Как найти себе духовника в современном мире?
Содержание:
Практически каждый человек, придя в Церковь, рано или поздно пытается найти духовника, который бы вел его по спасительному пути. Однако задача эта, как видим, оказывается не из легких, и не всегда наши чаяния оправдываются, мы не находим то, что ищем. В этой статье мы попробуем дать несколько советов, которые, возможно, помогут облегчить поставленную задачу.
Зачем нужен духовный руководитель?
Для чего человеку необходим духовный руководитель? Для того, чтобы своими наставлениями вести его по духовному пути. Чтобы достигнуть своей главной цели — спасения, Царствия Небесного — мы должны научиться жить по заповедям, согласно с волей Божией. Очень часто мы сами не в состоянии увидеть и понять, в чем она состоит в нашей жизни, что для нас полезнее, нужнее.
Для этого и необходим духовник: чтобы разглядеть, что будет более полезно для нас, и направлять по этому пути. Конечно, пройти незнакомый путь можно и самому, но согласитесь, что с опытным проводником это сделать будет гораздо проще и вернее.
Поэтому правильно будет сказать, что духовный наставник нужен всем. Даже если найти его пока не удалось, но, по крайней мере, желание иметь такого советника должно обязательно присутствовать. Это первый признак здравомыслия и правильной самооценки сил верующего человека. Преподобный Антоний Оптинский писал:
Если кто, надеясь на свой разум, думает не иметь нужды в руководителе, таковой вскоре заблудит от пути правого.
При этом стоит, конечно, не забывать, что руководитель только направляет человека, указывает путь, от него же самого потребуется много личных усилий, чтобы этот путь пройти. Жить за него духовник не будет. Об этом же говорил Никон Оптинский:
Духовный отец, как столп, только указывает путь, а идти надо самому. Если духовный отец будет указывать, а ученик его сам не будет двигаться, то никуда не уйдет, а так и сгниет у этого столба.
Вся ответственность за совершаемые поступки всегда лежит на том, кто их совершает, а не на руководителе. Это важно помнить еще потому, что многие за желанием найти духовника пытаются только скрыть и оправдать свое малодушие.
Каким должен быть наставник?
Можно привести несколько общих обязательных правил — характеристик для духовника:
- он должен быть законно рукоположенным священником, не в запрете;
- нельзя брать в духовники раскольника или еретика;
- все взгляды, советы и благословения пастыря не должны противоречить Евангелию, заповедям Божьим;
- он должен быть духовно опытным, трезво- и здравомыслящим человеком;
- обязательным условием для доверительных отношений между руководителем и его «подопечным» должно быть некое духовное родство;
- желательно, чтобы у вас был налажен постоянный контакт в духовником;
- важно, чтобы такой человек вел вас ко Христу, а не привязывал к себе;
- духовный наставник, прежде всего, должен быть мудрым советником, который не будет подавлять вашу личность, личную свободу человека, и стараться вас переделать «под себя».
Это только часть общих требований, которых следует придерживаться. То, что на своем личном примере духовник должен воплощать главные Христовы качества, такие как кротость и смирение, является очевидным. Поэтому если священник сам, например, попросится к вам в руководители или же в ответ на ваше предложение с радостью согласится — это будет верный признак того, что такой человек еще духовно не созрел, и брать его в наставники лучше не стоит.
Настоящий духовник всегда осознает огромную ответственность за каждое свое «чадо» и поэтому торопиться с духовным «усыновлением» не станет. И вообще, чтобы правильно найти духовника, вам следует проявить большое терпение и осторожность, так как от этого зависит очень многое. Иоанн (Крестьянкин) в одном из писем писал:
Не спешите первого встречного священника назвать духовником. Ходите в церковь, исповедуйтесь, спрашивайте о волнующих вас вопросах у многих, и только когда поймете, что из многих — один самый близкий душе вашей, будете обращаться только к нему.
«Пастырь добрый» или строгий?
Зачастую неправильное представление о предмете своего поиска мешает нам найти то, что нужно. Так бывает и с духовным руководством. Довольно популярным явлением, особенно для новичков, бывает стремление найти духовника строгого и безжалостного, который не будет с вами «сюсюкаться» и не позволит «сесть себе на голову». Вот найду такого пастыря, считает неофит, и сразу жизнь наладится.
Однако чаще всего такая позиция вызвана неправильной самооценкой и самомнением. Строгость нужна тому, кто может ее понести, а мягкому человеку, пожалуй, лучше иметь более мягкого руководителя. Каждый должен искать то, что ему ближе по темпераменту. Конечно, Иоанн Лествичник говорил еще: Не ищи ласкателя в духовнике
. Это значит, что и в сторону слишком жалостливого отношения к себе уклоняться не стоит.
Разумнее всего, одним словом, держаться «золотой середины», чтобы и строгость, и милующее отношение были гармонично дозированы. Вспомним, как учил Феофан Затворник, что духовная жизнь человека должна напоминать струну: и не слишком сильно натянута, чтобы не порваться, но и не опущенной, чтобы хорошо звучать.
Почему не нужно искать старцев?
Еще одно модное явление в православной среде, которое трудно изживается, — желание найти духовника именно среди старцев. Старцы — это особенные люди, которые наделены особой харизмой, благодатью, дарами Святого Духа, дающими им способность врачевать человеческие души наиболее искусно.
Следует сказать, что изначально традиция духовничества вышла именно из среды старчества. Оно предполагало полное послушание своему духовнику, абсолютное отсечение своей воли. Такой вид послушания сегодня нам недоступен, он может иметь место только в монастырях, да и то не во всех. Тем более, что старцев сегодня почти не осталось, а если они где-то и есть, то тщательно скрываются от человеческой славы.
Поэтому искать старцев категорически не рекомендуется. Существует большая опасность, что вы попадете на лже- или младостарца (людей, ведущих себя как старцы, но ими не являющихся), а это, безусловно, может нанести непоправимый урон вашей душе. Лучше всего держаться безопасного пути, и в нашем случае любой трезвомыслящий, сострадательный к людям приходской священник гораздо больше подойдет на роль духовного наставника.
Причем семейным мирским людям советуют больше обращаться именно к семейным священникам, а монахам, соответственно, к монашествующим. Логично, что лучше всего совет может дать тот духовник, у которого в этом деле есть какой-то опыт.
Основные ошибки в отношениях с духовным отцом
Одна из самых распространенных ошибок в отношениях между духовным чадом и его учителем — это излишняя человеческая привязанность, переходящая пристрастие. Святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждал:
Охранитесь от пристрастия к наставнику. Совет и послушание чисты и угодны Богу до тех пор, пока не осквернены пристрастием. Пристрастие делает любимого человека кумиром, от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог.
В отношениях между духовным наставником и «подопечным», вообще любым пастырем и пасомым должна сохраняться разумная дистанция, не должно быть никакой фамильярности. Иначе это может губительно сказаться как на самих этих отношениях, так и на душе человека в целом.
Жизнь священника представляет собой особый соблазн не только для посторонних, но и для верующих людей. Поэтому лучше всего не пытаться ее узнать во всех подробностях. Этим, кроме того, обязательно не преминет воспользоваться «враг рода человеческого», показав все в искаженном виде и преувеличив.
Не нужно также пытаться «присвоить» духовника себе, докучать ему излишними и маловажными вопросами. Пастырь не является ничьим «достоянием», его время и внимание одинаково принадлежат всем «алчущим» духовного совета и утешения.
Вопросы, в которых духовник — не судья
Существует, кроме того, целый ряд вопросов, которые духовный наставник категорически не имеет права за вас решать и даже настойчиво советовать. Например, он не может указывать, на ком вам жениться или за кого выходить замуж, стоит ли вам уходить в монастырь, решать другие судьбоносные вопросы, касающиеся семейной жизни и работы.
Нет смысла также обращаться к пастырю за советом в каких-то чисто житейских или хозяйственных, административных вопросах. Искать помощи нужно только в том, в чем человек действительно компетентен, в чем может дать вам совет. А требовать невозможного ни от кого не нужно.
Что делать, если нет духовного руководителя?
Несмотря на обилие открытых действующих храмов, найти духовника сегодня оказывается задачей не из простых. И даже если вам посчастливится попасть на такого опытного и рассудительного батюшку, то, как правило, желающих «записаться» в его духовные чада оказывается слишком много, и не всем он даже чисто физически может уделить достаточно времени и внимания. Такие священники оказываются то, что называется — «на расхват».
Что же делать, если найти духовного руководителя вам пока не удалось? Во-первых, не отчаиваться. Нужно быть довольным тем, что вы имеете на данный момент, и за все благодарить Бога. Но и просить о наставнике тоже не следует забывать. Придет время, и такой духовный отец найдется. Пока же заменить его вполне может чтение: Священное Писание, наставления святых отцов. В любом случае сверять с ними свою жизнь, даже имея руководителя, нужно будет всегда.
Интересно на вопросы о духовничестве отвечает протоиерей Андрей Ткачев: