Как православным вести себя в обществе неверующих людей?
Содержание:
В своем повседневном общении мы обычно сталкиваемся с разными людьми, которым присущи различные взгляды. К сожалению, в большинстве своем это бывают неверующие люди, с которыми также, хотим мы этого или нет, необходимо находить общий язык. Как православным следует вести себя в таком окружении? Об этом поговорим далее.
Не быть фарисеями
Самая большая опасность, которая существует в общении с людьми, далекими от Церкви, — возможность нашего превозношения над ними. Конечно, никакой пользы такие взаимоотношения не принесут ни нам, ни нашим собеседникам, ни нашей вере. Ни в коем случае мы не должны смотреть на нехристиан, как на людей «второго сорта», лишенных Божией благодати.
Всегда в таких случаях мы должны вспоминать, во-первых, что Христос принес Себя в жертву за всех, не отделяя праведников от грешников. Во-вторых, полезно всегда в памяти держать притчу о мытаре и фарисее, помня, чья молитва была более угодна Господу. Другое дело, конечно, что мы почему-то склонны всегда ассоциировать себя со скромным мытарем из той истории, но это уже другой разговор.
И вот здесь, безусловно, нужно не забывать об искренности. Это относится к общению в целом, всех со всеми, но тем более должно касаться православного христианина. Речь идет не о том, чтобы свою душу, по традиции, выворачивать перед каждым встречным, но, по крайней мере, мы должны избегать лукавства в общении с ближними.
Вести себя всегда нужно естественно и непринужденно, не надевая масок: ни светского человекоугодия, ни слишком набожного благочестия. Тем более, что в данной ситуации любое лицемерие будет восприниматься как камень в огород христианства. Нелишним также будет никогда не забывать, какими мы сами были до прихода в Церковь. Ведь большинство людей сегодня все же воцерковляется в зрелом, сознательном возрасте.
Часто полезным бывает вспомнить, как долго мы жили без Бога, как пришли к Нему. Тогда становится очевидно: то, что мы оказались в Церкви, — не наша заслуга, а милость Божья. Точно так же в любой момент она может излиться на любого из наших собеседников, будь он хоть самым истовым гонителем христиан.
Лучшая проповедь — делами
Другой важный вопрос: когда с неверующими людьми можно заводить разговор о вере? В нашем случае правильный ответ, наверное, будет «никогда». Почему? Потому что результат обычно бывает обратный. Людей часто отталкивает от веры навязчивое упоминание о своих религиозных взглядах. Это мы прекрасно видим на примере работы различных протестантских сект.
Практика показывает, что слова обычно действуют менее убедительно на наших собеседников, чем личный пример, выраженный в конкретном поведении. Попытайтесь максимально приблизить свою жизнь к христианским идеалам — это и будет лучшей проповедью. Как писал святитель Николай Сербский:
Не говори людям о Боге, если тебя не хотят слушать. Живи так, чтобы спросили
Именно такое разногласие между тем, что православный христианин обычно проповедует, и тем, как он живет, чаще всего и бывает главной причиной неубедительности такой проповеди. Другой святитель, Иоанн Златоуст, еще в IV веке говорил:
Никто не остался бы язычником, если бы мы были христианами, как следует
К сожалению, наши нравы с тех пор отнюдь не стали лучше. Поэтому, исходя из правильной христианской позиции, больше будем стараться исправить себя, а не окружающих. Старец Иоанн Крестьянкин советовал в такой ситуации пытаться жить по закону любви, потому что этот закон понятен и верующим, и неверующим
.
«Се, стою у двери и стучу»
Как же быть, если мы искренне переживаем за душу человека, желаем ей обновления и спасения во Христе? Здесь важно не забыть, что Господь, возможно, более всего на свете уважает свободу каждого. Даже честно неверующие люди могут оказаться к Нему поэтому гораздо ближе, чем верующие по принуждению.
Вот слова Спасителя из книги «Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)»:
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20)
Если Господь Сам кротко и терпеливо стоит у двери человеческого сердца, ожидая ответа, а не врывается туда насильно, то неужели мы должны поступать как-то иначе? В этом случае большую силу будет иметь наша искренняя молитва к Богу о душе этого человека.
Духовно опытные отцы считали, что пока Господь не достучится до такого сердца изнутри, нам невозможно будет взять его «штурмом» снаружи. Поэтому разговор о вере лучше вообще не начинать, пока человек сам не спросит или не будет явно расположен к такой беседе. Иначе мы сами можем спровоцировать его на богохульство.
Когда слова становятся хулой?
Как быть, если разговор все же состоялся, и обидные слова посыпались не только в наш адрес? Если кощунственные слова из уст неверующих людей звучат в адрес Бога, Богородицы, святых, а также Церкви, Святых Таинств, священнослужителей, всего, на чем почивает Божья благодать, — это называется хулой.
Что нужно делать, если мы это слышим? Лучше всего молча, помолившись про себя за этого человека, отступить. Но не будет ли это предательством, отречением от Бога? Ведь в Евангелии говорится:
Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32-33)
Наше исповедание в данном случае будет проявляться, прежде всего, в несогласии с хулой. Желательно, конечно, выразить свою позицию четко. Но нужно понимать, что любые возражения православного христианина могут вызвать дополнительную агрессию, еще больше спровоцировать на спор. Одним словом, нужно смотреть по ситуации.
Со временем у нас должна выработаться определенная духовная интуиция: когда и что нужно говорить. В любом случае что-то возразить можно только тогда, когда наши слова будут весомее молчания. Об этом стоит задуматься заранее.
Всегда ли нужно подставлять правую щеку?
Далее встает вопрос: как поступать, когда колкие слова звучат лично в наш адрес? Всегда ли нужно подставлять пресловутую правую щеку, когда ударяют по левой? Как ни странно, ответ будет скорее отрицательный. И в этом случае тоже нужно смотреть по ситуации.
Хотя, следуя учению Христа, главными качествами в общении с людьми мы считаем кротость и смирение, но иногда православный христианин должен уметь и постоять за себя. Исходя из той позиции, что каждый человек, в том числе и мы сами, является образом Божьим. Его тоже нужно в себе любить и нельзя позволять унижать.
Кротость и смирение не означает малодушие, они ему противоположны. Кротость и смирение — большая духовная сила, а малодушие — слабость. Главное, мы должны понять, почему мы ответили на обиду: по гордыне или из чувства глубокой внутренней правоты. Во втором случае и ответ наш действительно будет звучать кротко и смиренно, а не раздражительно. Основной показатель правоты — внутреннее спокойствие, мир в душе.
«Блажен муж иже не иде на совет нечестивых»
Наконец, если мы знаем, что общество, в которое мы идем, настроено к нам открыто враждебно, и пребывание в нем не принесет нам никакой пользы, то по возможности лучше избегать такой компании. Ведь и среди неверующих людей существуют разные типы отношений к религии: веротерпимое, нейтральное и открыто враждебное (так называемые «воинствующие атеисты»).
Однако специально избегать «агрессоров» из трусости не стоит. Нужно помнить, что Господь всегда нас помещает в ту ситуацию, в то общество, которые принесут нам больше пользы. К тому же нужно понимать, что иногда и явные атеисты могут вести себя гораздо нравственно чище, чем некоторые веротерпимцы. К сожалению, не всегда и христиане ведут себя вполне подобающе этому наименованию.
Очень важно в этом деле иметь тонкое душевное чутье: что для нас лучше и что хуже. Найти тему для нейтральных разговоров, кажется, в любом обществе не должно составить труда. Лучше говорить, конечно, о том, что человеку ближе, интереснее. Но если эти темы имеют негативный нравственный оттенок, могут навредить нашей душе, то лучше их избегать.
Просто удалиться от общения с такими неверующими людьми, исходя из принципа с преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися
(Пс. 17, 26-27). При этом важно с нашей стороны не впасть в гордыню и осуждение. Нам полезнее сравнивать себя не с ними, а со святыми людьми чистой жизни, осознавая свою духовную нищету.
На вопросы про общение верующих с неверующими отвечает протоиерей Андрей Ткачев: