X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Всегда ли следует подавать милостыню просящим?

Содержание:

Во всех, даже самых, казалось бы, простых и очевидных вещах, Церковь всегда призывала нас к рассудительности. Одним из таких очевидных, но не всегда простых вопросов является следующий: всегда ли нужно без разбора подавать милостыню? Попробуем узнать, что отвечают на это Библия, святые отцы и современные священники.

Нищий возле ступенек

Зачем нужно благотворить ближним?

Наиболее лаконичный ответ на вопрос о значении милостыни можно найти в Заповедях блаженства: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7). Что означает здесь «помилованы»? Очевидно, что за это им простятся многие грехи. Другими словами, Господь отнесется к людям после их смерти так же, как и они относились к своим ближним при жизни: милующего — помилует, жестокого — накажет.

В Ветхом Завете мы встречаем другую формулировку: Благотворящий бедному дает взаймы Господу и Он воздаст ему за благодеяние его (Притч. 19, 17). Чем именно воздаст Господь, здесь не уточняется. Но есть в «Притчах Соломоновых» и другое высказывание: Дающий нищему не обеднеет (Притч. 28, 27). Какое именно богатство — здесь не уточняется, но можно предположить, что и материальное тоже.

Вот в погоне за этими земными благами обычно и совершается большинство сегодняшних дел милосердия. Почему часто и звучит популярный «слоган» неизвестного происхождения Рука дающего не оскудеет. Но очевидно, что для истинных христиан это не может быть единственным стимулом для благих дел, так как мы ищем не земного, а небесного. Сравните это со словами святителя Иоанна Златоуста:

Велика сила милостыни... Бедные — врачи наших душ, благодетели, предстатели, потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь… Ты даешь хлеб, а получаешь жизнь вечную, даешь одежду, а получаешь одеяние бессмертия, даешь пристанище под своим кровом, а получаешь Царство Небесное, даешь блага погибающие, а получаешь блага постоянно пребывающие.

Следовательно, через милостыню Сам Господь дает нам возможность угодить Ему, через простое благодеяние, дела милосердия, как бы «компенсировать» тот недостаток добродетелей, который нам всегда присущ. Вот почему еще святитель называл милостыню царицей добродетелей, весьма скоро возводящей людей в Небесные своды.

Но существуют два важных момента, два предостережения, которые могут просто аннулировать наши добрые дела или намерения, если их не учесть:

  • подавать милостыню можно только из праведного богатства, заработанного честным трудом;
  • своими благодеяниями не стоит гордиться и говорить о них вслух (пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6, 4); Нет пользы от благотворительности, о которой трубят трубою... (свт. Василий Великий)).

Калека просит денег

Примеры из жизни святых

Наиболее яркое, пожалуй, представление о важности благотворительности дает история из жития святого апостола Фомы. Раздавая богатство индийского царя, предназначенное для строительства земного замка, нищим, он построил ему вместо этого нерукотворный дворец на небе, что увидел впоследствии и подтвердил внезапно умерший брат царя.

В житии преподобного Пафнутия Боровского встречается другая история, также подчеркивающая значимость дел милосердия. Ему было откровение по поводу одного умершего человека, который при жизни любил благотворить нищим. Этот человек стоял перед огненной рекой, которая преграждала ему путь в райские селения. И тогда неизвестные нищие стали один за одним ложиться перед ним, образуя своеобразный мост, по которому он и прошел через реку.

Пафнутий Боровский говорил, что Господь мог бы послать к этому человеку и ангелов, чтобы они его перенесли, но так сделал именно ради его большого «нищелюбия».

Сжатый кулак

«Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих»

В то же время уже в раннехристианских источниках встречается мысль о том, что подавать милостыню не следует безрассудно, нужно знать, кому давать. Так, в «Дидахе», датируемом концом II века, читаем:

Всякому просящему у тебя давай. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен! Горе тому, кто берет! Ибо если берет, имея в том нужду, то он неповинен, а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что взял… Впрочем, об этом сказано еще так: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь.

Еще более резко и категорично высказывался об этом святитель Василий Великий:

Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающихся от просящих по любостяжательности. Кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу, а кто дает всякому мимоходящему, тот бросает псу, который докучает своей неотвязностью, но не возбуждает жалость своей нищетой.

Как видим, и в делах милосердия нужна большая рассудительность, к чему склоняется и большинство современных священников. И даже святитель Иоанн Златоуст, который воспевал благотворительность как одну из высших добродетелей и, в основном, призывал относиться в ней не избирательно к ближним, в то же время писал: ...Милостыня предназначена только для тех, которые не имеют силы трудами рук своих удовлетворять своих нужд, или для наставников, всецело посвятивших себя делу учения.

Вспомним также, что более близкий к нам по времени святой, праведный Иоанн Кронштадтский, вначале своего подвижнического пути благотворил всем и каждому без разбора, почему часто приходил домой босым и без верхней одежды. За что даже его супруга Елизавета Константиновна настояла на том, чтобы священническую зарплату отдавали ей, а не мужу, так как не на что было жить.

Но, впрочем, вскоре и он разглядел другую, пагубную сторону такой бессмысленной благотворительности, после чего устроил Дом трудолюбия, в котором давал возможность нищим не только жить и питаться, но и трудиться. И это дело в скором времени вполне оправдало себя.

Протянутые руки просящих

Кому лучше давать подаяние?

В Священном Писании ничего прямо не сказано о том, кому именно нужно подавать милостыню. В Евангелии от Луки говорится о «всяком просящем». В духе христианских заповедей, кроме того, сказано, что оказывать милость нужно в первую очередь своим врагам. В таком случае нам удастся сокрушить сразу нескольких «змиевых глав»: ненависть, корыстолюбие и лицеприятие (избирательное отношение к ближним).

Евангельская история о женщине-хананеянке наводит на еще одну мысль. Мы помним, что Господь Иисус Христос вначале как будто отказывает ей в помощи исцелить ее больную дочь, объясняя это тем, что она — иноплеменница, а Он «послан только к погибшим овцам дома Израилева». Это указывает на мысль о том, что оказывать милосердие нужно прежде всего также тем, кто для нас является непосредственно нашим ближним, по родству или, так сказать, «территориально», то есть тем, кто в данный момент находится рядом с нами и нуждается в нашей помощи.

Это очень важный момент, нужно заметить. Потому что очень часто в нашей жизни бывает так, что мы ищем каких-то возвышенных и громких подвигов, пытаемся творить дела милосердия каким-то «дальним» людям, а к своим родным и близким относимся презрительно, жестокосердно. Такое лицемерие, конечно, недопустимо для любого христианина, и такая показная благотворительность, можно быть уверенным, пользы не принесет.

Кроме того, есть категории людей, которым пастыри не рекомендуют жертвовать деньги, так как это будет только поощрять их плохие наклонности, и мы станем в этом случае соучастниками их преступления. К таким категориям можно отнести:

  • явных алкоголиков и наркоманов;
  • профессиональных попрошаек (если вы в этом уверены);
  • очевидных тунеядцев (если у них нет физических недостатков, не позволяющих им работать);
  • нагло просящих, требующих милостыни.

Но если вы все же сомневаетесь, нужно ли конкретному человеку подавать милостыню, не уверены на его счет, то лучше все-таки склониться в сторону милосердия, а Господь Сам рассудит. Иначе нам все будут казаться недостойными.

Рука протягивает хлеб

Что и в каких количествах давать просящему?

Закономерно далее возникает вопрос: сколько и чего нужно жертвовать? Священники зачастую говорят, что в сомнительных случаях лучше самим покупать продукты или приносить одежду, то есть оказывать конкретную помощь, а не сорить деньгами. Как правило, в такой ситуации отсеивается более половины просящих. Поэтому лучше не полениться и сходить купить нищему сосиску, булку хлеба или принести что-нибудь съестное из дома.

Причем если вы действительно хотите совершить настоящее дело милосердия, то не тащите нуждающимся то, что предназначено исключительно для мусорника или непригодно к употреблению. Жертва бывает жертвой только тогда, когда вы отдаете лучшее, а не худшее из своих запасов.

Следующий вопрос: сколько давать? Очевидно, что столько, чтобы мы сами после этого не испытывали нужду. Плох будет тот дающий, от щедрости которого впоследствии голодает его семья. Иначе говоря, давать нужно только от излишка. Никто не принуждает нас приносить в жертву две последние «вдовицины лепты». Для нас такой поступок не будет спасительным, мы если и выживем после него физически, то пропадем духовно, так как обязательно возгордимся.

Важно в этом деле также учитывать личные слабости, греховные наклонности. Если, допустим, вы подозреваете себя в жадности, то лучше подавать милостыню чуть больше, чем обычно. Если же человек, напротив, склонен к расточительности, не умеет разумно распоряжаться деньгами, то ему, пожалуй, лучше и вовсе не давать. Впрочем, потраченные не на себя эти деньги, может, и принесут больше пользы, если жертвователь только не будет после этого превозноситься.

Просящий возле статуи

Пропьет или не пропьет?

И вот наступает «ключевой момент»… Практика показывает, что он наступает почти всегда и у всех, рано или поздно. Мы пожертвовали деньги человеку и спустя время встречаем его, что называется, не в лучшем своем виде: пьяного, нагло просящего еще, с сигаретой в зубах. Что делать? Ничего.

Очевидно, что подавать милостыню деньгами и даже продуктами больше не надо. Но и осуждать не торопитесь. Вы свое благое дело совершили, как он этим распорядился — уже не ваша вина. Господь жертву принял, можете не сомневаться. Ответственность за бездумную растрату лежит всецело на том человеке (Горе тому, кто берет! — вспомните «Дидахе»). Дальше все предайте в руки Божьи. Возможно, через эту картину, которую вы увидели, Он уберег вас от большего греха, чем нерассудительность — гордыни за свой поступок.

Подробнее о милостыне расскажет протоиерей Владимир Головин:


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Блаженны милостивые, или Делая добро ближнему, помогаешь себе
Блаженны милостивые — пятая заповедь блаженства
Комментарии