рожден; Сын — предвечно (вневременно) рожден от Отца; Святой Дух — вечно исходит от Отца.
Личные свойства Сына и Святого Духа указаны в Символе веры: «от Отца рожденного прежде всех век», «от Отца исходящего». «Рождение» и «исхождение» невозможно мыслить ни как однократный акт, ни как некоторый протяженный во времени процесс, поскольку божество существует вне времени. Сами термины «рождение» и «исхождение», которые открывает нам Священное Писание, являются лишь указанием на таинственное общение божественных лиц, это лишь несовершенные образы их неизреченного общения. Как говорит св. Иоанн Дамаскин, «образ рождения и образ исхождения для нас непостижим».
В Боге три личности, три «Я». Но аналогия человеческих лиц здесь неприменима, лица соединяются не сливаясь, но взаимно проникая так, что не существуют один вне другого. Лица Пресвятой Троицы находятся в постоянном взаимном общении между собою: Отец пребывает в Сыне и Святом Духе; Сын — во Отце и Святом Духе; Дух Святый — во Отце и Сыне (Ин. 14:10).
Три лица, имеют:
— одну волю (желание и волеизъявление),
— одну силу,
— одно действие. Любое действие Бога едино: от Отца через Сына в Духе Святом. Единство действия в отношении Бога следует понимать не как некую сумму трех взаимосолидарных действий лиц, а как буквальное, строгое единство. Это действие всегда правосудно, милосердно, свято...
Отец — источник бытия Сына и Святого Духа
Отец (будучи безначальным) является единым началом, источником в Святой Троице: Он вечно рождает Сына и вечно изводит Святого Духа. Сын и Святой Дух одновременно восходят к Отцу как к одной причине, при этом происхождение Сына и Духа не зависит от воли Отца. Сын и Дух, по образному выражению святого Иринея Лионского, суть «две руки» Отца. Бог един не только потому, что Его природа едина, но и потому, что к единственному лицу восходят те лица, что из Него.
Отец не обладает большей властью и честью, чем Сын и Святой Дух.
Истинное знание о Боге-Троице невозможно без внутреннего преображения человека
Опытное познание троичности Бога возможно лишь в мистическом откровении по действию божественной благодати, человеку, чье сердце очищено от страстей. Святые отцы опытно созерцали Единую Троицу, среди них можно особо выделить Великих Каппадокийцев (Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского), свт. Григория Паламу, прп. Симеона Нового Богослова, прп. Серафима Саровского, прп. Александра Свирского, прп. Силуана Афонского.
Святитель Григорий Богослов: «Я еще не начал думать об Единице, как Троица озаряет меня Своим сиянием. Едва я начал думать о Троице, как Единица снова охватывает меня».
Как понять слова «Бог есть любовь»
Согласно определению, данному апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, Бог есть любовь. Но Бог есть любовь не потому, что Он любит мир и человечество, то есть свое творение, — тогда Бог не был бы вполне Собой вне и помимо акта творения, не имел бы совершенного бытия в Себе, и акт творения был бы не свободным, но вынужденным самой «природой» Бога. Согласно христианскому пониманию, Бог есть любовь Сам в Себе, потому что бытие Единого Бога — это со-бытие́ божественных ипостасей, пребывающих между собой в «вечном движении любви», по слову богослова VII века преподобного Максима Исповедника.
Каждое из лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя другим ипостасям, оставаясь при этом полностью открытым для их ответного действия, так что все три сопребывают в любви друг с другом. Жизнь божественных лиц есть взаимопроникновение, так что жизнь одного становится жизнью другого. Таким образом, бытие Бога-Троицы осуществляется как любовь, в которой собственное существование личности отождествляется с самоотдачей.
Учение о Святой Троице — основа христианства
По слову св. Григория Богослова, догмат о Святой Троице есть важнейший из всех христианских догматов. Св. Афанасий Александрийский определяет саму христианскую веру как веру «в неизменную, совершенную и блаженную Троицу».
Все догматы христианства покоятся на учении о Боге едином по существу и троичном в лицах, Троице единосущной и нераздельной. Учение о Пресвятой Троице есть высшая цель богословия, поскольку познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте — значит войти в божественную жизнь.
Для разъяснения тайны Святой Троицы святые отцы указывали на человеческую душу, являющуюся образом Божьим. «Ум наш — образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) — образ Сына; дух — образ Святого Духа, — учит святитель Игнатий Брянчанинов. — Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль — без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли. Точно так же дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума».
Само учение о Святой Троице есть учение «Ума, Слова и Духа — единой соприродности и божественности», как сказал о Ней св. Григорий Богослов. «Первый Ум Сущий, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, без Слова и Духа никогда не бывая», — учит св. Никита Студийский.
Христианское учение о Святой Троице есть учение о божественном уме (Отце), божественном слове (Сыне) и божественном духе (Святом Духе) — трех божественных лицах, обладающих единым и нераздельным божественным существом.
Бог обладает всесовершеным умом (разумом). Божественный ум безначален и бесконечен, беспределен и неограничен, всеведущ, знает прошлое, настоящее и будущее, знает не существующее как уже существующее, знает все творения прежде их бытия. В божественном уме присутствуют идеи всего мироздания, присутствуют замыслы о всех тварных существах. «Все от Бога имеет свое бытие и существование, и все прежде бытия находится в Его творческом Уме», — говорит св. Симеон Новый Богослов.
Божественный ум предвечно порождает божественное слово, которым Он творит мир. Божественное слово есть «Слово Великого Ума, превосходящее всякое слово, так что не было, нет и не будет слова, которое выше этого Слова», — учит св. Св. Максим Исповедник. Божественное слово всесовершенно, невещественно, беззвучно, не требует человеческого языка и символов, безначально и бесконечно, вечно. Оно всегда присуще божественному уму, рождается от него извечно, почему ум называется Отцом, а слово — Единородным Сыном.
Божественный ум и божественное слово духовны, ведь Бог нематериален, бестелесен, невещественен. Он есть всесовершенный дух. Божественный дух пребывает вне пространства и времени, не имеет образа и вида, выше всякого ограничения. Его всесовершенное бытие беспредельно, «бестелесное и не имеющее формы, и невидимое, и неописуемое» (св. Иоанн Дамаскин).
Божественный ум, слово и дух всецело личны, поэтому они и названы лицами (ипостасями). Ипостась или лицо есть личный способ бытия божественной сущности, которая в равной мере принадлежит Отцу, Сыну и Святому Духу. Отец, Сын и Святой Дух едины по своей божественной природе или сущности, единоприродны и единосущны. Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог. Они совершенно равны по своему божественному достоинству.
Каждое лицо обладает всемогуществом, вездеприсутствием, совершенной святостью, высочайшей свободой, не создано и не зависимо от чего-либо тварного, нетварно, вечно. Каждое лицо несет в себе все свойства Божества. Учение о трех лицах в Боге означает, что отношения божественных лиц для каждого лица тройственны. Невозможно представить себе одно из божественных лиц без того, чтобы сразу не существовали два других.
Отец есть Отец только в соотношении с Сыном и Духом. Что же до рождения Сына и исхождения Духа, то одно предполагает другое. Бог есть «Ум, Бездна Разума, Родитель Слова и чрез Слово Изводитель Духа, Который Его открывает», — учит св. Иоанн Дамаскин.
Отец, Сын и Святой Дух — это три полноценные личности-персоны, каждая из которых обладает не только полнотой бытия, но и является всецелым Богом. Одна ипостась не есть треть общей сущности, но вмещает в себя всю полноту божественной сущности. Отец есть Бог, а не треть Бога, Сын также есть Бог и Святой Дух — тоже Бог. Но и все три вместе не есть три бога, а один Бог. Мы исповедуем «Отца и Сына и Святого Духа — Троицу единосущную и нераздельную» (из литургии святителя Иоанна Златоуста). То есть три ипостаси не делят единую сущность на три сущности, но и единая сущность не сливает и не смешивает три ипостаси в одну.
Может ли христианин обращаться к каждому из трех лиц Святой Троицы?
Несомненно: в молитве «Отче наш» мы обращаемся к Отцу, в Иисусовой молитве — к Сыну, в молитве «Царю Небесный, Утешителю» — к Святому Духу.
Кем же каждое из божественных лиц осознает себя и как нам правильно осознавать наше обращение, чтобы не впасть в языческое исповедание трех богов? Божественные лица не осознают себя, как обособленные личности.
Мы обращаемся к Отцу, вечно рождающему Сына, выразителем которого является вечно исходящий от Отца Святой Дух.
Мы обращаемся к Сыну, вечно рождающемуся от Отца, чьим выразителем является вечно исходящий от Отца Святой Дух.
Мы обращаемся к Святому Духу, как выразителю Сына, который вечно рождается от Отца.
Таким образом наши молитвы не противоречат учению о единстве (в т. ч. воли и действия) и нераздельности лиц Святой Троицы.
По преданию, когда Блаженный Августин прогуливался по берегу моря, размышляя о тайне Святой Троицы, он увидел мальчика, который вырыл ямку в песке и переливал туда воду, которую зачерпывал ракушкой из моря. Блаженный Августин спросил, зачем он это делает. Мальчик ему ответил:
— Я хочу вычерпать все море в эту ямку!
Августин усмехнулся и сказал, что это невозможно. На что мальчик ему сказал:
— А как же ты своим умом пытаешься исчерпать неисчерпаемую тайну Господню?
И тут же мальчик исчез.