Церковь как корабль спасения
«В чистом единении веры и любви еще на земле должна образоваться способность к высочайшему соединению с Богом и святыми на Небе».
Филарет, митрополит Московский
«Этот большой и безопасный корабль прообразован Ноевым ковчегом, по общему мнению святых отцов и учителей. Как святой Ной со всем домом своим спасся в ковчеге от всемирного потопа, а все, бывшие вне ковчега, погибли, так и ныне: спасаются только те от греховного потопа, от гнева Божия и вечного осуждения, которые находятся в Святой Церкви и являются ее истинными сынами. Прочие же все, пребывающие вне, погибают и тонут в потопе адской бездны».
Святитель Тихон Задонский
«И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую». Кто знает значение слова «Геннисарет» — «цветущая долина», тот поймет, что эта переправа Иисуса Христа с апостолами и бывшими в лодке в землю Геннисаретскую означает, что Он, освободив Свою Церковь от гонений и возможности крушения, успокоит ее в самой тихой пристани».
Блаженный Иероним
«…Ветхозаветная Церковь основана Богом… Она передана делателям — иудейскому народу… Новозаветная Церковь основана Богочеловеком… Она передана другому народу, составившемуся из всех народов, христианам… Иудеи должны были дать отчет Богу в сохранении дара Божия, в управлении и распоряжении даром Божиим. Так как поведение их оказалось преступным, то они устранены — впрочем, когда уже они устранились произвольно в духе, — и подвергнуты казни. Равным образом потребуется отчет от христиан, как они употребили вообще установление Божие — Новозаветную Церковь — и частные установления в ней, каково монашество».
Епископ Игнатий (Брянчанинов)
«Царство Небесное подобно „зерну горчичному“ и „закваске“ (Мф. 13:31–33). Маленькое горчичное зерно разрастается в большой куст, от закваски вскисает все замешанное тесто. Тут, с одной стороны, прообраз Церкви, которая сначала состояла только из апостолов и нескольких других лиц, потом разрослась и сделалась многочисленной, пропитала собой все человечество; с другой — образ духовной жизни, раскрывающейся в каждом человеке. Первое зернышко ее — это намерение и решимость спасаться через богоугождение, по вере в Господа Спасителя. Эта решимость, как бы она ни была крепка, похожа на точку. Вначале решимость охватывает только сознание и волю; потом из этого развивается вся духовная деятельность. Решимость возрастает в проявлениях и силе, мужает и начинает проникать душу во всех ее силах — ум, волю, чувство — и наполняет их собою,„заквашивает“ их по своему духу. И проникает все естество человеческое: тело, и душу, и дух, в котором зарождается».
Епископ Феофан Затворник