Будут ли животные в раю?
Содержание:
Сегодня, пожалуй, мало найдется таких семей или домов, где бы не обитала какая-нибудь домашняя зверушка. Любовь к животным часто приобретает необычные формы, превосходя пределы благоразумия и приравнивая данных «домочадцев» к членам семьи, что вовсе не является похвальным. Однако не только такая привязанность, но и обыденное любопытство заставляет задуматься о том, что же ожидает всех этих кошек и собачек после смерти. Суждено ли человеку встретиться с ними после всеобщего воскресения? Поразмышлять на эту тему мы и предлагаем вам далее.
Имеют ли звери душу?
Чтобы узнать, будут ли животные в раю, для начала нужно выяснить, наделены ли они душой. Священное Писание дает на это однозначный ответ: да, наделены. В Книге Бытия упоминается об этом неоднократно:
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. (Быт. 1:24)
Эта «душа живая», кстати сказать, и отличает всю фауну от растительного мира. Однако же из Писания мы узнаем и о том, что душа животных в крови их
(Лев. 17:11). Это означает, что душа животных не наделена бессмертием, как у людей, она погибает вместе с телом.
Душа зверей является только набором психоэмоциональных свойств, благодаря чему животные обладают волей и памятью, зачатками интеллекта, а также умеют чувствовать. Но они не имеют образа и подобия Божия, у них нет тех духовных и личностных качеств, как у нас. Звери живут по биологическим законам, им чуждо понятие нравственности, различение добра и зла.
Посмертная участь зверей
В то же время это вовсе не означает, что жизнь наших домашних любимцев обязательно ограничится только их земным существованием. О том, что в раю будет место и для зверей, нам ясно возвещают пророческие картины из Книги пророка Исайи:
Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. (Ис. 11:6-7)
Апостол Павел также утверждал, что сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих
(Рим. 8:23).
Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. (1 Кор. 15:53-54)
Отсюда делается вывод: животные в раю будут наверняка. Вместе с преображенным человеком они тоже обретут некую бессмертную плоть, воскреснут. Однако как именно это произойдет, и главное — будет ли это личным воскресением каждого конкретного домашнего питомца — мы не знаем. На этот вопрос существуют только некоторые частные мнения богословов, но общего взгляда Церкви на него нет.
Например, есть мнение, согласно которому в вечность попадут только те звери, которые жили и общались с людьми, именно через соприкосновение с бессмертной душой своих хозяев они и смогут преодолеть тление. Согласно другому взгляду, весь тварный мир преобразится после Страшного Суда как вид. А вот Нектарий Оптинский, большой любитель котов, например, считал, что первыми в рай войдут именно кошки.
По мнению Феофана Затворника, души зверей сольются в некую одну «мировую душу». Но все это только предположения, и точного ответа мы знать не можем. Наверняка мы знаем только одно: «вся премудростию» сотворивший Господь, и в этом деле все решит премудро и несказанно, по глубокой любви к Своему творению. Мы же не должны интересоваться посмертной участью домашних любимцев больше, чем своей собственной.
Связь между людьми и животным миром
Из вышесказанного следует сделать вывод: место зверей в вечности напрямую зависит от человека. Нужно понимать, что и сегодня звери страдают и умирают по причине растления человеческой природы, а не по своей вине. Апостол Павел упоминает об этом в своих Посланиях:
Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее… Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. (Рим. 8:19-23)
Человек был поставлен хозяином над всем тварным миром. Подтверждением тому служит еще следующий факт: Бог дал повеление Адаму наречь имена всем животным. Это был своеобразный знак владычества над ними. Однако после грехопадения первых людей ситуация изменилась. Из гармоничных отношений она перешла в такую, когда звери стали даже нападать на своего хозяина.
Можно предположить, что между животными в раю и человеком возобновятся те же гармоничные взаимоотношения, какие были прежде грехопадения, о чем свидетельствует и пророк Исайя: И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа.
(Ис. 11: 8-9)
Известно, что до Великого потопа не только люди не вкушали мяса, но и не существовало хищников — все были травоядными. Впоследствии Бог благословил человека использовать в качестве еды мясо некоторых зверей.
Мы знаем также о том, как многие святые проявляли ласку и любовь к животным, даже к хищникам, которую те очень хорошо чувствовали. Известен лев, который в благодарность за избавление от занозы всю жизнь дружил с преподобным Герасимом Иорданским и умер от горя рядом с ним в один день. Вместе они даже изображаются на иконах. Другой лев вырыл могилу для святой Марии Египетской.
Преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский кормили из рук медведей, других диких зверей. Из жития Германа Аляскинского мы узнаем также, как рядом с ним жили горностаи. Преподобному Брендану Мореплавателю всегда сопутствовал кит. Все это свидетельствует о том, что животные, по слову священника Константина Пархоменко, «чувствуют духовную атмосферу Рая», поэтому и посмертная участь их не может остаться без приобщения к вечности.
Как правильно относиться к домашним питомцам?
Любить своих домашних зверушек, как и вообще любую живность, безусловно, надо, независимо от того, будут животные в раю или нет. В этом проявляется любовь человека ко всему сотворенному Богом миру. С другой стороны, так можно воспитать в себе сострадательность ко всему живому, милосердие, ответственность и другие положительные качества.
Паисий Святогорец утверждал: для животных нет иного утешения, кроме нашей любви: Для животных человек — это Бог. Как мы просим помощи у Бога, так они просят помощи у человека
. Однако же и в этом деле нужно проявлять элементарное благоразумие. Никогда не стоит забывать об установленной Богом иерархии. Из всего сотворенного (тварного) мира звери, безусловно, ближе всего находятся к человеку, но не они являются венцом творения.
Слишком частое, к сожалению, сегодня явление, когда люди проявляют невиданное милосердие к зверушкам — чаще всего они-то и интересуются их посмертной участью, — но при этом презрительно относятся к людям, своим ближним. Нежно сюсюкаясь с кошечками и собаками, они в то же время являются настоящими тиранами для своей семьи. Понятно, что ничего нормального в этом нет.
Еще более распространенная ошибка: когда из домашних любимцев создаются идолы или кумиры. Люди становятся настоящими кото- или собакоугодниками вместо того, чтобы быть их хозяевами. Это нарушение второй заповеди Декалога: не сотвори себе кумира. О тех же случаях, когда на кошках или собаках женятся или на них переписывается наследство, мы и вовсе говорить не будем. Все это противоречит не только христианским нормам, но и здравому уму. Одним словом, любовь к животным должна быть рассудительной, благоразумной и целомудренной.
Можно ли молиться о любимцах?
В то же время молиться о питомцах можно. Например, в случае их болезни (но не о посмертной участи). В этом тоже проявляется попечение человека о всей твари. Просить можно своими словами, не обязательно разыскивать какую-то особую молитву. Впрочем, в православии есть несколько святых, которым принято молиться о животных.
Георгий Победоносец, мученики Трифон, Власий, Флор и Лавр — в основном их просят о выздоровлении и сохранении сельскохозяйственного скота. В некоторых случаях даже можно покропить живность святой водой. А вот давать им внутрь такую воду, так же, как просфору или любую другую святыню, нельзя, так как этим оскверняется сама святыня.
Конечно, молиться можно только о здоровье питомцев, а не об их упокоении, независимо от того, будут ли животные в раю. И если это еще как-то можно допустить в детской молитве, по наивности, то для взрослого это окажется, как минимум, странным.
Является ли грехом убийство зверей?
Понятно, что убивать зверушек без необходимости или для развлечения — это признак жестокости и хладнокровия. Очевидно, за любое такое преступление каждый должен будет дать ответ на Страшном Суде. Убийство же определенных животных для употребления в пищу, мы помним, было разрешено Богом.
Более сложный вопрос: можно ли усыплять питомцев в случае неизлечимой болезни? Никаких канонических правил на этот счет не существует, так как данное средство было изобретено относительно недавно.
Большинство священников все же склоняется к мнению, что можно. Поскольку животные не очищаются через болезнь или страдания, душа зверей не склонна к покаянию. Все это оставляется на волю человека, он сам может решить, стоит ли усыплять питомца или нет, так как поставлен хозяином над ним.
О том, существует ли деление зверей на чистых и нечистых, читайте также в статье: «Существуют ли в православии нечистые животные?».
На вопрос о кошках в раю отвечает протоиерей Андрей Ткачев: