X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Как изменить себя и мир при помощи философии?

Содержание:

Философия — одно из древнейших средств познания и преобразования мира. Впрочем, не единственное — инструментарий древнего (и еще в большей степени современного) человека достаточно обширен. Мифология, религиозно-психологические доктрины, точные науки — вот далеко не полный перечень.

Возникновение философии: от общего к частному и обратно

Мыслители древности вовсе не являлись обладателями непреложных, а тем более тайных, знаний. Возникновение философии (любви к мудрости) связано с жаждой познания, а истинно познать что-либо, не полюбив его, как известно, невозможно. Поэтому философия — не истина в последней инстанции, но только желание владеть ею — некое состояние сознания, при котором человек стремится к обладанию невозможным.

Древние вопросы

Платон и Аристотель формулировали это предельно ясно: познание и философия начинаются с изумления. А удивлялся человек во все времена звездному небу и солнцу над головой, переменчивости и неизвестности собственной судьбы. Поэтому античная философия изначально интересовалась «последними» вопросами бытия. Как возникла и устроена Вселенная? Что есть человек и в чем смысл его существования?

Диоген

Случались на этом пути и курьезы. Однажды философ Платон дал следующее определение, которое пользовалось огромным успехом в древних Афинах: «Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев». Киник Диоген, прослышав об этом, вылез из своей бочки, ощипал петуха и принес в Академию со словами: «Вот платоновский человек!» После этого к определению было добавлено: «И с широкими ногтями».

Современные парадоксы

Подобные уточнения свойственны, однако, не только античной философии, но и современным глубоко специализированным наукам. Чего стоит одно лишь погружение ученых в недра атома, который становится при этом сложнее не по дням, а по часам, и дробится на все более элементарные частицы.

Строение атома

Среди последних, кстати, присутствуют не только «неуловимые» бозоны, но и гипотетические тахионы, движущиеся исключительно со скоростью выше световой, по причине чего (простите за каламбур) возможно нарушение принципа причинности.

Предмет философии в античности: физика и нравственность

Метафизика («первая философия») древности, напротив, включала в себя весь комплекс наук, которые еще не были разделены на узкие дисциплины. С одной стороны, она освобождала человека от страха и суеверий. Так, один из семи греческих мудрецов Фалес первым объяснил причины и механизм солнечных затмений. Это было особенно важно для архаичной Эллады, поскольку древнегреческая мифология обожествляла природные силы, но не имела единого божества, ответственного за счастье и горести человека.

Нравственные заповеди античности

С другой стороны, еще до возникновения философии Сократа мудрецы призывали человека обуздывать собственную душу.

Мудрецы Греции

Учили они самым очевидным вещам:

  • «Почитай богов». (Солон)
  • «Причиной любой удачи считай богов, а не себя». (Биант)
  • «Отца надо уважать». (Клеобул)
  • «Строго накажи твое дитя, убившее насекомое. С этого начинается человекоубийство». (Пифагор)
  • «Добропорядочность нрава соблюдай вернее клятвы». (Солон)
  • «Предпочитай убыток позорной прибыли: первое огорчит один раз, второе будет огорчать всегда». (Хилон)
  • «Не лги, но говори правду». (Солон)
  • «Не обогащайся нечестным путем». (Фалес)

Позднее философия Платона (V-IV вв. до н. э.) стала одной из первых метафизических систем, которая учила о бессмертии души и посмертном воздаянии за земные деяния. А Аристотель на вопрос: «Как вести себя с друзьями?» – отвечал: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами».

Кто сказал первый?

Конечно, извечный спор о том, кто раньше сформулировал наиболее общие этические принципы, едва ли будет однажды разрешен однозначно. Это тем более невозможно, что и священные книги (Тора до середины VII в. до н. э.), и естественно-научные труды (книги Аристотеля и Феофраста до I в. до н. э.) нередко исчезали из обращения на несколько веков.

Древние книги

Степень взаимовлияния философских, религиозных и этических идей определить по этой и ряду других причин крайне сложно.

Осевое время: единство мира и философские учения

Бесспорно другое. Философия истории в лице К. Ясперса указывает на существование некоего осевого времени (приблизительно с 800 по 200 гг. до н. э.), когда сформировались все основные религиозно-этические и философские учения, в той или иной форме существующие и в наши дни. В этот период произошли колоссальные изменения, которые сделали человека архаичного чрезвычайно близким нашим современникам в духовной и этической сфере.

Запад есть Запад, Восток есть Восток

Собственно, наибольшие перемены в мышлении произошли в течение VI-III вв. до н. э. На Востоке — это время Заратустры, Будды, Лао-Цзы и Конфуция. Для эллинского мира данного периода характерно снижение влияния греческой мифологии, изменение ролей прежних и появление новых обитателей Олимпа. Так, в V в. до н. э. возникает культ Тихе — богини случая, поклонение которой становится повсеместным в период эллинизма. Во многих полисах (Александрии, Антиохии) она становится покровительницей городов.

Гераклит

Время очевидных этических наставлений семи мудрецов VII-VI вв. до н. э. сменяется появлением первых философов и интересом к устройству мироздания (Гераклит), поиску первоэлементов Вселенной (Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор, Демокрит). После нравственных наставлений Сократа, диалогов Платона и метафизики Аристотеля в античной философии возрождается интерес к этическим проблемам. Почти одновременно в III в. до н. э. возникают и расцветают школы стоиков (Зенон), киников (последователи Диогена), скептиков (Пиррон), эпикуреизма.

Человечество как бы одновременно во всех уголках планеты созревает к тому, чтобы задуматься о смысле собственного существования.

Влияние античности на средневековую философию

Все последующие преобразования духовной жизни человечества базировались именно на достижениях «осевого времени». Реформирование и появление новых теологических доктрин происходило на базе уже существовавших религий (преимущественно монотеистических) и сакрально-психологических учений. Средневековая философия полными пригоршнями черпает идеи из доступных древних источников.

Фома Аквинский

Европейское Возрождение также было связано не только со следованием античным образцам в искусстве, но и в значительной мере — с новым открытием и перепрочтением философии Аристотеля. Его учение достаточно сильно повлияло на формирование взглядов Фомы Аквината.

Василий Великий

Впрочем, и неоплатонизм стал существенной частью новозаветной религиозной традиции. В разной степени он оказал влияние на святых отцов и византийской (Василий Великий, Григорий Нисский, Максим Исповедник), и западноевропейской ветвей христианства (Блаженный Августин, Ансельм Кентерберийский, Мейстер Экхарт).

Античная философия и власть

В древности знание было не менее ценно, нежели деньги и власть. Собственно, мудрость являлась весьма и весьма востребованной валютой. Античных философов принимали самые могущественные властители мира: царь Персии, тиран Сиракуз Дионисий, египетский фараон Нектанеб.

Поход Александра и философские эксперименты

О встречах и беседах Александра Македонского с Диогеном хорошо известно. Однако, не все знают, что в персидском походе великого завоевателя сопровождал целый штат философов, в числе которых были Анаксарх, Пиррон, Каллисфен. В каждой из завоеванных земель царь находил возможность и время для ученых бесед с религиозными и философскими светочами покоренных народов. Так было в Персии, Египте, Палестине, Индии.

Александр Македонский

По сути, поход Александра являлся практическим воплощением сразу нескольких теоретических тезисов философии Аристотеля:

  • о деятельном уме,
  • философствующем правителе,
  • рабской природе варваров и справедливости захватнических войн против них.

Империя Александра Македонского и современный глобализм

Но на практике ученик не оправдал надежд своего воспитателя — отчасти из-за ранней смерти, к которой якобы был причастен сам Стагирит, в большей мере — из-за повсеместного принятия обычаев и воззрений покоренных народов.

Александр разрубает гордиев узел

Тем не менее, он успел соединить в глобальный гордиев узел мир, в котором мы обитаем и сегодня. И если мультикультурность в современном мире, как ни удивительно, — заслуга «кровожадного завоевателя» Александра, то животная ненависть к иноязычию и отрицание непривычного мировоззрения, как ни парадоксально, – отзвук рафинированной философии Аристотеля.

Философское мышление и картина мира

Результат философского деяния не всегда предсказуем. Тем не менее, любое осмысленное метафизическое действие способно радикально изменить окружающий мир.

Земля под ногами

Простой пример: в конце III в. до н. э. Эратосфен с минимальной ошибкой вычислил размер окружности земного экватора.

Плоская ЗемляВпоследствии на протяжении более чем полутора десятков веков обыватели уверенно шагали по плоской Земле, покоящейся на трех китах. И хотя в практическом смысле это мало что меняло для человека Темных Веков, у средневековой философии в пазле мироздания оставалось чересчур много невостребованных фрагментов.

Мир в голове

Специфика философии состоит именно в том, что определенный набор исходных положений позволяет сконструировать совершенно особенный и неповторимый ландшафт мироздания:

  • загадочная и непознаваемая Вселенная, о которой невозможно сказать ничего определенного — поскольку все инструменты познания (и чувственные, и разумные), согласно Пиррону, весьма недостоверны;
  • мир, существующий исключительно для меня одного: возникающий (как утверждает солипсизм), когда я обращаю на него взор, и исчезающий, если я отворачиваюсь либо закрываю глаза;

Эпикур

  • космическая обитель, где (согласно философии Эпикура) телесная боль непродолжительна, смерть не имеет никакого отношения к человеку, но в которой, тем не менее, нельзя жить сладко, не живя разумно и праведно.

Иллюзии и аллюзии

Скажете, что все это иллюзия? А что, в конце концов, не иллюзия? «По уговору холод, по уговору тепло, по существу же лишь атомы и пустота», — как говорил Демокрит.

Или такая уж вовсе анекдотическая ситуация. На столик Декарта в ресторане кладут винную карту. «Что-нибудь еще будете пить?» — «Не думаю», — отвечает посетитель, и исчезает…

Декарт

Официант лишь разведет в недоумении руками. Но человек, помнящий изречение «Я мыслю — следовательно, я существую», с радостью отметит возможность абсолютно бесплатно получить волшебный шанс мыслить и исчезать из мира по собственному усмотрению.

В конце концов, философия — пожалуй, наиболее действенный инструмент, который позволяет сделать мир коммуникативно определенным и уникальным одновременно, а человека (субъекта, индивидуума, адепта, юзера) в нем — самодостаточным и сознающим цели и пределы собственного существования.

Основные события осевого времени в Древнем Китае представлены на видео.


Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Теория Дарвина — человеческое объяснение творения
Теория Дарвина — Книга Бытия от натуралиста
Научные сайты
Комментарии