X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Где находился рай

300Во второй главе Книги Бытия мы видим человека как венец творения, не в хронологическом аспекте, а в аспекте аксиологическом, в аспекте достоинства. То есть человек здесь создается как самое достойное существо. Человек поставлен Богом царем Вселенной. Бог для него создает рай. Сегодня уже достоверно известно, что место жизни первых людей, названное Эдемским садом, находилось на земле. Где было это место, как оно выглядело и чем питались Адам и Ева?

 

Рай описан как некий квадрат, очерченный четырьмя реками: Тигром, Евфратом, сохранившимся до наших дней, и двумя другими реками  – Фисоном и Гихоном. Эти две реки еще сто лет назад найти не могли. Но уже сейчас совершенно достоверным считается, что это реки, русла которых недавно обнаружены, протекавшие на огромном расстоянии друг от друга практически перпендикулярно рекам Тигру и Евфрату. Таким образом, рай в чисто географическом смысле находился на земле, — это не только символ, но и память о реальном времени пребывания первого человека на земле.

 

Именно там Господь Бог устраивает особое место относительно всей остальной природы, враждебной человеку, потому что вначале о земле сказано, что она была безвидной, пустой, и не сказано, когда земля перестала быть враждебной человеку.

 

Кроме того, рай  ̶ понятие не только географическое, но и духовное. Само состояние детской близости с Творцом, не поврежденное грехом, называется раем. Человек в раю не был совершенным, но он был безгрешным.

 

Как можно доказать, что рай — это не только географическое понятие, но и понятие духовной близости первого безгрешного человека и Бога? Очень просто. Это разговор о деревьях. В первой главе говорится о том, что Бог посадил различные деревья, чтобы человек вкушал пищу с них. Таким образом, человеку Бог благословил не животную, а растительную пищу. 

 

Как может человек без животной пищи? Ведь даже те, кто отказываются от животной пищи, все равно воспринимают это как некое ограничение естественной потребности. Библия не собирается на этом акцентировать внимание, но человек в раю вполне мог обходиться без животной пищи. Что ищет человек в животной пище сегодня? Во-первых, в плане естественных потребностей, необходимость пополнения своего организма теми веществами, которые есть только в такой пище, во-вторых – сладострастие, которое возникает от вкушения плоти.

 

Однако Бог благословил есть мясное только после Всемирного потопа. И то — благословил не для того, чтобы вкусно есть. Человек после грехопадения ослабел, и одна растительная пища уже не способна была поддержать его силы. Кроме того, растительный мир уже не дает тех плодов, которые человеку нужны для поддержания жизни. 

 

К тому же животная пища имеет особое символическое жертвенное значение. Сладострастие в животную пищу человек включил позже, когда его греховная природа стала извращать потребности, в том числе и в еде. Отсюда появилась страсть чревоугодия. Но в раю этого не было. 

 

Недостатков в питательных веществах не было, потому что человек имел от райских деревьев всё что необходимо. Райские деревья – это не доисторические деревья, а  особые деревья, имеющие особые плоды, в которых было всё потребное для физиологии человека.

 

Что касается сладострастия, то этого чувства у Адама не было, он смотрел на животных, как мы видим, только с одной точки зрения. Бог приводит к Адаму животных, он познает их некую суть, они предназначены ему для служения и в соответствии с этой сутью называет их по именам. Кстати, сказать, что человек называл животных по имени, очень важно еще в одном смысле. Настоящий райский человек, в отличие от человека языческого, более позднего, животных не обожествлял. 

Протоиерей Лев Шихляров. Аскетика. Лекция 2. Часть 1


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Почему первым в рай попал разбойник?
Почему первым в рай попал разбойник?
Как православным вести себя в обществе неверующих людей?
Неверующие люди: как вести себя с ними по-христиански
Необычные явления, связанные с мощами святых
Мощи святых: чудеса, в которые трудно поверить
Пять православных книг, которые стоит почитать каждому
Православные книги: что стоит почитать каждому
Показать еще
Комментарии